КАК СИРИЯ ОСТАЛАСЬ БЕЗ…

КАК СИРИЯ ОСТАЛАСЬ БЕЗ…

Эфраим ГАНОР

Сотрудники германского еженедельника «Шпигель», расследовавшие обстоятельства уничтожения сирийского ядерного объекта близ городка Дир а-Зур 5 сентября 2007 года, обнародовали результаты своего многомесячного труда. Весьма любопытные, надо заметить, результаты

Помнится, зарубежные источники утверждали, что сирийский реактор разбомбили израильские военные самолеты. Германские журналисты в общем-то и не возражают, но свои выводы они делают не по аналогии, как их коллеги из разных стран, а на основе тщательно собранных и проанализированных фактов. Эрих Польт и Хольгер Штрак утверждают, что отсчет следует вести от апреля 2004 года: именно тогда американские разведслужбы обратили внимание на оживленные телефонные переговоры между Сирией и Северной Кореей. Им удалось локализировать исходную телефонную точку в Сирии: она располагалась в пустынном районе на севере страны, примерно в 130 км от границы с Ираком, в месте, обозначенном на карте как Эль-Кибар. Соответствующий отчет был передан разведке ЦАХАЛа, точнее, отделению 8200 АМАНа, которое занимается как раз прослушиванием... ну, скажем так, недружественных структур.
К делу подключился и «Мосад», ведущий наблюдение за сирийскими гражданами, так или иначе причастными к созданию, продаже, закупке неконвенциональных видов оружия.
И вот в конце 2006 года в фешенебельный отель, расположенный в лондонском квартале Кенсингтон, прибыл сирийский чиновник, чье имя значилось в мосадовском списке лиц, подлежащих наблюдению. Когда этот самый чиновник отправился по делам, легкомысленно оставив свой переносной компьютер в номере, агенты «Мосада» аккуратно проникли туда и внедрили в компьютер некую программку, с помощью которой можно было скачивать всю попадающую в него информацию. Так израильская разведка получила ценные данные о сирийском реакторе: этапы планирования и строительства, чертежи помещений, фотографии. На одном из снимков был отчетливо запечатлен Шон Шибо, один из ведущих северокорейских ученых-ядерщиков, в компании Ибрагима Отмана, председателя Агентства по атомной энергетике Сирии.
О том, насколько контакты такого уровня между Сирией и Северной Кореей опасны для Израиля, говорить не приходится. И подробный отчет «Мосада» немедленно был передан тогдашнему главе правительства Эхуду Ольмерту.
На описываемые события наложилось еще одно: в феврале 2007 года из Ирана бежал заместитель министра обороны генерал Али Реза Аскари. Добравшись до резиденции ЦРУ в Стамбуле, Аскари изложил американцам ядерные планы Тегерана, заметив попутно, что тот финансирует соответствующую программу Сирии, осуществляемую с помощью Северной Кореи. Когда эта информация была передана израильтянам, картина стала проясняться. И в марте 2007-го Эхуд Ольмерт пригласил к себе трех человек — политика, военного и сотрудника системы безопасности, которые составили своего рода комитет по решению возникшей проблемы. Комитету предстояло выработать рекомендации насчет того, что нам делать с сирийской ядерной программой, и довести ее до сведения главы правительства.
В августе того же года генерал Яаков Амидрор, один из упомянутой троицы, передал Ольмерту доклад, в котором, опуская подробности, было сказано: ядерная программа Сирии создает более чем реальную угрозу безопасности Израиля, особенно с учетом того факта, что она осуществляется под патронажем Северной Кореи и при финансовой поддержке Ирана. Более того, президент Ирана выделил миллиард долларов на то, чтобы ускорить процесс строительства реактора в Эль-Кибаре, поскольку он станет альтернативой реактору в Башаре, если у Ирана, который испытывает мощный международный прессинг, возникнут проблемы с обогащением урана. Когда Ольмерт ознакомился с докладом, глава АМАНа генерал Амос Ядлин убедил его в необходимости разведоперации на месте, призванной дополнить уже имеющиеся сведения о реакторе.. Она была осуществлена немедленно: ночью два израильских вертолета доставили в Эль-Кибар группу спецназовцев, которые сделали заборы почвы. Операция чуть было не сорвалась: наши парни наткнулись на сирийский патруль. Но, к счастью, обошлось без серьезного инцидента и жертв, вертолеты благополучно возвратились на базу с ценнейшим грузом: анализ почвы однозначно подтвердил наличие в районе Эль-Кибара повышенного уровня радиации. Ольмерт сообщил об этом советнику президента США (тогда еще Джорджа Буша) по национальной безопасности Стивену Хэдли, и Белый дом без промедления дал Израилю «зеленый свет» на ликвидацию сирийского ядерного объекта.
В операции под кодовым названием «Бустан» принимали участие десять истребителей «F-15». Три из них уже в воздухе получили приказ вернуться на базу, семь продолжили путь на север, на минимально возможной высоте (чтобы избежать радаров) пересекли границу с Сирией и уже через 18 минут после взлета сбросили бомбы на Эль-Кибар.. Не оставив от объекта камня на камне и сфотографировав результаты акции, израильские пилоты вернулись на место базирования. Все было проделано очень быстро, четко и эффективно. Сразу после операции Эхуд Ольмерт позвонил премьер-министру Турции Эрдогану и попросил его передать президенту Сирии Асаду однозначное сообщение: Израиль не намерен вести боевые действия против его страны, более того, он заинтересован в мире с северной соседкой, но ни при каких обстоятельствах не допустит наличия на ее территории ядерного реактора.
Свой сенсационный материал журналисты «Шпигеля» завершают рассказом о ликвидации генерала Мохаммеда Салимана, председателя так называемого «Ядерного комитета» Сирии. В августе 2008 года Салиман вышел из своей роскошной виллы в Тартусе на частный пляж, чтобы окунуться в море. Его многочисленная охрана не обратила никакого внимания на яхту, дрейфующую неподалеку от берега. Расслабленные солнцем, телохранители встрепенулись только тогда, когда голова их шефа, совершавшего заплыв, вдруг исчезла из поля зрения. Буквально через минуту Салимана вытащили из воды с двумя аккуратными дырочками — во лбу и в области шеи. Выстрелов, разумеется, никто не услышал.
Журналисты деликатно не указывают, кто осуществил столь дерзкую операцию. Однако упоминание факта ликвидации Салимана в контексте уничтожения израильтянами сирийского ядерного объекта весьма многозначительно.

«Новости недели» — «Континент»