БРИЛЛИАНТЫ СНОВА В МОДЕ

БРИЛЛИАНТЫ СНОВА В МОДЕ

Рецессия приглушила было блеск бриллиантов, но сейчас они засверкали вновь. Шарлотта Мэтьюс разбирается, почему алмазы снова в моде, снова стали хорошей покупкой.
В апреле очаровательная супермодель Наоми Кэмпбел, печально известная своими необузданными выходками, ударила кулаком телеоператора, когда её спросили — приняла ли она в подарок кроваво-красный алмаз от бывшего либерийского диктатора Чарльза Тэйлора.

Алмазы всегда были неоднозначной вещью, причиной конфликтов, — от подпольных сделок, которые были распространены в Northern Cape (Northern Cape — провинция в ЮАР, прим.переводчика perevodika.ru) в течение многих десятилетий «монополистической деятельности Де Бирс» до финансирования драгоценными камнями конфликта в Сьерра-Леоне в конце 1990-ых, как это показано в фильме «Кровавый алмаз».
Вдобавок к этому, спад приглушил бриллиантовый блеск алмазной индустрии. Потребители в западных странах стали меньше покупать алмазы, глобальные продажи упали на 5-10%.

Но проблемы распространились по всей «алмазному трубопроводу». От производителей — к дилерам, гранильщикам, полировщикам, оптовым и розничным продавцам, движение по «трубе» в значительной степени финансировалось банковским «ручейком», который высох из-за кризиса. Многие небольшие и даже некоторые крупные фирмы, входившие в эту цепочку, обанкротились.

В Южной Африке, Де Бирс, самый крупный добытчик (приблизительно 40% мирового объема алмазов), в первой четверти прошлого года приостановил приблизительно 90% своего производства и сократил 4650 рабочих мест — более чем одну пятую часть занятых в этой индустрии в глобальном масштабе.

Однако, даже в самые мрачные времена и, несмотря на зачастую нехорошую славу, камни никогда не теряли своей популярности. После 63 лет де-бирсовской маркетинговой компании «Алмаз Навсегда» («A Diamond is Forever»), они так жестко встроены в западную свадебную культуру, что даже китайские невесты начинают настаивать на бриллиантовых кольцах.
Бриллианты сегодня — определенно хорошая покупка или инвестиция — если вы можете себе их позволить. «Алмазы редки, и становятся всё реже, — говорит президент Де Бирс Гарет Пенни, — Каждый хороший алмаз единственный и неповторимый». Он говорит это как истинный продавец.

Хотя доминирующее положение Де Бирс часто критикуется, но промышленность извлекла выгоду из решительных действий компании во время кризиса. «Мы должны сказать «спасибо» Де Бирс и другим крупным компаниям за сокращения», — говорит президент «Rockwell Diamonds» Джон Бристоу,— «Маленькие игроки видят позитивные моменты».

Некоторая часть рабочих мест будет восстановлена, как только возобновится добыча, те компании, которые выжили, теперь стали более опытными и более доходными.
Начиная с последнего квартала прошлого года, уверенность возвращается к участникам «алмазной цепочки». Неэффективные производства были закрыты, цены на алмазное сырьё начали расти, а уровень долгов стал падать.

«Наш совет директоров чувствовал, что хотя это и трудный период, но нам не следует снижать расходы на маркетинг», — говорит Пенни. — «Они [маркетинговые мероприятия] определенно работают — сотни тысяч карат проданы. Маркетинг — очень важная часть нашей деловой модели, и мы были поддержаны нашими акционерами и промышленностью».

Мохсин Муса, президент компании «African Romance» (изготовителя и продавца ювелирных изделий из города Сандтон), говорит, что европейские покупатели, особенно британцы, знают о конфликтах вокруг алмазов, а от американских или азиатских покупателей вопросов почти не поступает. Жители Южной Африки понимают, что местные алмазы и алмазы из Сьерра-Леоне находятся в разных весовых категориях.
«Растёт рынок чёрных потребителей, покупающих бриллианты на свадьбу, а не для помолвки», — говорит Адриенн Клейнман, маркетинг-директор ювелирной фирмы «Foschini», которой принадлежит доминирующая на южноафриканском рынке сеть магазинов «American Swiss» и «Sterns». «Что мы видим на местном рынке, так это то, что люди покупают маленькое бриллиантовое колечко для помолвки, а для свадьбы они хотят купить что-то совершенно особенное», — отмечает она. — «Клиенты придают большое значение бриллиантам. Это значит, что вы потратили много денег на человека, которого любите».

Пенни говорит, что первые пять месяцев этого года были для Де Бирс просто отличными, цены на алмазное сырьё вернулись к уровню середины 2008 года, хотя и не дотягивают до тех пиковых значений, которых они достигали перед крахом «Lehman Brothers». Объёмы также ещё не достигли того уровня.

