СМИТСОНОВСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ РЕДКИХ РУССКИХ МОНЕТ ИЩЕТ СПОНСОРА ВЫСТАВКИ

СМИТСОНОВСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ РЕДКИХ РУССКИХ МОНЕТ ИЩЕТ СПОНСОРА ВЫСТАВКИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНО РЕДКИЕ МОНЕТЫ РАССКАЗЫВАЮТ ИСТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В расположенном на четвертом этаже офисе Национального музея американской истории, куда удается попасть лишь немногим посетителям, находится коллекция, в которой находится примерно 14 000 русских монет и медалей, в том числе предметы тысячелетней давности. Эта коллекция, с которой может соперничать лишь собрание монет российского Эрмитажа в Санкт-Петербурге, настолько исключительна, что ряд ее экспонатов невозможно найти ни в одной другой частной или публичной коллекции по всему миру. И путешествие этой коллекции в Соединенные Штаты — это история, наполненная интригой и тайной.
Смитсоновский институт хочет поделиться этой историей с аудиторией по всему миру, но организация передвижной выставки сталкивается с серьезными проблемами. Смитсоновскому институту не удалось получить государственные средства на проведение выставок за рубежом, и представители музея говорят, что им нужен спонсор, способный взять на себя часть расходов на подготовку экспозиции и обеспечение безопасности, которые могут превысить 2 млн. долларов. Институт заявляет, что он готов сотрудничать с музеями-партнерами в России и Восточной Европе, чтобы воплотить надежды в реальность — если не традиционную, то, по крайней мере, виртуальную выставку, которая позволит показать лучшее из коллекций Смитсоновского института и Эрмитажа.
Во время недавнего посещения музея корреспондентом America.gov представители Смитсоновского института рассказали ему о том, как коллекция является своего рода летописью истории России, начиная с ранних княжеств, из которых состояла Русь, до эпохи Петра Великого и до 20-го века и далее.
Основная часть коллекции была подарена Смитсоновскому институту в 1950-х годах Уиллисом Дюпоном, младшим из десяти детей Лэммота Дюпона, бывшим руководителем General Motors и одним из наследников огромного состояния. Но это лишь завершение истории.
А начинается она в конце 19-го века с российского Великого Князя Георгия Михайловича, который был арестован большевиками и расстрелян в 1919 году в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Георгий Михайлович был племянником царя Александра II и двоюродным братом царя Александра III.
В 1895 году великий князь, который был страстным коллекционером монет, был назначен директором вновь образованного «Музея Александра III» (ныне Русский музей в Санкт-Петербурге). Он посвятил много времени и ресурсов на расширение нумизматической коллекции музея, которой он пожертвовал свое собрание редких и выдающихся монет в 1909 году.
По словам представителей Смитсоновского института, во время Первой мировой войны Георгий Михайлович опасался за безопасность коллекции и распорядился упаковать ее в пять больших ящиков и передать на хранение в Государственный заемный банк в Санкт-Петербурге. Во время русской революции ящики были вывезены из банка, и на этом этапе история покрывается мраком.
Некоторые считают, что ящики были доставлены в Москву, а другие полагают, что они были перевезены в другое место. Представители Смитсоновского института говорят, что четыре ящика из пяти оказались на юге России, откуда они были отправлены в Югославию в 1919 году. Жена Великого Князя, Мария Георгиевна, подала иск в югославский суд, чтобы вступить во владение монетами, и встречный иск был подан правительством большевиков. Суд присудил коллекцию Великой Княгине, которая перевезла ее в Рим.
Великая Княгиня планировала продать монеты в октябре 1939 года на аукционе в Швейцарии, но аукцион был отменен в связи с началом Первой мировой войны. После смерти Марии Георгиевны право собственности на монеты перешло к ее дочерям. В 1950 году коллекция золотых и платиновых монет была продана на аукционе Christie's в Англии. Одна из дочерей вышла замуж за американца, и серебряные и медные монеты коллекции были перевезены в Соединенные Штаты. Сол Каплан, нью-йоркский торговец монетами, убедил Уиллиса Дюпона купить то, что осталось от коллекции, и передать ее в Смитсоновский институт. Дюпон также поручил Каплану выкупить некоторые золотые и платиновые монеты на открытом рынке, рассказывают сотрудники института.
Среди сокровищ коллекции — ранние слитки почти тысячелетней давности, уникальная медная «деньга» 1710 года, рубль 1704 года, изготовленный из британской кроны, отчеканенной 40 годами раньше, красивая монета в полтора рубля с изображением жены и детей царя Николая I и монета под названием «Константинов рубль» 1825 года, которая имеет собственную интересную судьбу.
На Константиновом рубле изображен Константин Павлович, губернатор Польши и брат Александра I. Санкт-Петербургский монетный двор начал чеканку этих рублей после смерти Александра, когда Константин, как ожидалось, должен был занять царский трон. Но Константин не пожелал стать царем, и вместо него на престол взошел его младший брат. Монеты запускать в обращение было нельзя, и об их существовании забыли на полвека. Считается, что к настоящему времени сохранилось только пять таких монет.
Рубль служит денежной единицей России с начала 18-го века, когда это название впервые появилось на монете с двуглавым орлом с одной стороны и царем на коне — с другой. Двуглавый орел, символ, позаимствованный у прежней Византийской империи, предстает и на современных российских монетах. Слово «рубль», возникшее еще в 14-м столетии, происходит от русского глагола «рубить». Оно использовалось для обозначения мерного куска, отрубленного от серебряного слитка. В начале 18 века Петр Великий принял десятичную систему, и рубль был разделен на 100 копеек. Первая серебряная рублевая монета была отчеканена в 1704 году.
Коллекция Смитсоновского института также включает знаки на ношение бороды 1705 года, отчеканенные в то время, когда Петр приказал боярам (представителям русского дворянства) и простолюдинам сбрить традиционные бороды. Если кто-то хотел сохранить бороду, он должен был платить подать, размер которой мог достигать 100 рублей в год для дворянства и купечества, а для простолюдинов составлял всего одну копейку. Уплатившим подать выдавались знаки, серебряные для дворян и медные для простолюдинов. Знаки имеют различные надписи: одни гласят, что «подать за ношение бороды уплачена», а другие — что «деньги получены». Этот налог встретил жесткое сопротивление со стороны Русской Православной Церкви и привел к нескольким гражданским бунтам.
Те, кому доведется ознакомиться с коллекцией, также увидят платиновые монеты достоинством в 3, 6 и 12 рублей. Россия стала первой страной, использовавшей для изготовления монет платину, с которой гораздо труднее работать, чем с серебром или золотом. Эти монеты чеканились между 1828 и 1845 годами. Платина в настоящее время используется лишь в нескольких странах — как правило, не для изготовления монет, находящихся в широком обращении.
Монеты также использовались для отображения экономических и политических реалий. В период царствования Николая I (1825-1855 годы) на монете достоинством в полтора рубля или 10 злотых были надписи на русском и польском языках, что отражало тесный экономический и валютный союз между двумя правительствами. Польские земли были поделены между Россией, Пруссией и Австрией. Для своих польских владений Россия выпускала специальные монеты, достоинство которых отражалось в денежных единицах России и Польши.
В Национальной нумизматической коллекции Смитсоновского института, состоящей из 1,6 млн. монет, жетонов, медалей и других нумизматических предметов, запечатлены и богатая история, и многое другое. Работая с российскими коллегами, сотрудники музея надеются показать коллекцию Великого Князя Георгия Михайловича аудиториям по всему миру.
america.gov