РАССКАЗЫ

РАССКАЗЫ

Людмила КОЛЬ

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Людмила Коль с 1993 года живет в Финляндии. Она — автор многих книг прозы, опубликованных в России и Финляндии; ее романы, повести, эссе, рассказы печатались в российской и зарубежной периодике. В 2006 году повесть о Финляндии «Там, где звенят сосны» переведена на финский язык и вошла в отдельное издание современной прозы. С 2003 года Людмила Коль является издателем и редактором историко-культурного и литературного журнала «LiteraruS», который выходит на двух языках: русском и финском.
Предлагаемые читателю рассказы вошли в книги «Когда она придет» и «Роман с Заграницей».
Семён Каминский, newproza@gmail.com
____________________


МАКИЯЖ

Сегодня ей впервые сделали макияж. Она взглянула на себя в зеркало и ужаснулась. Это ее лицо? Что у нее с глазами? Поехали куда-то вразлет.. А губы? Разве это ее рот? Это — как у Софи Лорен или Мэрилин Монро. Ну, может быть, и не как у них, но все равно, как у актрисы какой-то — явно напоминает кинозвезду. А цвет лица? Фу, фарфоровая кукла и больше ничего!..
Она разглядывала каждую новую черточку.
Брови слишком очерчены, и нос явно не тот... Впрочем... Впрочем, глаза, пожалуй, такие выразительные теперь... Что плохого в том, что тени? Это даже красиво, пожалуй... И кожа теперь такая гладкая. С чего она взяла, будто видно, что «намазано»? Это она себе вообразила. Нельзя быть старомодной! В последнее время женщины так похорошели, что просто стыдно плохо выглядеть! А губы? Это же прелесть! Они же созданы у нее для поцелуев, оказывается! Ведь именно такие бывают в фильмах! Нет, просто замечательно, что можно сотворить подобное чудо! И где ее пятьдесят лет, в конце концов?!
Выйдя на улицу, она тут же встретила приятельницу и с удивлением обнаружила, что стала неузнаваемой: та скользнула по ней безразличным взглядом и прошла мимо. «Неужели моя внешность так сильно изменилась?»
Ей стало весело и захотелось приключений. «Что ж, теперь нужно испробовать на ком-нибудь свои чары! — озорно решила она. — Я была всю жизнь такая застенчивая и неуверенная в себе, считала себя слишком обыкновенной. Сколько возможностей утеряно! Какая дура!»
Но скоро ей стало не по себе. «Ну, конечно же, все смотрят на меня и понимают, что я только что от визажиста!» Она попыталась смотреть прямо перед собой, но тут же краем глаза поймала на себе мужской взгляд. «Интересно, что он подумал? Наверно, тоже решил, что женщина захотела помолодеть? Мужчины часто бывают наблюдательными...» Ее опять охватила неуверенность и желание куда-нибудь спрятаться. «От комплексов не так-то легко избавиться!» — вздохнула она и нырнула в первое попавшееся кафе.

Утром он проснулся с головной болью. «От перемены погоды», — поморщился он, чувствуя, как кровь стучит в виске. Потом встал и пошел на кухню, чтобы выпить таблетку. Сделав сначала глоток воды — он всегда пил по утрам воду, — он посмотрел в окно. Пожалуй, стоит пройтись — в голову сегодня все равно ничего не полезет. Нужно давать себе иногда отдых. В последнее время он слишком заработался: лекции, корректура его книги, конференция — слишком много всего сразу. Он проглотил таблетку, допил воду и стал одеваться.

В центре, как всегда, царила праздничная толчея, как будто никто нигде не работал. На Арбате за столиками сидели хорошо одетые молодые люди и дамы в красивых туалетах и мирно разговаривали, совсем как за границей. Никто никуда не спешил.
Он тоже купил газету и зашел в итальянское кафе.

Когда она вошла, он как раз переворачивал страницу и взглянул на нее. Она села за соседний столик, и их взгляды пересеклись.
«Ты, кажется, решила испытать себя в новой роли!» — вспомнила она.
«Великолепная женщина!» — восхищенно подумал он.

Она отдалась ему на диване в гостиной. В его спальне было не убрано. И она сказала, что ничего не имеет против дивана.
Он был опытный и умелый мужчина. И она старалась еще больше уверить его в этом. Когда они прощались в прихожей, он попросил ее телефон, что делал всегда в подобных случаях. И она написала ему первые пришедшие на ум цифры, прекрасно это понимая.