Но, по прогнозам, ожидается сильный рост спроса в Китае и Индии, что выведет алмазную индустрию вперёд, даже при том, что европейский кризис задолженности может до некоторой степени испортить картину. Президент «Trans Hex» Луэллин Делпорт говорит: клиенты подтверждают, что спрос на Востоке большой и что американский рынок выправляется.

Высокие цены на бриллианты на аукционах Кристи и Сотби в прошлом месяце в Женеве превзошли все ожидания. На аукционе Кристи анонимному покупателю был продан безупречный белый бриллиант, весом 40,21 карат за 5,14 млн. долларов США. Камень прямоугольной огранки был оценен в 4,5-5,5 млн. долларов. Основным моментом аукциона Сотби было кольцо с ярко-голубым бриллиантом огранки «Сushion», 7,64 карат, которое, в борьбе между тремя претендентами, ушло за 8 млн. долларов.
Джеймс Аллaн, один из корпоративных советников Аллaна Хокрейтера, говорит, что алмазная промышленность сегодня здоровее, чем последние 18 месяцев. «Уровень долгов гранильных центров в прошлом году снизился примерно до 4 млрд. долларов. Де Бирс сократила производство приблизительно до 10% своих возможностей, другие компании сократили производство в меньшей степени, поставки алмазов гранильным центрам сократились за год на 36%. В то же самое время в розничной торговле спрос понизился только на 2-3%».

Представители промышленности говорят, что в последующие несколько месяцев цены вряд ли упадут, и европейский кризис задолженности не должен создать особых проблем, но, тем не менее, нужно тщательно следить за развитием ситуации.
Но есть и другая причина для беспокойства. Недавний всплеск цен заставляет задуматься о том, что спекулятивная деятельность может создать краткосрочный пузырь. В разгар рецессии, средняя часть рынка резко понизилась, хотя верхняя и нижняя части продолжали колебаться.

«Сейчас мы видим некоторое восстановление рынка, ведущую роль здесь играют свадебные подарки. В настоящее время произошло следующее: из-за спекулянтов, цены на алмазное сырьё взлетели выше крыши, к докризисным уровням и, даже больше, а розничные цены выросли в меньшей степени», — говорит г-н Муса, президент компании «African Romance». — «Или розничные цены должны будут увеличиться или спекулянты проиграют».
Директор по маркетингу «Rockwell Diamonds» Джеффри Бреннер согласен, что есть некоторые спекулятивные моменты, поскольку цены на сырьё растут быстрее, чем на конечный продукт, и некоторые покупатели продают свои пакеты камней за небольшую премию.

В дальней перспективе ожидается, что поставки алмазного сырья будут падать, так как запасы иссякают, и всё меньше открывается новых алмазных рудников.
В этом году Де Бирс планирует добыть около 31 миллиона карат, намного меньше 48 миллионов, добытых в 2007-м; избавившись от многих активов во время кризиса, компания вряд ли возвратится к уровням производства 2007 года.
Президент «Namakwa Diamonds» Нико Крюгер говорит, что общая мировая добыча алмазов вряд ли возвратится к 160 миллионам карат 2008 года, потому что для поддержания работы главных рудников и шахт необходимы огромные средства, а их недостаточно.

Г-н Пенни согласен, что это — реальность, добыча алмазов будет ограничена в будущем. Сегодня возраст самых крупных алмазных рудников составляет 10-15 лет. В то же самое время в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) растёт количество людей, покупающих бриллианты.
Рынки этих стран растут быстрее, чем рынок США. Де Бирс предсказывает, что к 2016 году, азиатский рынок — включая Гонконг, Tайвань, Китай и Индию — будет такого же размера, как и американский.

Это означает положительный реальный рост цен на камни, особенно для алмазов 0,5 карат и крупнее, и ещё более быстрый рост для больших драгоценных камней.
Аллaн подтверждает, что в дальнейшей перспективе добыча будет снижаться. Де Бирс считает, что не сможет продолжать добычу в своих самых крупных рудниках — Orapa, Jwaneng и Venetia — после 2023 года и поддерживать производство на уровне 2008 года, три российских рудника также должны закрыться.
«Мой прогноз — снижение поставок необработанных алмазов в последующие 10 лет, и даже если не будет никакого роста на розничном рынке бриллиантов, в какой-то момент цена алмазного сырья проломит крышу. Добавьте рост спроса из Китая и Индии, и цены должны скакнуть вверх», — говорит Аллaн.
Несмотря на всю текущую суматоху рынка, Де Бирс называет это десятилетие «алмазным», потому что предвидит очень сильный рост. Но на рынках, столь же изменчивых как этот, инвесторы должны искать самые долгосрочные возможности с самыми минимальными рисками.
Любителям драгоценностей надо запасаться бриллиантами, потому что когда они есть — это навсегда, а новых может и не быть.
“Financial mail”, ЮАР
perevodika.ru