РОССИЯ И КИТАЙ: СТАРЫЙ АЛЬЯНС ТЕПЕРЬ ОПИРАЕТСЯ НА ЭНЕРГЕТИКУ

РОССИЯ И КИТАЙ: СТАРЫЙ АЛЬЯНС ТЕПЕРЬ ОПИРАЕТСЯ НА ЭНЕРГЕТИКУ

Остин РЭМЗИ

Глядя на то, как на прошлой неделе в ходе своего визита в Китай российский премьер-министр Владимир Путин, произносил тосты в честь китайского премьера Вэня Цзябао (Wen Jiabao), трудно было не вспомнить о китайско-советском альянсе времен начала холодной войны. Однако сейчас, помимо дружеских чувств и разговоров об общих интересах, стороны объединяет еще одно — выгода. Когда выяснилось, что на саммите 12-14 октября была заключена сделка на сумму в 3,5 миллиарда долларов по продаже Китаю огромных объемов российского природного газа, стало понятно, что теснее всего страны связывает всемогущий бизнес.
«Важно, что у нас есть и потребности, и возможности работать друг с другом. И в этом смысле экономики Китая и России дополняют друг друга очень эффективно», — заявил Путин корреспонденту китайского государственного информагентства «Синьхуа». Выгоды для обеих стран очевидны. Российские энергетические компании получают долю китайского рынка — притом, что по данным Международного энергетического агентства, штаб-квартира которого находится в Париже, в течение пяти лет Китай должен стать крупнейшим в мире потребителем энергии. В свою очередь, для Китая Россия будет более безопасным и удобным источником газа, чем Персидский залив и Африканский рог. Богатая энергоносителями Россия серьезно пострадала от падения нефтяных и газовых цен, в то время как Китай, кажется, пока неплохо переносит мировой экономический спад, благодаря 586 миллиардам долларов, отпущенных правительством на стимулирование экономики. Валютные резервы размером в 2 триллиона долларов дают Китаю возможность закупать за рубежом энергоносители и минеральные ресурсы.
«Они удачно выбрали время, — полагает директор Центра транснациональных отношений Китая при Гонконгском научно-технологическом университете Дэвид Цвейг (David Zweig). — Китай активно пытается заключить по всему миру как можно больше энергетических контрактов, пока доллар не обесценился слишком сильно». В августе Китай подписал контракт с Австралией на сумму в 41 миллиард долларов на поставки сжиженного природного газа в течение 20 лет. В прошлом месяце, как сообщила Financial Times, китайская государственная China National Offshore Oil Corp (CNOOC) вступила в переговоры с Нигерией о покупке до одной шестой разведанных запасов нигерийской нефти. На этой неделе гвинейская хунта объявила заключении с некоей неназванной китайской компанией контракта на сумму в 7 миллиардов долларов в области добычи полезных ископаемых. Как утверждают правозащитники, это может помочь удержаться правительству, которое обвиняют в том, что в сентябре оно совершило массовые убийства демонстрантов.
Россия и Китай продолжают переговоры по соглашению о продаже «Газпромом» газа с месторождений в Западной и Восточной Сибири China National Petroleum Corp. (CNPC). В 2006 году компании подписали меморандум о намерениях по строительству двух газопроводов: соединяющего остров Сахалин с северо-восточным Китаем, и соединяющего Ковыктинское месторождение в Сибири с северо-западным китайским регионом Синьцзянь. Однако это соглашение так и не было реализовано: этому мешают разногласия между сторонами по ряду вопросов, в частности по вопросу о цене.
Китай и Россия по-прежнему не могут договориться о том, как будет финансироваться строительство этих газопроводов, которое вероятно обойдется в миллиарды долларов. Как дорого обходятся подобные проекты можно понять, если вспомнить, что, например, строительство нефтепровода BTC, проходящего из азербайджанской столицы Баку через грузинский Тбилиси к турецкому порту Джейхан на Каспийском море, стоило в начале 2000-х годов 4 миллиарда долларов. «Газпром давно пытается проникнуть на китайский рынок, но проблема всегда заключалась в цене, — говорит старший аналитик по вопросам энергетики лондонского Центра глобальных энергетических исследований Джулиан Ли (Julian Lee). — Нет никаких признаков того, что на этот раз у них получилось договориться». Хотя, судя по тому, что о подписании рамочного соглашения было объявлено на этой неделе на высоком уровне, правительства с обеих сторон поддерживают сделку, вопрос о ценах до сих пор не разрешен». Если его удастся урегулировать, Россия уже к 2014 сможет начать поставлять в Китай до 70 миллиардов кубометров газа в год, что составляет почти 90 процентов от 80 миллиардов кубометров, которые Китай потребил в 2008 году.
