ВРЕМЯ РАБОТАЕТ НА ПАЛЕСТИНЦЕВ

ВРЕМЯ РАБОТАЕТ НА ПАЛЕСТИНЦЕВ

Эфраим ГАНОР

68 голосами против 22 кнессет принял решение передать законопроект, согласно которому в случае решения о любом отступлении с Голанских высот или из Восточного Иерусалима должен быть проведен всенародный референдум, на обсуждение во втором и третьем чтении. Так как лидер партии «Кадима» Ципи Ливни предоставила членам своей фракции свободу голосования, многие из них решили поддержать этот законопроект. Сама Ливни голосовала «против». А поскольку голосование было объявлено вотумом недоверия, один из главных его противников, Дан Меридор («Ликуд»), а также разделяющие его позицию депутаты от «Аводы» голосовали «за».
Глава правительства Биньямин Нетаниягу заявил перед голосованием в кнессете, что поддерживает данный закон. В последние дни в приватных беседах премьер неоднократно высказывался следующим образом: «В любом случае если мне удастся добиться мирного соглашения исторического масштаба, это будет сделано только при серьезной поддержке большинства в народе на референдуме. Простое парламентское большинство меня в этом случае не устроит».
Эти события уже стали серьезной проблемой для партии «Авода», выступающей против Закона о референдуме. Ее председатель Эхуд Барак высказался по этому вопросу в крайне резкой форме и даже пообещал своим соратникам-министрам обратиться к премьер-министру. Ну а перед самим голосованием стало ясно, что значительная часть депутатов от «Аводы» попросту не хочет участвовать в обсуждении этого вопроса.
Неоднозначным оказалось отношение к законопроекту и в партии «Кадима». С одной стороны, от нее, как от крупнейшей оппозиционной партии, следовало бы ожидать сопротивления практически любой инициативе правительства. С другой же стороны, очень многие депутаты от «Кадимы» поддерживают принятие закона. Более того, изначально законопроект был подан именно представителем тогда еще правящей «Кадимы» депутатом кнессета Авигдором Ицхаки.
В общем, еще до голосования было ясно, что законопроект утвердят явным большинством, как во втором, так и в третьем чтении. Если говорить по сути, то закон в немалой степени ослабляет полномочия правительства и даже кнессета. Согласно его букве любое отступление с суверенной израильской территории должно быть после утверждения кнессетом поставлено на референдум в течение 180 дней. Исключением станет ситуация, когда решение поддержит 80 депутатов — в этом случае проведение референдума не предполагается.
Как и ожидалось, среди правых, а также еврейских жителей Голанских высот, решение министерской комиссии отвергнуть поправки Меридора было воспринято с энтузиазмом. Ведь первая его попытка затормозить продвижение законопроекта была успешной. Если бы не внесенные им оговорки, голосование в кнессете состоялось бы еще полтора месяца назад. Среди прочего министр утверждал, что принятие законопроекта в его нынешнем виде нанесет большой ущерб Израилю — закон начнут воспринимать как препятствующий мирному процессу. Кроме того, по мнению Меридора, неоправданно пострадали полномочия кнессета, и не были учтены некоторые моменты юридического и процессуального характера.
В итоге законопроект поставлен на голосование как раз тогда, когда поступает все больше информации о грядущем возобновлении непрямых переговоров с Сирией при посредничестве Турции или Франции. Противники закона о референдуме считают, что таким образом Израиль вольно или невольно демонстрирует Дамаску свою неготовность идти на территориальные уступки в обмен на мир. Ведь даже если правительство Израиля решится на такой неординарный шаг, согласно распространенному мнению, большинство израильтян выступает против возвращения к границам от 4 июня 1967 года, даже в обмен на полноценный мирный договор с Сирией.
Ранее я подробно писал о так называемой шведской инициативе, согласно которой министрам иностранных дел ЕС предлагалось объявить Иерусалим разделенной столицей двух государств — палестинского и Израиля. Главы МИДов стран ЕС собрались, чтобы обсудить шведское предложение. Все эти дни главным образом в израильском министерстве иностранных дел велась кропотливая работа, направленная на изменение сложившейся ситуации. Это оказалось для многих неожиданным, но в итоге она принесла результаты.
