ЧАЕПИТИЕ ДЛЯ ПЭЙЛИН

ЧАЕПИТИЕ ДЛЯ ПЭЙЛИН

Максим АРТЕМЬЕВ

Америка готова к другой революции

Открытием политической кампании 2008-го в Америке был вовсе не Барак Обама. Подлинной сенсацией стало явление перед широкой публикой Сары Пэйлин, избранной напарницей Джона Маккейна. До того скромная губернаторша Аляски, практически неизвестная за пределами штата, она вмиг стала героиней комментариев в блогах, персонажем всевозможных пародий и карикатур.

Контраст отношения к Обаме и Пэйлин, двум, по сути, новичкам в федеральной политике, буквально резал глаза. Либеральная общественность, предвкушавшая лёгкую победу молодого кандидата, олицетворявшего прогресс и будущее, над старым инвалидом войны (точь-в-точь повторилась ситуация 1996 года, когда энергичному Клинтону противостоял израненный ветеран Роберт Доул), забеспокоилась после сильного хода республиканцев — выдвижения Сары Пэйлин. И в ход моментально пошли двойные стандарты. То, что выдвигалось на первый план как достоинства Обамы, а именно его непричастность к истеблишменту, стало звучать упрёком в адрес Пэйлин. Напротив, полная неопытность кандидата демократов в управлении замалчивалась как особенно явственная на фоне губернаторства Пэйлин. И действительно, она и как мэр города, и как губернатор штата размером в три Франции имела опыт исполнения бюджета, навыки администрирования сложными системами, чего начисто был лишён Обама, не руководивший даже закусочной. Поскольку большинство СМИ Америки, как, впрочем, Запада в целом, не сочувствуют консерваторам, то мелкое и пошлое остроумие либеральных шутников, испуганных появлением на правом фланге потенциально сильного лидера и защищавших своего любимчика, проявилось в полной мере. Конечно, пара Маккейн — Пэйлин проиграла не поэтому, но несправедливость придирок к посланцу Аляски была налицо.
Впрочем, настоящая карьера Сары Пэйлин началась уже после кампании 2008 года. Восемь лет правления республиканцев закончились для них довольно тяжело, явного лидера у партии в итоге не оказалось, равно как и свежих привлекательных идей. И вот тут для таких персонажей, как Пэйлин, открылось, причём весьма широко, окно возможностей.
Благо любое действие рождает противодействие. И подобной реакцией на революцию Обамы стало движение так называемых чайных собраний (Tea Party movement). Оно получило название от знаменитого «Бостонского чаепития» — начального события американской революции. Непосредственным толчком к возникновению движения стал закон о восстановлении и реинвестициях стоимостью 787 млрд. долларов, принятый конгрессом в феврале прошлого года по настоянию Барака Обамы. Эта сумма показалась чрезмерной многим американцам, которые с молоком матери впитывают недоверие к большому правительству и государственному вмешательству в экономику. Таким образом, «чайные собрания» родились как общественная инициатива налогоплательщиков, ибо именно такая форма аутентична для Штатов, где принято отслеживать использование каждой копейки налогов. Да и восстание против англичан произошло под лозунгом «Нет налогообложения без представительства».
Многие инициативы нового президента оказались слишком радикальны для жителей США, что усилило их недоверие к федеральному правительству. Реформа здравоохранения, госпомощь умирающей автоиндустрии, вышеупомянутый закон и другие меры насторожили, а порой привели в ярость обычно молчаливое большинство. У консерватизма в Америке глубокие корни, популистские движения под простыми лозунгами в защиту прав штатов, против большого правительства и угрозы социализма типичны для истории США.
В век интернета самоорганизоваться на уровне grass roots оказалось гораздо проще, чем сто или даже двадцать лет назад. Именно Всемирная паутина с её социальными сетями типа Facebook или Twitter и персональными блогами стала питательной средой для тысяч низовых групп Tea Party, не имеющих единого направляющего центра и представляющих собой рыхлую ассоциацию энтузиастов. Они в течение года провели немало удачных акций, привлёкших всеобщее внимание. 15 апреля активисты Tea Party вышли на улицы одновременно в 750 городах. В Вашингтоне они напугали секретную службу, когда перекинули через ограду Белого дома огромную коробку, полную чайных пакетиков. Срочно даже вызвали робот на предмет обнаружения в коробке взрывчатки. Сотни акций состоялись в День независимости — главный праздник патриотов, а кульминацией стало 12 сентября, когда состоялся марш на Вашингтон, в котором приняло участие до 75 тыс. человек, неся лозунги, на которых TEA они расшифровывали как Taxed Enough Already, то есть «налогов и так уже достаточно». Массовые протесты «чайных собраний» чуть было не сорвали реформу здравоохранения и вынудили администрацию Обамы внести в неё серьёзные коррективы. Разумеется, «чаепитиями» протестное движение противников президента не исчерпывается. Так, на днях группа видных ветеранов-консерваторов (в том числе правая рука Рональда Рейгана — бывший министр юстиции Эд Миз) на своём собрании приняла Маунт-Вернонскую декларацию конституционного консерватизма, обвинив Белый дом в серьёзном подрыве американских ценностей. На собрании было заявлено о скором триумфе правых ввиду нарастания проблем у команды Обамы.
