АРХИТЕКТОР-БУНТАРЬ СТРОИТ “ДОМА БЕЗ УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА”

АРХИТЕКТОР-БУНТАРЬ СТРОИТ “ДОМА БЕЗ УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА”

Майкл Рейнолдс использует мусор, солнце, ветер, дождь и снег и помогает людям после катастроф

Майкл Рейнолдс – бунтарь, защитник окружающий среды и мечтатель – последние 40 лет бросает вызов архитектурному истеблишменту и местным строительным кодексам, возводя “внесетевые дома”, которые почти не требуют энергии при строительстве и не выбрасывают парниковых газов. Рейнолдс называет их “кораблями Земли”. Эти автономные строения в максимальной степени используют возобновляемые ресурсы – солнце, ветер, дождь и снег – для отопления, охлаждения, освещения, сбора и закачки воды, канализации и даже для выращивания продовольствия в домашних теплицах. Благодаря партнерствам с частными лицами и с муниципальными и национальными властями сегодня во всем мире используется около 2000 “кораблей Земли”.
Свои “корабли Земли” Рейнолдс называет “домами без углерода”. Они в значительной степени построены из природных и вторично используемых материалов, найденных на местных свалках, - автомобильных шин, банок из-под пива и газировки, пластиковых бутылок, даже панелей от выброшенных холодильников и стиральных машин. “От 30 до 50 процентов выбросов CO2 непосредственно связано со зданиями и исходит от них, - говорит Рейнолдс. – Экологически чистое развитие без углеродных выбросов должно продвигаться быстро, если мы хотим справиться с глобальным изменением климата”.
Сын домохозяйки и молочника, Рейнолдс вырос в Луисвилле (штат Кентукки) и изучал архитектуру в университете Цинциннати. Вскоре после окончания университета в 1969 году он переехал на север штата Нью-Мексико. Реагируя на сообщения СМИ об энергетическом кризисе и о переполненных свалках в стране, он в 1971 году построил свой первый дом из пивных банок в Таосе, штат Нью-Мексико.
В скором времени он стал экспериментировать с покрышками, банками и бутылками, набитыми землей для изоляции, уложенными в стены, покрытыми цементом или глинистой почвой. Его дома снабжались энергией ветра и солнца. Он изобрел новый термин: “Биотектура – профессиональное проектирование зданий и окружающей среды с заботой об их устойчивости – сочетание биологии и архитектуры”.
Попытавшись построить два поселка с “кораблями Земли” в окрестностях Таоса, Рейнолдс нарушил строительные кодексы и лишился своих архитектурных лицензий в штате и стране (впоследствии он их восстановил). “В кодексах не предусматривалась деятельность, которой мы занимались”, - говорит он. Местные кодексы требовали, чтобы новое жилье было подключено к централизованным коммунальным службам – ни одно здание не могло оставаться вне сети. Семь лет бюрократических споров ушло на то, чтобы добиться юридического признания “кораблей Земли”.
Рейнолдс осознавал потребность в испытательной жилищной площадке, где он мог бы пробовать проекты, не связанные строительными кодексами. Документальный фильм “Мусорный воин” британского режиссера Оливера Ходжа запечатлел почти четырехлетнюю борьбу Рейнолдса за принятие Закона об испытательных площадках для устойчивого развития, который вступил в силу в штате Нью-Мексико в 2007 году.
Бунтарские идеи Рейнолдса были хорошо восприняты за рубежом, особенно в развивающихся странах. После того как в 2004 году цунами разрушило жилые дома и системы водоснабжения по всей Юго-Восточной Азии, Рейнолдса пригласили на принадлежащие Индии Андаманские острова для строительства демонстрационного автономного дома из обломков, оставшихся после урагана. “Корабли Земли” собирают и фильтруют дождевую воду. “Островитяне до сих пор берут воду из этого однокомнатного дома”, - рассказывает он.
В мае Рейнолдс и его команда отправились на Гаити, чтобы добиться от гаитянского правительства разрешения на строительство четырех кварталов “постоянного органического каменного жилья”, говорит Рейнолдс. После начала строительства к работам будут подключены гаитянские бригады, чтобы местные рабочие смогли изучить эти строительные приемы и продолжать возводить дома после отъезда Рейнолдса и его команды.
Даже без катастроф некоторые местные органы власти считают подходы Рейнолдса разумными. Город Лос-Кабос в Мексике на окраинах Бахи покрывается мусором, а также страдает от дефицита жилья. “Муниципальные власти хотят, чтобы мы построили дом для семей с низкими доходами из отходов со свалки. Место располагается в прекрасном прибрежном районе, и средства у них есть”. Менее жесткие строительные кодексы Мексики облегчают, удешевляют и ускоряют строительство этого объекта.
Рейнолдс хочет, чтобы развитые страны отменили некоторые из своих слишком жестких кодексов, дав “зеленую улицу застройке без углеродных выбросов”. Он признает, что его идея неоднозначна, “но риски экологически чистого развития ни в коей мере не так опасны, как отсутствие развития вообще”.
Аманда Спейк – работающий в Вашингтоне автор, чьи статьи о здравоохранении, науке, образовании и окружающей среде публиковались в U.S. News and World Report, The Nation и

Washington Post, наряду с другим изданиями.
america.gov