Она ушла. А он пошел в ванную и с удовольствием принял душ, вспоминая сегодняшний день, который не прошел даром. Конечно, она тщательно скрывала свой возраст, но он дал ей почувствовать, что не заметил этого. Он, кстати, так и не спросил ее имени. Но какое это имело значение? Потом растерся махровым полотенцем и, ощутив прилив сил, пошел писать очередной рассказ, который он так и назвал: «Мужчина и женщина».

Дома она первым делом пошла в ванную, смыла весь грим и, окатив себя холодной водой, закуталась в теплый халат. Она ходила по квартире и вспоминала сегодняшний день. Она так и не узнала его имени. И не сказала своего. Но какое это имело значение? В ее голове что-то рождалось. Потом подошла к зеркалу и взглянула на свое отражение. На нее снова смотрели ее собственные веселые глаза, а не томные глаза роковой женщины. Она усмехнулась, встряхнула мокрыми волосами и пошла писать свой новый рассказ, который она назвала просто: «Он и Она».


СМЕШНАЯ ЖЕНЩИНА

Они сидели в кафе. Было поздно и пусто — только за столиком в углу тихо разговаривала компания из трех человек.
— С первым мужем я рассталась, — сказала она, осторожно вытирая салфеткой губную помаду. — Наверно, мы оба были слишком молоды, чтобы вступать в брак. Я всегда думала что муж и жена — одно целое, а он, как оказалось, думал по-другому... Второй брак... О, это было совсем не серьезно... От отчаяния, наверно... Я об этом никогда не вспоминаю... После этого были мужчины... Много мужчин... Зачем отказывать себе в удовольствии? И потом — я хотела знать жизнь! Да, я люблю себя. Очень. А кого же мне еще любить? Дети? Нет, это не для меня. А вдруг родится урод? А болезни? Думать все время об этом... Нет, нет... Эгоистично? А иметь детей — разве не эгоизм? Это еще больший эгоизм...
Но теперь я вышла замуж прочно. Брак по расчету? И да, и нет. Конечно, попытка иметь положение. До эмансипации нам еще далеко: если ты одинока, на тебя смотрят как на неудачницу. Я для него — тоже ступенька вверх... Так что здесь все в порядке... Но когда тебе отказывают как женщине на протяжении двух лет... Я знаю, что мужчины часто устают к этому возрасту и уже ничего не могут, но никогда не предполагала, что это может случиться со мной... Я чувствую себя такой одинокой... Особенно, когда никого нет дома... Думаю о том, что превращаюсь все больше и больше в робота, который отработает положенное время — и его заменят другим. Работа, работа, работа... Теперь я гожусь только для этого?..
Но недавно у меня начался роман! Да-да, у меня сейчас роман! Это так интересно! И так неожиданно... Уже несколько месяцев... Я не могу ни на чем сейчас сосредоточиться. Я вся переменилась! Разве ты не замечаешь? Знаешь, эти объявления о знакомствах по телефону? Никогда бы не пришло в голову... Все было случайно!
Мне, как всегда, не спалось. Опять эти мысли о старости лезли в голову... Я взяла газету и стала смотреть рекламу, чтобы переключиться. И вдруг — телефон: если тяжело и одиноко, можно позвонить и со мной поговорят. Я набрала номер — просто так. Говорю тебе: было очень плохо! Мне ответил приятный мужской голос. Мы говорили долго. Обо всем: о жизни, о занятиях, об искусстве, о книгах, об увлечениях. Я хотела представить его себе. Это было ужасно интригующе: говоришь с человеком обо всем на свете, как будто сто лет знакома, и совсем не знаешь, какой он!
Мы договорились встретиться.
Я так волновалась! И он, конечно, оказался совсем не таким, каким я его себе представляла. Все сидело мешком, брюки старомодные, какие давно уже никто не носит, плечей нет. И какой-то дурацкий шарф вокруг шеи. Тридцать пять лет. Но меня это не смущает. Он математик. Сказал, что у него уже полгода никого нет... Мы встретились у меня дома. Это было рискованно, конечно. Но я все как следует проверила, чтобы быть спокойной. О! Он оказался мужчиной! Да-да, настоящим мужчиной! Я очень этого боялась. Но все было прекрасно!
Я приготовила ужин — знаешь, интимный ужин на двоих... И кофе, и коньяк... Спид? Нет, я его спросила. И он меня тоже. Но в постели он был великолепен! Он знал, что надо делать!.. О, это было необыкновенно!..
Но теперь проблема — где встречаться? У меня можно, может быть, раз в месяц. А он живет слишком далеко — для меня это нереально. И вообще я не знаю, что он думает обо мне. Он молчит. Не звонит — боится: вдруг подойду не я. А мне хочется, чтобы он звонил, говорил ласковые слова... Мы встречались несколько раз — то у меня, то у подруги. Потом он вдруг исчез: я звонила ему несколько раз, но он говорил, что занят. Может быть, у него была другая женщина. Откуда мне знать? Я терялась в догадках и даже пыталась забыть его: провела ночь с другим мужчиной. Очень романтично: мы познакомились в баре — я зашла от нечего делать, — а потом он отвез меня к себе на дачу... Но я рассталась с ним без сожаления. Если позвонит — я оставила ему на всякий случай номер телефона — хорошо, не позвонит — страдать не буду. Хотя раз в две недели меня, пожалуй, вполне устроило бы... Не знаю, может быть, наступит время, когда я буду платить за любовь... Но сейчас я хочу радоваться весне, солнцу, хочу ходить по улицам за руку с любимым человеком, хочу познать жизнь до конца, чтобы в старости чувствовать, что прожила не зря. Разве это плохо?.. Ну, если бы у мужа начался роман, я, конечно, не знаю, как бы я посмотрела на это... Наверно, мне бы не понравилось... Но разводиться не стала бы...
А в прошлую субботу я была в центре. Иду по улице и вдруг... Как ты думаешь, кто идет впереди? Да, он! Я схватила его за руку, и он, кажется, был рад. Мы пошли в кафе и долго сидели. Он гладил мою руку и нежно смотрел в глаза... Если я ему безразлична, зачем бы он делал это, ведь так?.. Теперь я жду: мы должны встретиться на этой неделе. И все мои мысли заняты только им... Я смешная, правда? Не смотри на меня так!