Неудивительно, что данный феномен привлёк к себе пристальное внимание профессиональных политиков, в первую очередь из Республиканской партии как наиболее близкой идеологически. Перспектива если не получить поддержку, то хотя бы завязать серьёзные отношения со столь влиятельной силой весьма заманчива для любого политика. Пока, похоже, больше всех в очаровывании приверженцев «чайных собраний» преуспела именно Пэйлин. Именно ей было позволено выступить на национальном конвенте Tea Party в Нашвилле в начале февраля (несмотря на громкое название, это форум лишь части сторонников движения, которое, повторимся, не имеет общего руководства). Три ведущих телеканала США вели трансляцию её речи в прямом эфире. Под восторженные крики толпы «Run Sarah, Run!» Пэйлин возвестила, что «Америка готова к другой революции». Она обрушилась на харизматичного парня с телесуфлёром за его увеличение бюджетного дефицита, бесконечные извинения от лица Америки во время зарубежных визитов и за так называемый рождественский инцидент с попаданием на борт самолёта террориста с взрывчаткой; «чтобы выиграть эту войну, нам нужен главнокомандующий, а не профессор права». В целом лейтмотивом речи Пэйлин была защита свободного рынка и основополагающих американских ценностей, она возвестила, что движения, подобные «чайным собраниям», — это будущее страны.
Но американские ценности — это и свобода слова. СМИ подметили и показали всей стране написанные на ладони у Пэйлин каракули: «налоги», «бюджет», «энергетика», «поднять дух американцев», то есть ключевые тезисы, которые она пометила для себя перед выступлением, чтобы не забыть. Также она подверглась критике за её гонорар за выступление примерно в 100 тыс. долларов, ввиду чего пригласительный билет на конвент стоил почти 550 долларов.
Сара Пэйлин, приняв приглашение и выступив перед активистами «чайного движения», сделала сильный ход, вновь оказавшись в центре внимания. Но делать какие-либо выводы, тем более далеко идущие, совершенно преждевременно. Американская политическая жизнь невероятно динамична и непредсказуема. Кто ещё в 2007 году мог подумать, что ставший всего лишь пару лет назад сенатором Барак Обама через год будет избран президентом?
Во-первых, ситуация на правом фланге далека от малейшей ясности. Да, после победы на досрочных выборах в январе в сенат от штата Массачусетс республиканца Скотта Брауна и после сильной волны протестов против социальной и финансовой политики Обамы некий луч света для них забрезжил. Но на место кандидата 2012 года претендует сразу много сильных фигур: и губернатор Миннесоты Тим Поленти, и его коллега из Луизианы Бобби Джиндал (очень популярный и молодой, к тому же индийского происхождения), тот же Браун и даже младший брат бывшего президента Джеб Буш, возглавлявший ранее Флориду. А по итогам предварительного голосования, проведённого среди 2,5 тыс. членов Республиканской партии США, кандидатом на пост президента на выборах 2012 года стал Рон Пол, который в 1988 году участвовал в президентских выборах в качестве кандидата от Либертарианской партии. Он выступает за полный вывод войск из Ирака, выход США из ООН и НАТО, ликвидацию Федеральной резервной системы, а также за ограничение вмешательства государства в регулирование экономики.
На их фоне Сара Пэйлин отнюдь не безусловный фаворит будущей гонки. Против неё играет тот факт, что она бросила свою должность без внятных объяснений, не доработав на ней даже один срок. До сих пор возникают вопросы относительно роли её мужа в управлении Аляской, тянется шлейф скандалов вокруг её дочери. Опросы пока дают Пэйлин от 6 до 11% поддержки среди республиканцев. Кроме того, она имеет безусловных приверженцев лишь среди определённой части избирателей — наиболее консервативных, что загоняет её в своеобразное гетто, придавая оттенок экстремизма её имиджу. Пэйлин ещё очень далеко до Рейгана, который, также занимая самую правую часть спектра, умел преподнести себя и избирателям других взглядов. Стоит иметь в виду, что «чайное движение», на которое она стремится опереться, всё-таки создано как движение «против» и может легко исчезнуть без следа, стоит измениться конъюнктуре.
Во-вторых, Барак Обама оказался довольно сильным лидером, повсеместного разочарования он не вызывает. Потому бороться с ним республиканцам будет чрезвычайно трудно. Можно предположить, что если не случится чего-то экстраординарного, то выборы-2012 будут для республиканцев всего лишь репетицией штурма Белого дома — 2016. Тогда-то мы и узнаем подлинную цену и Саре Пэйлин, и «чайным собраниям».
chaskor.ru