По инициативе Франции шведский вариант был отвергнут, и страны приняли коммюнике, отличающееся от первоначального варианта в лучшую для Израиля сторону. Среди прочего в нем говорится: «В случае достижения полноценного мира между сторонами посредством переговоров нужно будет решить вопрос о статусе Иерусалима, как будущей столицы двух государств».
Несмотря на дипломатический успех, никак нельзя сказать, что решение ЕС было встречено официальным Иерусалимом с большой радостью. Высокопоставленный источник в израильском руководстве специально подчеркнул, что министры иностранных дел Евросюза обошли своим вниманием основное препятствие к миру, а именно — нежелание палестинцев сесть за стол переговоров с Израилем. И все же в Израиле выразили удовлетворение тем, что возобладала позиция трезво мыслящих стран Европы.
Реакция канцелярии главы правительства была лаконичной: «В конечном итоге вреда Израилю данное обсуждение не принесло, но дурной привкус, вне всякого сомнения, остался». По словам министра иностранных дел Авигдора Либермана, «принятое решение показывает понимание Европой того факта, что не Израиль является препятствием на пути к мирному соглашению. И в любом случае итоговое заявление ЕС следует считать позитивным».
Наиболее решительной и интересной реакцией на попытки шведов разделить Иерусалим стало заявление пресс-секретаря госдепартамента: «Решение иерусалимской проблемы будет найдено только по итогам прямых переговоров между сторонами. Мы ознакомились с заявлением ЕС, но наша позиция по Иерусалиму предельно ясна. Это — часть окончательного урегулирования конфликта, и лучший способ решить данную проблему – в рамках прямых переговоров между сторонами».
Столь жесткая по дипломатическим критериям реакция Вашингтона объяснятся следующим образом: в Белом доме недовольны излишней инициативностью ЕС на по данному вопросу, считающемся своего рода вотчиной американцев. В США полагают, что инициативы, подобные шведской, как и принятое ЕС коммюнике, стали следствием негативной оценки европейцами результатов усилий американской дипломатии за последние месяцы. И как результат, желание ЕС перехватить инициативу.
Вот шведы и их сторонники решили, что хватит с них всех этих вечных историй о возобновлении переговоров, пора переходить к политике свершившихся фактов. Причем фактов такого рода (раздел Иерусалима), что уж точно должны сдвинуть ситуацию с мертвой точки...
Этот подход еще больше чем американцев должен беспокоить правительство Нетаниягу. Да, на этот раз в последний момент предельно невыгодная для Израиля резолюция была отвергнута и принят ее значительно улучшенный вариант. Однако нельзя рассчитывать, что так все будет происходить и в дальнейшем. Несмотря на всю симпатию к Израилю со стороны президента Николя Саркози и канцлера Ангелы Меркель, нужно понимать, что во многих странах Европы дуют совсем иные ветры, и Швеция яркий тому пример.
Подталкивание палестинцев к одностороннему провозглашению государства со столицей в Восточном Иерусалиме с последующим его признанием большинством стран Европы и многими государствами мира становится все более актуальным сценарием. Кроме всего прочего подобный подход попросту дает палестинцам возможность вообще избегать переговоров: зачем они нужны, если большинство их требований получат международную легитимацию изначально, без всяких усилий? Более того, если такого рода инициативы возобладают, то есть немалый риск, что в их русле начнут действовать и США...
Из этого следует один вывод: время работает на палестинцев, и если со стороны Израиля не последует некая серьезная и привлекательная инициатива, то очень скоро мы вновь окажемся под серьезнейшим давлением...
Кроме этого, нельзя забывать, что продолжающая стагнация в мирном процессе может привести к третьей интифаде, где основой действующей силой станет всесторонне поддерживаемый Ираном ХАМАС.
«Новости недели» — «Континент»