СРЕДИ МИШУРЫ
Декабрьский рассказ

Настроение было бесшабашное! Не только потому, что полчаса назад от¬пра¬здновали на работе день рождения Ан¬гелины и, конечно, два бокала красного вина она выпила. И не только потому, что приближался Новый год, и она по до¬ро¬ге домой зашла в универмаг и сразу ока¬залась среди елок, шаров, гирлянд, за¬водных Дедов Морозов, поющих под ритмичную музыку веселые куплеты на разные разудалые голоса, отчего ноги сами начинают выделывать па. Конечно, не от этого. Просто накатило вдруг на нее такое бесшабашное настроение. Ну, если не совсем, как у девочки, но просто вот желание было смеяться, шутить и чувст¬вовать себя прекрасной в новой корот¬кой шубке — в нее хотелось закутаться по самый нос, чтобы мех щекотал ноздри и от этого становилось бы смешно, и ша¬почке а la kazakk, которую она недавно купила и которая ей безу-умно! шла. Именно в этой шапочке ей хотелось улыбаться, быть со всеми милой, преду¬предительной и казаться очаро¬ва¬тель¬ной. (Ах, как банально! Все это ведь уже у всех писателей описано: и у Золя, и у Че¬хова, и у Мопассана, и бог знает у кого еще, все эти женские настроения. Что тут еще можно выдумать? Кажется, не ос¬та¬лось уже ничего, что не было бы отра¬жено в литературе...)
Она не собиралась покупать ничего лишнего только потому, что на прилав¬ках лежало так много красивых вещей. Ей было приятно двигаться среди всей этой ярмарочной мишуры, трогать то одно, то другое и улыбаться. Всем улыба¬ться, потому что настроение было бес¬шабашное! Какие-то скатерти, салфе¬точки, нарядные занавески на окна, зажженные изнутри лампочками-свет¬лячками домики, подсвечники, звезды, фарфоровые безделушки... Все было ярко освещено и плавало вокруг нее, и она плыла вперед среди разноцветных платков, шарфов, сумочек, шкатулочек, бижутерии. Ах, вон там, напротив, за этим морем красивых и бесполезных праздничных мелочей, такое интересное мужское лицо!.. Это так редко встре¬ча¬ется, интересное мужское лицо, которое сразу приковывает взор. Кто он?.. Можно пофантазировать, представить его... кем? Кем он может быть? Бизнесменом? Ученым? Артистом?.. Или, может быть, художником? И как он живет, например? В окружении каких вещей? И как про¬во¬дит свободное время? Какие у него могут быть увлечения?..
Ей захотелось улыбнуться ему, по¬да¬рить ему свою добрую улыбку, просто потому что настроение у нее было бес¬шабашное! И она, не обращая внимания на толпу, шла и шла, стараясь не потерять его из виду. Да где же он? Ах, вон там уже, далеко... Она спешила вперед, оставляя позади прилавок за прилавком, следя лишь за появлявшейся и исчезавшей в толпе фигурой.
На секунду она задержала взгляд в зеркале, которое неожиданно возникло перед ней, и его нужно было обойти. Боже! Сколько людей вокруг, оказы¬вается!.. К¬акая странная женщина там промель¬кнула, однако... Что это за жен¬щина?.. В такой же, как у нее шапочке а la kazakk... Не может быть! Ведь шапочку она купила летом в Италии, когда по туристической ездила... Она невольно приостановилась. Оглянулась. Не может быть, чтобы кто-то еще был в такой же, — шапочка была в том магазине един¬ст¬венная... Совпадение? И короткая шуб¬ка... между прочим, похожая на ее... Странно... Ведь это не она была... Она ведь идет и улыбается всем весело... И шапочка так безу-умно! идет ей. А там какое-то серое лицо было, уставшее, сморщенное, с кругами под глазами и сомкнутым ртом... Старое какое-то лицо... старой девы какой-то... не¬приятной старой девы с тонкими губами...
Она повернулась и медленно пошла к зеркалу, упорно продираясь сквозь иду¬щий навстречу поток людей. Нет, она ведь улыбается всем... весело... и по-доброму... Вот же оно, зеркало... И она увидела отражение... в шапочке а la kazakk...


