НЕ ДО НАС

НЕ ДО НАС

Дмитрий КАРАСЕВ, главный редактор деловой газеты «Бизнес в Сибири»

Покойный президент Борис Ельцин некогда подметил, что в России по закону можно только умереть. Долгое время бизнес и государство сходились во мнении, что наше законодательство вообще и налоговая система в частности, мягко говоря, несовершенны. Поэтому представители государства выискивали «дыры», позволявшие бизнесменам недоплачивать налоги, и «штопали» их. Тогда как предприниматели почитали делом чести найти новые — во-первых, зачем я буду платить свои «кровные» власти, которая о себе позаботиться не может. Во-вторых, все одно разворуют.

Время шло, «правильных» законов, как и чиновников, призванных следить за их соблюдением, становилось все больше, власть научилась о себе родимой заботиться, а энергичный президент Дмитрий Медведев «вбросил» идею о «снятии административных барьеров». Тем временем вести бизнес легче не стало, а количество схем «оптимизации налогообложения» радикально сократилось. Так как государственные резервы стали подходить к концу, правительству остается только сокращать «социалку» и наращивать налоговое бремя. Поскольку «резать» социальные программы по сегодняшним временам — все равно что у младенца титю отнять, остается второе.

С 1 января вступает в силу законодательная «новелла» о замене ЕСН на взносы во внебюджетные фонды, сумма которых для большинства предприятий составит 34%. Для компаний, прежде пользовавшихся льготными режимами налогообложения, нагрузка на фонд оплаты труда может вырасти от 1,5 до 2,5 раз. Рентабельность большинства российских компаний в посткризисный период чуть выше или на грани окупаемости. Поэтому государство, пекущееся о наполнении бюджета, получит результат, обратный желаемому, — сокращение налоговой базы. Грядет новая волна закрытия предприятий, урезания зарплат (по предварительным расчетам на 15%) либо увода их в «тень».

Это не единственный «подарочек» нашего, с позволения сказать, всероссийского «Санты». Минфин подготовил поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие введение единого налога на недвижимость, который уже с 2013 года может заменить собой земельный налог и налог на имущество физических лиц и организаций. Минимальная базовая ставка составит 0,1% от стоимости имущества. Подразумевается, что данный налог будет рассчитываться исходя не из оценки БТИ, а рыночной стоимости недвижимости. Её получают из цены предложения, из которой оценщики сравнительным методом выводят среднеарифметическую стоимость объекта недвижимости. Следует ожидать, что в наибольшем «восторге» от налоговой «новации» будут производственные предприятия, владельцы элитного жилья и небогатые граждане, в результате приватизации получившие жилье в престижных районах или большой площади, которые вскоре окажутся не способны его содержать...

Как сообщил начальник Управления корпоративных отношений РСПП Александр ВАРВАРИН, если до кризиса предпринимателей прежде всего волновали дефицит квалифицированных кадров и рост цен, то по итогам 2009 года 63% опрошенных бизнесменов волнует коррупция. Однако на деле святая борьба с коррупцией часто подменяется её имитацией. По ней вскоре ударят... Интернетом. Минэкономразвития до конца года взялось проверить как министерства и ведомства реагируют на жалобы предпринимателей, размещенные на их сайтах. Наверняка это приведет завзятых коррупционеров и взяточников в немалый страх.

Объединения предпринимателей, конечно, только «за». Например, радостную весть о поддержке премьер-министром Путиным идеи совместного создания антикоррупционного сайта, сообщил вице-президент «Деловой России» Александр ГАЛУШКА.

Начальник юридического отдела организации малого бизнеса «ОПОРА России» Ирина Юнкман тоже исполнена благих намерений: «Необходимо четко регламентировать действия чиновников, создать высокие этические стандарты их поведения и следить за их соблюдением. Ну и конечно, очень важным фактором в борьбе с коррупцией является наличие независимой судебной власти». Все это хорошо на словах, тогда как на деле на всех этих направлениях дела обстоят «из рук вон». Что до этических стандартов... Мораль наших чиновников, как правописание у советского Винни-Пуха, — хорошее, но хромает.

Зато у тех, кто задействовал пресловутый «административный ресурс», бизнес спорится. В этом случае деньги создаются не крайним напряжением предпринимательских усилий, а буквально из воздуха. Так, согласно постановлению Правительства РФ с 19 октября в качестве компенсации обладателям авторских прав установлен сбор 1% от продажи всех реализуемых на территории РФ носителей информации (дисков, флэшек и т. д.), даже если они пустые. Средства будут перечисляться Российскому союзу правообладателей (РСП) во главе с небезызвестным Никитой Михалковым. Предполагается, что «навар» может составить $ 150 - 200 млн. в год. Как говорится, «на этот процент я и живу». А уж как «авторы» расцветут! Однако почему бог (или почти бог) дает тому, кому и так всего хватает? Как писал Григорий Остер, «если ты в своем кармане ни копейки не нашел, загляни в карман соседа. Очевидно, деньги там».

