СЕРГЕЙ ПУСКЕПАЛИС: ЖИЗНЬ — ОГРОМНАЯ ХРУПКАЯ СУБСТАНЦИЯ

СЕРГЕЙ ПУСКЕПАЛИС: ЖИЗНЬ — ОГРОМНАЯ ХРУПКАЯ СУБСТАНЦИЯ

С апреля в прокате самый знаменитый российский фильм «Как я провел этим летом» режиссера Алексея Попогребского. 105 копий — небывалое число для этого нестандартного, нешаблонного, некоммерческого кино. Три «Серебряных медведя» на 60-м Берлинском кинофестивале: за «Лучшую мужскую роль» — актерам Григорию Добрыгину и Сергею Пускепалису и за «Выдающиеся творческие достижения» — оператору-постановщику Павлу Костомарову.

Все фильмы молодого режиссера Алексея Попогребского приносят какие-то невероятные награды. Причем, как ему, так и его актерам. Его первый фильм «Коктебель» (совместно с Борисом Хлебниковым) получил специальный приз Московского кинофестиваля, приз в Карловых Варах и «ФИПРЕССИ — Открытие года» в Каннах. Фильм «Простые вещи» — главный приз и приз за режиссуру на «Кинотавре», четыре приза в Карловых Варах, главный приз фестиваля Европейского кино в Анжере, премии «Ника» и «Золотой Орел».
Похоже, Алексей — любимчик судьбы, а, может быть, его фильмы настолько хороши и выпадают из общего ряда российских картин, что наград им просто не миновать.
Фильм «Как я провел этим летом» снят за три месяца на севере Чукотки на труднодоступной полярной станции. Членам группы приходилось ездить по тундре под дождем и снегом на крыше вездехода, плавать на надувной лодке за 15 километров по Северному Ледовитому океану, таскать тяжелое оборудование по скалам, отгонять головнями белых медведей. В результате получился уникальный материал. В итоге — фурор в Берлине, где немецкие критики назвали картину «полярным триллером». И оба исполнителя главных ролей вернулись домой с «медведями».

Попогребский умеет открывать актеров. При том? что Сергей Пускепалис — его счастливая звезда — вовсе не актер, он главный режиссер Большого драматического театра в Ярославле, там живет и работает. В своем дебюте — фильме «Простые вещи» — он всех потряс, собственно, ничего не играя, а просто органично существуя в кадре. Он там доктор — вечно без денег и с проблемами. Абсолютно неизвестный в среде человек сразу получил приз за «Лучшую мужскую роль» на престижном в России «Кинотавре», в Карловых Варах, Анжере и «Нику». В фильме «Как я провел этим летом» он играет начальника полярной станции, сурового полярного мужика — и сразу «Серебряный медведь»!

Пускепалис не частый гость в Москве, но корреспонденту Агентства национальных новостей удалось, пусть хоть на бегу — он торопился в Ярославль на репетиции «Трех сестер», — но пообщаться с новой звездой российского, а теперь уже и европейского кино. В жизни Сергей оказался так же прост, как и его герои.

— Сергей, вы чувствовали, что снимаетесь в триллере?
— Главное, не думать, в триллере ты или нет. Играть жанр невозможно. Мы просто работали над сценарием, который постоянно корректировался в связи с погодными условиями. На Чукотке сама погода — уже триллер. Я первый раз смотрел фильм в Берлине. Меня все очень удовлетворило. Помимо того, что я увидел в сценарии, возникла еще какая-то история, я даже могу сказать, какая. Очень простая вещь — насколько хрупка человеческая жизнь. Вообще существование наше на этой планете настолько хрупко и одновременно настолько чудесно, что нам всем надо об этом думать. Жизнь — это огромная хрупкая субстанция. В любую секунду все может разрушиться. В любую! Я увидел в фильме бережное отношение к человеку на фоне природы, которая существует вне морали и законов. Она сама по себе, мы сами по себе. Мы здесь инопланетяне. Леша Попогребский это очень точно почувствовал и показал. Кто был в горах, меня понимает — поднимаешься на самую вершину — и вдруг понимаешь: «Кто я? Пыль! Было до меня все и будет после меня все». Ощущение себя в этом мире в фильме глубоко сделано и реализовано очень четко и достойно.

— Сергей, говорят, вы жили чуть не во всех городах России?
— По паспорту я в Курске. Потом жил десять лет на Чукотке, потом два года в Литве, в Железноводске еще два, десять в Саратове, четыре в Москве, в Магнитогорске пять. Сейчас год в Ярославле. Невероятное совпадение — съемки фильма «Как я провел этим летом» проходили не так далеко от тех мест, где я провел свое детство. Когда мы снимали на Туманной станции, заброшенной с начала 80-х годов, я подобрал газету «Известия» тех лет. Нахлынули воспоминания. Та же фактура камня, те же обветренные и иссеченные пургой серые доски. Было ощущение, что сейчас из-за угла появится мой отец.

— Берлинский кинофестиваль ничего не поменял в вашей жизни?
— Ничего не поменял. А что он может поменять?

— Например, вы можете переехать в Москву.
— А зачем? Москва для москвичей. А в Ярославле у меня театр. Я главный режиссер Ярославского театра — первого русского.

— Женаты?
— Женат. Лена у меня замечательная. Сын Глеб сейчас учится в ГИТИСе на первом курсе у Сергея Женовача.

— Ваши пристрастия?
— Театр, театр, театр! У меня такая работа, что все пристрастия в области театра. Там все, в театре, пакет всех удовольствий и разочарований, драйва и адреналина.

— Как все-таки вы с Попогребским познакомились?
— Он сначала снимал моего сына в фильме «Коктебель», сын играл главную роль, мальчика. Я пришел на съемочную площадку, там с Лешей познакомился. Очень просто. Сын меня привел в кино. Никогда в жизни не думал этим заниматься.

— После Берлинского кинофестиваля неужели ничего не поменялось? Может, в смысле гонораров?
— Я еще не пробовал, но теперь буду изо всех сил стараться пользоваться, чтобы изменились гонорары (Смеется.)

— А я думала, что вы пересели в «Порш».
— У меня машины нет. А зачем она мне? Чтобы стояла и гнила? Мне некогда ездить на ней. В Москве ездить невозможно, только в метро.

— Узнают?
— Пока, слава Богу, нет. Да я за этим не слежу особенно. Я с Димой Певцовым день погулял, проклял все.

— Сережа, сколько вам лет?
— Мне сорок три. Я окончил Саратовское театральное училище и ГИТИС, курс Петра Наумовича Фоменко.

— А такое ощущение, что вы не из искусства. Типаж у вас такой, то ли слесарь…
— То ли прораб. Я же говорю — я прораб.

— Простите за любопытство — а брак у вас один?
— Один. Я крепкий семьянин. У меня все четко.

— Что вы любите поесть?
— Я ем простую пищу, любую простую. Курицу люблю.

— А какие у вас бытовые условия в Ярославле?
— У меня хорошая квартира, комфортная, диван есть, горячая вода. Ну, все из меня выпытали.

— Профессия такая. Потом вы женщинам нравитесь. Удачи вам.
Наталья РТИЩЕВА, «Родная газета»