КАНАЛ ЛЮБВИ
Эмигрантский рассказ

— Значит, так, девочки. По банке ва¬ренья привезли, картошку и хлеб купите в супермаркете. Кипяток — бесплатно. Койку даю на три месяца, учтите. За три месяца не найдете вариант — до свидания. Клиентов у меня много, любой — на вы¬бор. Выбрали свой вариант — и тогда от¬крывайте в себе канал любви. — В этом месте Клавдия Петровна делала паузу и романтично поднимала взор к потолку. — Главное, девочки, — она прикладывала руку к тому месту своей груди, где дол¬ж¬но было находиться сердце, — главное — открыть в себе канал любви. Без этого вариант никогда не найдете. Открыли, значит, канал, и работаете с клиентом в этом направлении. Три месяца для этого более чем достаточно. Кто сразу откры¬вает канал любви, управляется и за ме¬сяц. Создаете условия, чтобы клиент яс¬но осознал, что без вас он жить больше не сможет. Ситуацию создаете, значит. Клиенты у меня подходящие: или вдов¬цы, или давно разведенные. Поэтому проблем здесь обычно не возникает... Какой у тебя вопрос, Оля?
— А как это — канал любви открыть?
— Как открыть? — Клавдия Петровна подняла брови и обвела взглядом пя¬терых новеньких, которые прибыли то¬ль¬ко что за границу и сегодня прохо¬дили необходимый «ликбез».
«Старожилы» хмыкнули.
— Чего хмыкаете? — посмотрела в их сторону Клавдия Петровна. — Они нео¬пыт¬ные еще. Вы в себе открыли уже? Время к концу приближается. У тебя, Нина, сколько уже клиент ходит в гости? А предложение сделал? А все потому, что ты до сих пор канал любви не открыла. Я тебя уже много раз предупреждала. Клиент подходящий, между прочим, у тебя: не пьет, вдовец, зарабатывает хо¬рошо — шофер. А ты чего смотришь? Почему до сих пор не создала ситуацию? Потому что не открыла в себе канал любви...
Клавдия Петровна сделала опять паузу.
«Старожилы», сидевшие подперев го¬ловы кулаками, вздохнули.
— Канал любви, девочки, — Клавдия Петровна снова настроилась на роман¬тическую ноту, — это... вы должны почувствовать в себе... вот там, — она по¬казала на левый бок. — И только когда вы почувствуете, что у вас открылся этот канал, вы будете действовать правильно. Я в себе, девочки, когда-то этот канал вовремя открыла, и теперь вот живу здесь... И не забывать ласковые слова: «солнце мое», например, или «сердце мое» чтобы выучили — я раздам на листо¬чках, как это по-ихнему, — перешла она опять на деловой тон. — Они тут к таким словам не привыкли: здешние женщины их не балуют. А мы — другое дело. Пока¬зать, значит, должны. Условия у меня же¬сткие: после того, как заре¬гистрируете отношения, в течение трех месяцев вы¬плачиваете мне полностью всю сумму. Таксу вы знаете: три минимальные здеш¬ние зарплаты. — Клавдия Петровна по¬смотрела значительно и добавила: — В евро, разумеется. В случае невыплаты — до свидания. Создаю условия — и вас здесь больше навсегда нет.
Вечером все сидят на кухне вокруг сто¬ла, заставленного чашками, блюд¬цами с конфетами и сушками, пьют чай, взяв у Клавдии Петровны разрешенный даро¬вой кипяток.
— Мне нужно, чтобы сразу все сбацать, чтобы полный комфорт, — говорит «ста¬рожилка» Лена, оставшаяся, как и Нина, от прежнего «заезда». — А всяких маля¬ров да слесарей — таких чуваков мы у себя навидались.
Она вытаскивает из большой банки с вареньем ложку, облизывает ее и опять запускает в банку.
