ЕВРОПА НИЩАЕТ ИЗ-ЗА ПЕНСИОНЕРОВ

ЕВРОПА НИЩАЕТ ИЗ-ЗА ПЕНСИОНЕРОВ

Несмотря на то, что парламент Франции утвердил пенсионную реформу, в соответствии с которой в стране повышается средний возраст выхода на пенсию, забастовки и митинги противников этого решения продолжаются. Ранее, напомним, на улицы каждый день выходили до 3,5 млн. людей. О том, почему забастовки лишь отчасти связаны с реформой и почему повышение пенсионного возраста во Франции неизбежно, в интервью «Росбалту» рассказал автор книги «Пенсии в Европе, европейские пенсии», исследователь при факультете политологии итальянского Болонского университета Давид Натали (David Natali).

— Что вы думаете о реформе, которую продвигает президент Франции Николя Саркози? Насколько она необходима?
— Данную реформу нужно обязательно вписать в национальный контекст. Она была предложена премьер-министром Франсуа Фийоном и президентом Николя Саркози. И реакция на эту реформу была спровоцирована не столько ее содержанием, сколько проявлением недовольства в отношении президентства Саркози вообще. Люди выступают не столько против этой реформы, сколько вообще против политики, проводимой правым правительством в последние годы. В том, что касается содержания реформы, она пересекается с тем, что сделали другие европейские страны за последние 10-20 лет. Увеличение пенсионного возраста кажется наиболее очевидной стратегией для стабилизации пенсионной системы в Европе, которой грозят серьезные финансовые проблемы в связи со старением населения.
Во французском случае проблема заключалась в том, что так называемый «trou de la secu» — дефицит в системе социального обеспечения — был вызван, во-первых, старением населения, а это значит, что за этой реформой, возможно, последуют другие, так как надо найти баланс между доходами и тратами по социальным схемам. Во-вторых, дефицит спровоцирован низким уровнем занятости. Это было ключевой темой дискуссии между профсоюзами и правительством в последние несколько месяцев. Французские профсоюзы предлагали не повышать пенсионный возраст, а работать над повышением уровня занятости для молодых французов самых разных профессий. Они настаивали на том, что проблема должна решаться не за счет пожилой части населения, а за счет молодой.

Более того, наиболее острой является скорее проблема реализации на практике разного рода мер, а не проблема общего направления реформы. Так, есть существенная разница между юридическим пенсионным возрастом и действительным пенсионным возрастом. То есть, если мы увеличим пенсионный возраст, который по закону станет больше, это вовсе не значит, что действительный пенсионный возраст станет больше. То есть не факт, что из-за закона люди на практике будут работать дольше, и именно на этом настаивали представители профсоюзов. Они говорили, что все усилия должны быть брошены на увеличение занятости среди активной части населения, потому что это приведет к росту доходов и повысит устойчивость системы социального обеспечения.

— Является ли протест против увеличения пенсионного возраста исключительно французским феноменом, или же эти протесты отражают общее европейское настроение?
— Если мы сравним Францию с другими европейскими странами, например, с Германией, Великобританией или даже Италией, то увидим, что эти страны повысили юридический пенсионный возраст какое-то время назад. Однако в других европейских странах поднятие пенсионного возраста не было встречено настолько в штыки, как во Франции. Несогласные, разумеется, были, но политики сумели быстро взять ситуацию под контроль и провести эти законы. Во Франции же дебаты вышли за рамки пенсионной реформы и превратились в проблему взаимоотношений между французским народом и французской республикой, акцент сместился в сторону того, что именно должно государство делать, чтобы защитить систему социального обеспечения. Это идеологическое противостояние между профсоюзами и правыми силами во Франции.

— Приближается ли Европа к выходу на пенсию в 70 лет? Будет ли эта модель работать? Сколько людей сможет дожить до 70-ти, будучи способными выполнять свои рабочие обязанности? Ведь есть работы, связанные с физическим трудом, которые просто в принципе невозможно выполнять в пожилом возрасте...
— Вполне возможно, что в ближайшие 20-30 лет произойдет дальнейшее увеличение юридического пенсионного возраста, но это не значит, что все европейцы будут обязаны работать вплоть до достижения 70-ти лет, поскольку действительный пенсионный возраст, как правило, значительно ниже юридического. В то же время, очевидно, что старение населения приведет к финансовым перегрузкам пенсионной системы, а значит, увеличение пенсионного возраста может стать способом привлечения больших доходов в систему.

В том, что касается разных видов занятости, в частности, занятости, связанной с тяжелым физическим трудом, то я думаю, что эта проблема решаемая, и, более того, ваше замечание совершенно справедливо. Необходимо помнить, что рабочие условия разных профессий отличаются друг от друга, и, конечно, пенсионный возраст должен быть привязан к этим условиям. Это возможно, и это одна из тем, которая обсуждается сейчас на европейском уровне, где несколько месяцев назад был выпущен документ под названием «На пути к адекватной, устойчивой и надежной европейской пенсионной системе». Этот документ говорит, что у разных профессий должны быть разные пенсионные возраста. Это не сложно, потому что достаточно проанализировать данные о рабочих условиях, продолжительности жизни и прочем для всех профессий в каждой европейской стране. Эти данные уже есть, так что дело за малым.

Беседовала Юлия НЕТЕСОВА, Rosbalt