Таким образом, с одной стороны, если кому-то нельзя, но очень хочется, то можно. С другой, у вас могут что-то отнять и им за это ничего не будет. Наглядный тому пример - недавно рассмотренный Высшим арбитражным судом спор между банком-кредитором и компанией-заемщиком. ВАС так и не смог внести ясность, почему даже после полного погашения ипотечного кредита кредитор может не снять залог с имущества и суд не может его заставить это сделать. Да здравствует самый гуманный российский суд?

Другой немаловажный вопрос — почему к отечественным предприятиям государством применяются двойные стандарты? «Системообразующим» в трудную минуту помогли триллионными вливаниями из всероссийской кубышки. Отчего же, когда там денег почти не осталось, их пытаются взыскать с тех, «кому не повезло»? Разве не справедливо сейчас потребовать финансовую помощь назад? Где наши сильномогучие органы финансового контроля, великая и ужасная Счетная Палата?

Между тем у «крупнейших» все «в шоколаде». Например, как отрапортовал первый зампред ЦБ РФ Геннадий МЕЛИКЬЯН, за последние девять месяцев прибыль банков составила 367 млрд рублей против 31 млрд. (более чем десятикратный рост!) за аналогичный период прошлого года. То, что убытки показали 119 банков (догадайтесь, получали ли они государственную «помощь»?), по мнению первого зампреда, хорошо: «Идет расслоение банков. Это нормально и свидетельствует о том, что кризис сработал (в смысле, туда им и дорога?)». Председатель ЦБ РФ Сергей ИГНАТЬЕВ еще более оптимистичен: «По уровню прибыли (по итогам 2010 года) мы приблизимся в рекордному 2007 году (около 500 млрд. рублей)».

Характерно, что самые нерыночные и архаичные, но «системообразующие» структуры «съели» государственные инвестиции и хотят еще. Так, Внешторгбанк планирует в 2011 году занять на рынке минимум $ 5 млрд. Тогда как всем известный национальный автогигант воспрял из небытия, как птица Феникс из пепла, благодаря государственной программе утилизации старых легковых машин, на обмене старого автохлама на свой новый. Это ли не доказательство, что в России законы экономики работают от обратного. У нас основу экономики составляет не малый и средний бизнес, а монополии и предприятия-гиганты. Причем чем они более устарелые и неповоротливые, тем им лучше...

И последнее, как за лесом может быть не видно деревьев, так и за действиями государства не видно, для кого оно старается. Президент Медведев на выездном заседании комиссии по энергоэффективности так прямо и сказал: «Для людей энергоэффективность, наши с вами разговоры кажутся какой-то бюрократической суетой... Мы делаем это для того, чтобы они меньше тратили... и об этом нужно талдычить с экранов телевизоров, из средств массовой информации... практически каждый день». И то сказать, программа замены одних лампочек на другие, но в десять раз дороже, в том, что мы будем меньше тратить, пока не убедила...

Еще один мазок к картинке российской действительности дает визит Дмитрия Медведева, первого из российских президентов осчастливившего присутствием Южные Курилы (что стало причиной дипломатического скандала с Японией). Заглянув в магазин, где куриные яйца за 80 рублей и корюшка (но большая) за 400 рублей, Президент РФ остался доволен снабжением и заверил аборигенов: «Здесь будет лучшая жизнь. Такая, как в центре России». Скажи Медведев «в центре Москвы», это бы наверное дальневосточников окрылило. Но если имелся в виду Волго-Вятский район или географический центр страны, расположенный в районе Новосибирска, то это вызывает недоумение. Таких цен на яйца и корюшку, как на Кунашире, там конечно нет, но и доходы и возможности оставляют желать лучшего. У всех россиян, вне зависимости от рокового места прописки, могут быть, как это сейчас говорят, свои «хотелки», но их обычно отбивают на стадии формирования. Ведь мы постоянно путаемся под ногами и мешаем государственным лицам отправлять свои обязанности. Например, судя по сводкам новостей, пьяным милиционерам стало невозможно по улицам ездить — автолюбители подставляют «бока», старики и дети бросаются под колеса. А тут еще Закон «О полиции». Не до нас...