ЭДЕЛЬШТЕЙН: НАШЕ ПРАВО И ОБЯЗАННОСТЬ БОРОТЬСЯ СО ВСЕМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ АНТИСЕМИТИЗМА

ЭДЕЛЬШТЕЙН: НАШЕ ПРАВО И ОБЯЗАННОСТЬ БОРОТЬСЯ СО ВСЕМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ АНТИСЕМИТИЗМА

Тувья ЛЕРНЕР

Интервью с министром диаспоры и информации Юлием Эдельштейном

— Должен ли Израиль как еврейское государство протестовать против героизации нацистов и коллаборационистов, замешенных в уничтоженьях евреев в ходе Второй мировой войны?
— Безусловно. И во всех странах где такие явления имеют место, наше не просто право, но и обязанность вмешиваться для того, чтобы правительства этих стран, у которых могут быть свои внутриполитические и прочие интересы, тем не менее понимали, что преступников, которые были замешаны в преступлениях против человечества, нельзя ни при каких обстоятельствах возвратить в рамки героев.
— Должен ли Израиль реагировать на проявления антисемитизма, если они исходят не от маргинальных групп, а от политиков, которые претендуют на первые посты в государствах?
— Безусловно должен. Тут я бы добавил две вещи:
Первое — Израилю при этом надо помнить, и мы это делаем, что во многих странах есть немало людей прекрасно понимающих опасность такого рода выступлений, которые помнят старые правила, что это всегда начинается с евреев, но никогда только евреями не ограничивается. И поэтому наше право и обязанность реагировать.
Второе — Я бы не стал закрывать глаза на деятельность маргинальных групп. Это не значит, что мы должны заниматься ими и бороться с ними слишком серьезно, но требовать от правительств разных стран, чтобы он железной рукой действовали против таких маргинальных групп, это опять же и наше право и наша обязанность.
— В своем выступлении на конференции вы рассказали историю про литовского ксендза, который не хотел устраивать поминальную службу по людям которые спасали евреев во время войны, поскольку не знает распяли ли евреи Христа или нет. Чем, по вашему мнению, вызван всплеск подобных антисемитских настроений в бывших советских республиках?
— К сожалению, и в странах бывших Советских республик и в странах восточной Европы, да и в некоторых странах Латинской Америки имеют место явления, как классического антисемитизма, так и антиизральского антисемитизма. В некоторых случаях это связано с ненавистью к бывшему Советскому Союзу, как это было в бывших советских республиках Прибалтики и других регионах, где ненависть в бывшему СССР перехлестывается с ненавистью к евреям.
Теперь антисемитизм развивается также через разрешенные религиозные культы, поднимается мутная волна подавленного религиозного самосознания, связанного с антисемитизмом.
— Несут ли ответственность за рост антисемитизма власти и политическая элита постсоветских государств?
— Власти всегда несут ответственность за все, что происходит в их странах, и при правильных действиях властей и судов могут подавить антисемитские настроения.
— Недавно 20 депутатов израильского парламента из подавляющего большинства фракций Кнессета подписали обращение к Ющенко и Тимошенко в котором говорилось, что они обеспокоены ростом антисемитизма в Украине, реабилитацией прислужников нацистов и регистрации оправдывающего Холокост кандидата в президенты Сергея Ратушняка. Согласны ли вы с их позицией?
— Да, я знаю об этом. Это очень печальное явление, поскольку речь идет о прецеденте. Мы не говорим о шансах Ратушняка стать президентом Украины (а шансов у него, на мой взгляд, конечно, нет), а о самом факте регистрации и утверждения этой кандидатуры.
Нужно напомнить, что в Израиле в таких случаях и Избирательная комиссия и Верховный суд умели разбираться с подобными кандидатами. Я думаю, что и власти Украины могли бы не регистрировать такого кандидата или, по крайней мере, потребовать у него объяснения в связи его высказываниями.
— МИД Израиля подверг резкой критике регистрацию в качестве кандидата в президенты Украины Сергея Ратушняка. Не является ли это вмешательством во внутреннюю политику?
— Нет, я считаю, что это наше право и обязанность — указывать на явления такого рода и протестовать. В свое время власти Советского Союза тоже говорили о «вмешательстве во внутренние дела», когда им указывали на аресты диссидентов, или на преследования отказников, желающих репатриироваться в Израиль, или о запрете на эмиграцию.
Я, конечно, не сравниваю власти демократических стран с властями бывшего СССР, но именно поэтому ожидаю от них не просто отсутствия заявлений о вмешательстве в их внутренние дела, но и сотрудничества в борьбе с подобными антисемитскими явлениями.
— Недавно Конгресс украинских националистов (КУН) объявил всех тех, кто «абсолютно безосновательно» пытается «обвинить героев ОУН-УПА в сотрудничестве с гитлеровским режимом» — «антиукраинскими силами». Согласны ли вы с подобным утверждением?
— Понятно, что это, мягко говоря, странное заявление… При этом я должен вам сказать, что к нашим действиям и заявлениям по поводу той или иной страны иногда «примазываются» представители тех сил, которые никакого отношения к борьбе с антисемитизмом не имеют, но всегда рады возможности покритиковать то или иное государство.
Поэтому я хотел бы, чтобы этим вопросом занимался непосредственно Израиль и солидные еврейские организации, причем мы должны быть осторожны в выборах союзников. Есть специальный Межпарламентский форум по борьбе с антисемитизмом, и для его членов нет никакой разницы, где именно имеются антисемитские проявления и они с любой такой страной готовы непредвзято бороться.
— Какие действия предпринимает ваше министерство в целях борьбы с антисемитизмом?
— Это мониторинг всего, что происходит, сотрудничество с различными еврейскими организациями, проведение конференций на эту тему. Так, очередной Всемирный форум по борьбе с антисемитизмом соберется в середине декабря нынешнего года в Иерусалиме.
Мы также сотрудничаем с центром по исследованию антисемитизма Тель-Авивского университета. Мы хотим всегда все знать и бороться с антисемитизмом, так сказать, в режиме реального времени.
— Ваше отношение к замораживанию строительства в поселениях, согласно недавнему решению кабинета, в свете того, что Махмуд Аббас уже отверг этот шаг, а американская администрация заявила, что этого не достаточно.
— Я уже высказал свое отрицательное мнение о решении кабинета о замораживании поселений. Тем более, раз уж арабская («палестинская») сторона заявила о том, что она недовольна этим «половинчатым решением» и не собирается вести с нами переговоры, сейчас самое время объявить о том, что нам не с кем вести переговоры и продолжить строительство в еврейских поселениях.
— Ваша реакция о сообщении ливанской газеты «Аль-Ахбар» со ссылкой на источники в штабе ЮНИФИЛ, согласно которым Израиль в ближайшие часы выведет свои силы из села Раджар и передаст ЮРИФИЛ всю власть в селе, как военную, так и административную.
— Мне неизвестно о намерениях такого рода. Это очень серьезная и запутанная ситуация. Я не принимал участие в дискуссиях на эту тему ни в правительстве, ни в межминистерских комиссиях. Мне ничего об этом неизвестно.
7kanal.com