Потребность Китая в энергии, как ожидается, должна резко возрасти в ближайшие два десятилетия. Сейчас страна получает 70 процентов энергии от работающих на угле электростанций, а менее вредящий экологии при сжигании природный газ дает стране лишь 3 процента энергии. Китай богат углем, однако уголь этот низкого качества, что сильно сказывается на уровне загрязнения воздуха. Уголь будет и дальше удовлетворять энергетические потребности страны, однако роль менее вредного для экологии природного газа должна возрасти. По оценке Управления по энергетической информации Министерства энергетики США, к 2030 году спрос на природный газ в Китае утроится.
Притом, что Китаю необходим доступ к обширным энергетическим ресурсам России, он может позволить себе немного подождать. Доступ к богатым среднеазиатским месторождениям у него уже есть. Поставки газа в Китай по новому трубопроводу, ведущему из Туркмении через также богатые газом Узбекистан и Казахстан, должны начаться в декабре. Кроме того, Пекин получил доступ к крупнейшему в мире газовому месторождению «Южный Парс», которое делят между собой Иран и Катар. В июне CNPC купила долю в иранской части «Южного Парса» после того, как французский энергетический гигант Total вышел из проекта, чтобы не настраивать против себя правительство Франции, стремящееся ужесточить санкции против Ирана.
Так как недостатка в поставщиках ресурсов у Китая сейчас нет, Россия явно предпочитает договариваться со своим соседом, чтобы не проиграть конкурентам с берегов Персидского залива и Каспия. Как пишет в своем опубликованном во вторник докладе вашингтонская консалтинговая компания Eurasia Group, специализирующаяся на оценке рисков, «по мере того, как растет конкуренция со стороны государств Средней Азии, а также поставщиков сжиженного природного газа из Австралии, Катара, и даже Папуа-Новой Гвинеи, у «Газпрома» возникает все больше стимулов для того, чтобы постараться получить долю китайского рынка».
Китай, рыщущий по миру в поисках нефтяных и газовых контрактов, готов рассмотреть любые варианты. Помня о том, как неудержимо росли цены на сырье до прошлогоднего спада, Пекин торопится обеспечить поставки сейчас, пока цены стабильны. Это серьезно сказывается на его внешней политике. «Энергетика важна для китайской дипломатии, — утверждает доцент факультета международных отношений Пекинского университета Хань Хуа (Han Hua). — Нам нужно диверсифицировать поставки и получать энергоносители не только с Ближнего Востока, но и из России. После десятков лет споров стало очевидно, что это соглашение действительно важно для китайского экономического роста».
Хотя, возможно, старые союзники времен холодной войны все еще хотят стать противовесом американскому влиянию, в первую очередь Москву и Пекин объединяют экономические проблемы 21 века. «Мы не можем быть так близки, как были в пятидесятых», — считает Хань. Две коммунистические державы разошлись в 1956 году, и даже после падения Советского Союза, торговля между Китаем и Россией шла вяло. В последние годы она стремительно выросла с 10,7 миллиардов долларов в 2001 году до 56,9 миллиардов в 2008 году. «Половину этого составляют энергоносители, — говорит Цвейг. — Энергетика — исключительно важный компонент двусторонних торговых отношений, во многом, их краеугольный камень». Надо отметить, что в наши дни в этом качестве она надежней идеологии.
Austin RAMZY, Time
Перевод inosmi.ru