ВОСЛЕД УХОДЯЩЕМУ ГОДУ

ВОСЛЕД УХОДЯЩЕМУ ГОДУ

Малка РОЗЕНБЕРГ, Чикаго

Еще несколько дней — и от года 2009-го останутся только воспоминания. У каждого свои. Одни хотели бы, чтобы этот год задержался, потому что он был приятным и успешным. Другие не могут дождаться полуночи, чтобы распрощаться с годом-неудачником и понадеяться на следующий. Уходит год 2009-ый, приходит следующий. Кто-то смотрит на календарь как на врага: ведь он прибавил еще один год к цифре возраста… Нам только кажется, что время для всех одно: у каждого на этот счет есть свой опыт. Время для многих — утекающее сквозь пальцы. Мне кажется, что лучше всех о времени, обращаясь к кому-то из друзей, сказал Честерфилд: «Я советую вам позаботиться о каждой минуте своей жизни, а часы и дни позаботятся о себе сами». И добавил: «Главное — стараться получать удовольствие от каждой минуты своего существования. Никаких идолов, никакой лени, никаких откладываний на завтра того, что можно сделать сегодня».
А мы откладываем на послезавтра то, что можно сделать завтра, убеждая себя, что лучше поздно, чем никогда.
Время — наш лучший советчик, лучший лекарь. И чем дольше мы живем, тем все чаще времени приходится лечить нас.
Обычно в ночь под Новый год мы желаем близким и друзьям, чтобы у них случилось что-то хорошее, важное, долгожданное. К этому я бы хотела добавить тосты о том, чего не должно случиться. Например, чтобы следующий год никак не походил на нынешний с его бесчисленными катастрофами, гражданскими войнами, природными бедствиями и личными трагедиями. Пусть 2010 год избавит нас от страха перед землетрясениями и изменами близких, от кошмаров, сваливающихся на народы из-за беспредельной серости их искусственных вождей. Мы должны поднять бокалы за то, чтобы в следующем году — не позже! — жизнь заставила нас опомниться и понять, что мы на Земле, чтобы жить, а не губить жизнь — свою или чужую. Чтобы мы смогли остановиться, оглянуться и понять, что тот, кого ты вчера уничтожал словом, презрением, завистью или оружием, может быть, заслуживает твоей любви или хотя бы сопонимания. Чтобы мы слышали от людей больше похвал и слов одобрения, чем сплетен и наветов. Чтобы дети наши подольше оставались детьми. Чтобы мы больше понимали: наши престарелые родители — часть нас самих, что мы — их продолжение, и чтобы старики уважали молодых через понимание, а не через капризный диктат — иначе где же их мудрость? Мы обязаны поднять тост за такой Новый год, в котором люди, наконец, научатся легче отдавать долги и обретут каждый своего Б-га, но не в образе золотого тельца. Мы выпьем за то, чтобы злость и ненависть перестали терзать души.
Чтобы наша планета вернулась на ось вращения, с которой ее сбили потерянные в пространстве и времени, заблудшие скитальцы. И надо поднять самый главный тост — чтобы наши предыдущие тосты сбылись.
Давайте по возможности оставим в предыдущем году все наши худшие черты, от которых, честно говоря, сами порядком устали. Давайте на рассвете первого января все вместе дружно снимем маски, которые подолгу носили, и останемся самими собою. Мы даже не можем представить, насколько легче будет житься нам, покинувшим маскарад жизни… Мы сначала не будем узнавать себя, а потом, даст Б-г, привыкнем, и поймем, что так лучше и проще.
Пусть найдут друг друга и свою судьбу люди, которые этого заслуживают! Пусть расстанутся те, кто не созданы друг для друга. Пусть будет меньше суеты и праздности, а будет больше душевного тепла и искренности!
У меня есть предчувствие, что нас ждет очень необычный год, но каким именно он станет, зависит только от нас.
Последний тост, который я предлагаю, должен прозвучать так: за тех, кто способен удержаться в седле!
С Новым 2010 годом, уважаемые читатели!