КОНТРАФАКТНЫЕ ЛЕКАРСТВА УГРОЖАЮТ ЖИТЕЛЯМ ДЕСЯТКОВ СТРАН

КОНТРАФАКТНЫЕ ЛЕКАРСТВА УГРОЖАЮТ ЖИТЕЛЯМ ДЕСЯТКОВ СТРАН

Чарльз КОУРИ

Контрафактные лекарственные средства представляют собой серьезную проблему в 90 странах. Ежегодно от них погибают приблизительно 700 000 человек. Для успешной борьбы с “пандемией” контрафактных лекарств фармацевтические компании, фармацевтические отраслевые организации, правоохранительные органы и таможенные службы разных стран должны создавать всемирные партнерства.
Таково было заключение участников Американо-африканской конференции частного сектора по вопросам охраны здоровья 2010 года, проведенной в Вашингтоне Корпоративным советом по делам Африки 6 октября.

Руби Мэджис, директор отдела стратегического планирования в сфере глобальной безопасности американской фармацевтической компании Pfizer, в своем выступлении на конференции сообщила, что с 2004 года одна только ее фирма конфисковала в масштабах всего мира свыше 62 миллионов доз контрафактных лекарственных средств, прежде чем нечистые на руку владельцы аптек и розничных сетей смогли пустить их в продажу.

НЕДЕЙСТВЕННЫЕ И ТОКСИЧНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНТРАФАКТНЫХ ЛЕКАРСТВ
Контрафактные лекарства, внешне похожие на настоящие лекарственные препараты, выпускаемые имеющей лицензию фармацевтической компанией и защищенные патентами и товарными знаками, обычно изготовляются из кукурузного крахмала и других веществ, которые часто оказываются токсичными. Такие подделки нередко наносят вред здоровью потребителей. В лучшем случае они не имеют никакой лечебной ценности, а в худшем – они опасны. Так, например, в 2008 году от употребления поддельного гепарина пострадали больные по всему миру, некоторые из них погибли.
Мэджис сказала, что по подсчетам Всемирной организации здравоохранения, на долю контрафактных лекарственных средств приходится 8-10 процентов мирового рынка фармацевтических изделий. А в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки их доля еще выше — от 10 до 30 процентов. Она отметила, что товарооборот на глобальном рынке контрафактных лекарств оценивается в 75 миллиардов долларов. По некоторым подсчетам, объем сбыта поддельных лекарственных препаратов ежегодно увеличивается на 13 процентов — почти в два раза быстрее, чем объем продаж законных лекарств.

В своем докладе, посвященном в основном Африке, Мэджис сообщила, что ее компании известно о продаже контрафактных лекарств в Нигерии, Южной Африке, Танзании и Уганде. Она особо отметила Нигерию, взявшую на себя ведущую роль в борьбе с контрафактной лекарственной продукцией.
По ее словам, поддельные лекарства часто содержат опасные уровни пестицидов, крысиного яда, красителей и чернил (для придания им нужного цвета), а таблетки нередко покрываются обычной мастикой для натирки полов в целях придания им глянца, характерного для законной продукции.

По словам Мэджис, отличить поддельные препараты от настоящих по внешнему виду или по упаковке иногда “практически невозможно”.
Более того, отметила она, фальшивые препараты иногда выгодно отличаются от настоящих лекарств четкостью маркировки ввиду износа “оборудования и красителей, используемых для изготовления миллионов таблеток” на предприятиях фармацевтической промышленности. Маркировка на поддельных таблетках может “выглядеть более четкой и ясно очерченной” благодаря тому, что они обычно производятся меньшими партиями, вследствие чего износ инструмента и красителей не так заметен.

ПЕРЕВАЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ КОНТРАФАКТНЫХ ЛЕКАРСТВ
Подделка продукции — преступление, связанное с “обманом и мошенничеством”, сказала Мэджис, отметившая, что фальсификаторы лекарств, которыми движет чистая корысть, видят в своем деле возможность высоких прибылей при малом риске. Она указала, что контрафактные лекарства часто доставляются в пункты назначения сложными маршрутами, чтобы притупить бдительность правоохранительных органов, которые отслеживают груз. “Бывают случаи, когда партия таблеток, предназначенная для доставки с Маврикия на Сейшельские острова, пускается транзитом через Париж, прямо скажем, не самым прямым маршрутом”, только ради того, чтобы сбить со следа представителей властей.

