ЧТО ИЗВЕСТНО ВИКТОРУ БУТУ?

ЧТО ИЗВЕСТНО ВИКТОРУ БУТУ?

Похоже, что удача в конце концов отвернулась от Виктора Бута, одного из главных торговцев оружием в мире. Неожиданное решение таиландского апелляционного суда, отменившего решение суда низшей инстанции и разрешившего экстрадицию Бута в Соединённые Штаты, означает, что он предстанет там перед судом по обвинению в попытке продать оружие колумбийским партизанам.

К несчастью для него, покупатели его ракет "земля-воздух", беспилотных летательных аппаратов и современных противотанковых систем, те, кого он принимал за представителей Революционных Вооруженных сил Колумбии, более известных как FARC, признанной террористической организации, оказались агентами американского департамента по контролю за наркотиками (U.S. Drug Enforcement Administration).

Его арест в марте 2008 года в Бангкоке, где он встретился с агентами, чтобы заверить печатью договор, вызвал подземные толчки во многих высоких кабинетах, особенно в России. Немедленная реакция российского министра иностранных дел и других чиновников, которые осудили задержание и приравняли его к нападению на российское государство, показывает значение, которое они придают Буту и необходимости воспрепятствовать ему говорить на открытом суде. Почему? Чего русские так боятся?

Значение Бута состоит не только в том, что он эксплуатировал зияющие дыры в новом мировом экономическом порядке, чтобы переместить, по сообщениям, сотни тысяч единиц оружия и миллионы единиц боеприпасов в затенённые уголки мира, чтобы раздуть конфликты, в которых совершаются отвратительные злодеяния против человека. Не только в этом, и не только в том, что он одновременно мог зарабатывать миллионы долларов прибыли, работая для правительства Соединённых Штатов, Организации Объединенных Наций, британского правительства и других государств и организаций.
Что сделало Бута уникальным явлением, так это его способность соединить частную коммерцию с интересами государства в новом глобализированном мире неограниченных потоков оружия. Получивший титул "Торговца Смертью", Бут под покровительством своих российских начальников в структуре военной разведки создал универсальный торговый центр оружия, которое могло быть доставлено фактически в любую точку мира. Его доступ к бывшим советским арсеналам, самолётам и экипажам не был бы возможен без государственной поддержки.

Это и был качественный переход к обеспечению поставок всяческому сброду и таким жестоким группировкам, как Революционный Объединенный фронт (RUF) в Сьерра-Леоне или экс-президента Либерии Чарльза Тэйлора. Эти способности привлекли внимание американских и европейских разведывательных служб в середине 1990-х. Когда мятежники начали свои кампании массовых грабежей и насилия, для того чтобы захватить прибыльные алмазоносные районы, они использовали оружие, купленное через Бута, и часто расплачивались [алмазным] cырьём.

Но тот же самый доступ к «блатным» самолетам, способным сесть в любом неконтролируемом месте, в Африке или Афганистане, сделал его полезным человеком для правительств, которые преследовали его. Нужны поставки для американских войск, которые направляются в Багдад в 2003-м, когда американские силы испытывали недостаток в воздушном транспорте? Самолёты Бута были готовы. Нужно доставить срочную продовольственную помощь в Демократическую Республику Конго? У Бута есть и самолёты, и пилоты. От гладиолусов и замороженных цыплят до AK-47. Бут был лучшим в своём роде доставщиком заказов.

И когда Владимир Путин в течение последних нескольких лет вновь объединил раздробленные разведывательные службы, Бут был уже в меньшей степени агентом-комбинатором, а в большей — частью быстро расширяющейся российской сети по продаже оружия. Больше уже не работавший самостоятельно, он был замечен европейскими разведывательными службами в Иране в 2005-м и в Ливане в 2006-м, предположительно поставляя российское оружие, которое "Хезболла" использовала во время войны с Израилем тем летом.

Если экстрадиция произойдет (а в соответствии с тайскими законами новых апелляций не разрешено), что может предложить Бут, если он признает свою вину и пойдет на сделку со следствием? Он мог бы, вероятно, многое рассказать о подконтрольных русским сетях, которые продолжают вооружать джихадистские движения в Сомали и Йемене. Он также, вероятно, знает, как работает военная разведка русских и оружейные структуры, включая их интересы от Ирана до Венесуэлы и в других местах. Его база знаний, хотя ему только 43 года, охватывает больше чем два последних десятилетия и, возможно, также распространяется на сердцевину российских компаний во всем мире.

Независимо от того, что произойдёт с Бутом, эти квазигосударственные сети по продаже оружия никуда не исчезнут. Но без его уникальных способностей, приобретение больших партий оружия и боеприпасов станет более трудным и более дорогостоящим делом для некоторых из худших группировок в мире. Предоставлявшее полный комплекс услуг предприятие превратилось в совокупность магазинов, что сделало закупки более трудоёмкими, более дорогими и более уязвимыми для правоохранительных и секретных служб.

Маловероятно, что он сдаст своих российских боссов. У них в руках находятся его жена и дети, а, несмотря на аморальность его бизнеса, он, как известно, хороший семьянин. Он вынес более двух лет в тайской тюрьме, потерял больше 70 фунтов и ни разу не показал ни единого признака сомнения, что он, в конечном счете, выйдет на свободу. Он был до сих пор, настоящим солдатом. Но если бы он начал говорить, истории, которые он мог бы рассказать, заставили бы Кремль не спускать с него глаз.

“Foreign Policy Journal”