МОДЕЛИРУЯ ИЗРАИЛЬСКУЮ АТАКУ НА ИРАН

МОДЕЛИРУЯ ИЗРАИЛЬСКУЮ АТАКУ НА ИРАН

Дэвид Э. Сангер (David E.SANGER)

В 1981 г. Израиль разрушил иракский ядерный реактор в Осираке (Osirak), объяснив это тем, что не сможет существовать, если у Ирака будет шанс обзавестись ядерным оружием. В 2007 г. израильтяне уничтожили построенный Северной Кореей реактор в Сирии. А в следующем году они тайно просили у администрации Буша снаряжение и право на пролёт, которые им понадобится для удара по намного лучше спрятанным и защищённым атомным объектам Ирана.
Запрос был отклонён, но он вызывает вопрос: возможна ли израильская атака? И если да, то что за ней последует? Сейчас эта кабинетная игра переросла в более официальное военное планирование. Собственные планы правительств зафиксированы, но Центр Ближневосточной Политики «Сабан» и Институт Бруклингса создали свой прогноз. Результаты достаточно провокационны, чтобы выводами из них заинтересовались в американском правительстве, военном командовании и многих иностранных государствах. Для большего правдоподобия были включены в игру бывшие первые лица и сотрудники разведки США — иногда широко известные. Они играли президента и его главных советников, премьер-министра Израиля и его кабинет, а также правителей Ирана. Они были анонимны, чтобы играть свои роли более свободно, без боязни скомпрометировать себя. Этот корреспондент присутствовал в качестве наблюдателя. Отчёт Кеннета М. Поллока, который руководил этой однодневной игрой, можно найти на сайте центра «Сабан». Предупреждаю, что игра сжимает время и часто слишком упрощает события. Часто недооценён риск ошибки — например, когда, из-за ошибки разведки, власти принимают случайное событие за часть плана агрессии. Поэтому действия США и Израиля кажутся более-менее правдоподобными, поскольку игроки хорошо знали бюрократическую и политическую системы обеих стран. Предсказание действий Ирана — совершенно другое дело, поскольку очень мало известно о том, как в этой стране принимаются решения.

1. Израиль атакует
Не сообщая США, Израиль наносит удар по шести крупнейшим ядерным объектам Ирана. Для дозаправки использовали быстро построенную в пустыне Саудовской Аравии базу, о которой саудовские власти не знали. Иранцам неясно, является Саудовская Аравия активным участником конфликта или нет.
И без того натянутые отношения между Белым Домом и Израилем сразу ухудшаются, а отсутствие предупреждения заставляет США честно сообщить, что они не поддерживают эту атаку.
2. США вступают
Серией жёстких перестановок США заставляет Израиль прекратить атаки, поскольку в Вашингтоне видят шанс ещё более ослабить иранское правительство, особенно Корпус Стражей Исламской Революции.
Объяснив Израилю, что он сделал ошибку, США в первую очередь советуют ему оставаться в стороне, пока они попробуют стабилизировать ситуацию.
3. США посылают оружие
Для блокады со всех сторон одновременно США посылают дополнительные противоракетные комплексы «Пэтриот» (Patriot) и крейсеров, оснащённых системой ПВО «Иджис» (Aegis combat system), чтобы остановить ответный удар Ирана. При этом некоторые аналитики в Белом Доме пытаются предупредить втягивание в конфликт, поскольку считают, что истинная цель Израиля — вовлечь Америку в атаки на повреждённые иранские объекты, чтобы она завершила дело.
4. Иран наносит ответный удар
Несмотря на предупреждения, Иран обстреливает ракетами Израиль, в том числе ядерный комплекс в Димоне (Dimona), но ущерб минимален. В то же время подконтрольные Ирану группировки «Хезболла» и ХАМАС атакуют Израиль и запускают ракеты по его территории.
Израиль слабо отвечает, считая, что достиг своей цели — задержки ядерной программы на годы.
5. Иран видит свой шанс
Иран, получив удар, видит в этом шанс объединить граждан и наступить на горло оппозиционным партиям — с помощью националистической базы. Его стратегия — слабые атаки на Израиль и изображение США в качестве «бумажного тигра» — дескать, они не способны ни контролировать своего союзника, ни ответить Ирану.
Вдохновлённый бездействием США, Иран, считая Саудовскую Аравию союзницей Израиля, обстреливает ракетами саудовский нефтяной центр Абкаик (Abqaiq) и пытается поднять живущих на востоке страны шиитов против центрального правительства.
Иран также начинает террористические атаки в Европе, надеясь, что её правительства надавят на США и Израиль.
6. Иран избегает атак на цели в США
После встречи руководства Ирана он избегает атак на цели внутри США, чтобы не оказаться с ними лицом к лицу.
7. Нестабильность в Израиле
Несмотря на то, что ответ Ирана нанёс символический ущерб, израильские СМИ критикуют власти за то, что они не отвечали на каждую атаку и ослабили национальные силы обороны. «Хезболлах» запускает больше ста ракет по Северному Израилю (часть — непосредственно по Хайфе и Тель-Авиву).
Экономика Израиля начинает разрушаться, и израильские власти, прося о вводе американских войск, жалуются на то, что треть населения страны живёт в убежищах. Сотни тысяч бегут из Хайфы и Тель-Авива.
8. Израиль отвечает
Израиль, наконец, добивается санкции США на ответные действия против «Хезболлы». Он начинает 48-часовую кампанию с использованием спецназа и авиации, начиная подготовку намного большей наземной и воздушной операции.
9. Иран разыгрывает «нефтяную карту»
Иран, зная, что его несокрушимое оружие — возможность взвинтить до небес цены на нефть, собирается атаковать с помощью ракет центр нефтяной промышленности Дахран в Саудовской Аравии и начинает минировать Ормузский пролив.
Зарегистрированный в Панаме, принадлежащий Америке танкер и американский тральщик получили сильные повреждения. Цены на нефть подскакивают, но временно.
10. США усиливает нажим
Поскольку Вашингтон не может сидеть на берегу, когда поставки нефти и американские силы под угрозой, он посылает мощное военное подкрепление в район Залива.
11. Отзвук
Игра заканчивается через восемь дней после атаки Израиля. Но ясно, что США продолжат уничтожение всех наземных, морских и воздушных целей в Ормузском проливе и вокруг него и что иранская армия потерпит крупное поражение. Условия мира заставят Иран свернуть ядерную программу, если только у него нет секретных объектов, которые можно запустить за год или два.

Наблюдения корреспондента.
1. Не предупреждая США об атаке, Израиль использовал фактор внезапности по отношению не только к Ирану, но и к своим союзникам — США — заставив попотеть американских кризисных менеджеров.
2. В сражение был втянут весь регион и Вашингтон. Арабским лидерам, втайне поддерживавшим атаку на Иран, пришлось беспокоиться насчёт реакции на их собственных улицах. Война вылилась в защиту саудовских нефтяных центров, а Иран, с помощью подконтрольных группировок, втянул в войну других игроков в регионе.
3. Можно разбомбить объекты, но не знания. Иран потерял не только объекты, но и научное и инженерное руководство, надеясь восстановить всё это после атаки.
4. Никто не победил, и Израиль и США восприняли успех по-разному. В Вашингтоне решили, что задержка иранской ядерной программы на несколько лет не оправдывает огромных затрат. В Израиле затраты считались оправданными, и израильтяне доказывали, что это ещё больше подточит хрупкий режим и ускорит его падение. Большинство американцев считают это ерундой.

“The New York Times” perevodika.ru