В другом случае, продолжала она, партия контрафактных лекарств, изготовленных в Китае, была нелегально переправлена в Гонконг, оттуда в Дубай, далее в Великобританию и затем на Багамы — и все для того, чтобы не привлекать внимания таможенных и правоохранительных органов. На Багамах поддельные лекарства были расфасованы в маленькие конверты, помеченным именами больных, и тайно перевезены обратно в Великобританию, а уже оттуда под видом настоящих лекарств разосланы по почте конечным потребителям в Соединенных Штатах. Нелегальные перевалочные перевозки осуществлялись таким образом, чтобы обмануть бдительность таможенных и правоохранительных органов во всех названных странах.
По словам Мэджис, успешной борьбе с контрафактными лекарственными средствами способствуют партнерства государственных органов с частным сектором. Фармацевтические компании, сказала она, должны “держать под наблюдением цепочку поставок” и, как только им удается засечь контрафактную продукцию, ставить в известность власти.

Пол Орхи, генеральный директор Национального агентства по управлению и контролю за продуктами питания и лекарствами Нигерии, сообщил участникам конференции, что одна партия контрафактных лекарств, доставленная по воздуху и конфискованная недавно его сотрудниками, была оценена в 3 миллиона долларов. Он сказал, что благодаря энергичному использованию новых технологий его ведомству удалось снизить долю контрафактной продукции на фармацевтическом рынке Нигерии до уровня ниже 5 процентов.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОРЬБЕ С КОНТРАФАКТНЫМИ ЛЕКАРСТВАМИ
Ашифи Гого, генеральный директор фирмы Sproxil Corporation, выпускающей защищенную от подделок упаковку для лекарств, описал, каким образом новые технологии помогают бороться с распространением контрафактной продукции.
По его словам, приобретая лекарственные средства, покупатель направляет изготовителю бесплатное текстовое сообщение с указанием серийного номера, проставленного на упаковке, и тут же получает от компании ответное сообщение, удостоверяющее подлинность покупки. Эта технология не только защищает интересы потребителей, сказал Гого, но также позволяет немедленно оповещать компанию о появлении контрафактной продукции на рынке, давая ей возможность без промедления принять соответствующие меры.
Джулиен Брэдли, начальник отдела управления товарным производством и маркетингом компании Thermo Fisher Scientific, рассказал об еще одном способе борьбы с изготовителями поддельных лекарств путем использования технологий. Его фирма приступает к выпуску портативного сканирующего устройства, позволяющего мгновенно удостоверить подлинность лекарства путем спектрального анализа сложного химического состава таблетки. В случае неполного совпадения спектра с техническими условиями сканер выявляет подделку, даже если препарат обладает некоторыми свойствами подлинного лекарства. Брэдли отметил, что от употребления поддельных лекарств в мире ежегодно погибает около 700 000 человек.

Выступая перед участниками форума Partnership for Safe Medicines 8 октября, глава американской Администрации по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA) Маргарет Хэмберг предупредила, что “подделка лекарств является воровством и мошенничеством на нескольких уровнях. Это, безусловно, кража у изготовителя лекарств, но, вероятно, еще важнее то, что подрывается доверие населения к лекарственным средствам, одобренным FDA”.

В своем выступлении Хэмберг сказала: “Поддельные лекарственные средства могут содержать слишком много или слишком мало активного ингредиента, либо в них могут быть неправильно подобранные или токсичные ингредиенты. Они также повышают вероятность появления сопротивляемости по отношению к лекарствам и лишают больных доступа к настоящим препаратам, которые необходимы им для облегчения страданий и спасения жизней”.

СВЯЗАННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Она предупредила, что “производство контрафактной продукции, переадресация и кража грузов являются элементами растущего преступного предпринимательства, которое также включает преднамеренную подделку лекарств и потребительских товаров в целях извлечения максимальной прибыли и другие пока еще неизвестные нам угрозы”.
По словам Хэмберг, Соединенные Штаты “активно сотрудничают с соответствующими регулирующими органами в других странах по всему миру” на двусторонней и многосторонней основе, а также с международными и национальными организациями, такими как Всемирная организация здравоохранения и Постоянный форум по международной преступности в области фармацевтики, и с частным сектором в целях мобилизации международных ресурсов на борьбу с контрафактными лекарственными средствами.

“Мы убедились в том, что экономически мотивированные подделки, изготовление контрафактной продукции и кража грузов представляют реальную угрозу. И, к сожалению, они могут привести к трагическим последствиям”, — сказала она.
america.gov