— Правильно, — отзывается Нина, ко¬торая пилочкой между делом подпили¬вает ногти. — Была здесь одна, Люба, фирмач к ней ездил каждый день. Сразу, значит, открывала она в себе этот самый «канал», как только он приезжал за ней на машине. Возил ее в разные места, в ресторанах всегда ужинали. За два ме¬сяца Люба создала условия, Клавдия Петровна в пример всем ставила. Сва¬дьбу справили, как положено, на машине домой отвез. А машина оказалась не его, а друга, и фирма вся в долгах, и они сели на социалку. Так что канал любви нужно в себе, девочки, с умом открывать, — подытоживает Нина.
Когда все уже спят, улегшись по «кой¬кам» в одной большой комнате, где, кроме семи раскладушек, ничего не сто¬ит, и предварительно, как водится, пове¬дав друг другу свои «истории», Оля лежит в темноте и никак не может уснуть на новом месте. Просто смотрит в тем¬ный потолок — глаза не хотят даже смы¬каться. Она вспоминает, что расска¬зывала ей соседка Марина, которая три года назад развелась, а через год вышла замуж за тутошнего лесоруба, тоже через этот самый «канал», и жила теперь со своей дочкой, как она говорила, в «цар¬ских условиях». И приезжала она до¬вольная, уверенная, со всякими яркими тряпками и вещицами. И ко всему безра¬зличная — у нее шла какая-то загадочная жизнь, которая была недоступна для них: то она ездила отдыхать и кататься на лыжах в горы, то на машине колесили с мужем по Европе. То разговоры были про свой дом, который собирались по¬купать. Только и разговоров было у со¬седей, что о Марине.
А Нина сегодня рассказала про «со¬циалку». Оля не знает, что это такое, но Нина объяснила, что это пособие для без¬работных, прожиточный минимум, а «на него попробуй проживи». Именно поэтому она, Нина, никак и не может пока открыть в себе канал любви: «А то вляпаться можно».
Все это теперь ночью путается в Оли¬ной юной голове. И она старается осмы¬слить, для чего приехала сюда за три тысячи километров. Выйдешь — а вдруг на социалку и попадешь? И жить так, как Марина, не будешь. Раньше они слы¬шали, что за границей всем платят, что можно не работать, и жить хорошо бу¬дешь А Нина сказала сегодня, что вра¬нье это. Вот и решай, что делать. А не выйдешь, домой как возвращаться? Что скажут соседи у них в Пензе? Все ведь знают, зачем она поехала. И мать будет потом все время пилить, что она дура уродилась. Нет, лучше все-таки выйти... А вдруг не управишься за три месяца? Как сказала сегодня Клавдия Петровна, нужно открыть в себе сразу канал любви. А как, не сказала. Показала только пред¬варительно фотографии клиентов. Оля смотрела, смотрела на них и все думала, на кого из них открывать канал?.. Так и не решила.
Когда она еще в школе училась, дру¬жила с мальчиком, которого звали Ми¬ша. Все про них говорили тогда «жених и невеста», а Оля совсем и не думала выходить за него замуж. Потом, после школы, он ушел в армию, а Оля устро¬илась продавцом в книжный магазин. И там был один симпатичный очень зав¬отделом. И у Оли каждый раз часто би¬лось сердце, когда он утром приходил на работу. Он оказался женатым. Поэтому Оля старательно забыла про него. А потом приехала на лето Марина и рассказала про Клавдию Петровну...
«Канал любви... — думает Оля и пе¬ре¬бирает в памяти фотографии. — Один прыщавый какой-то... тот, другой, раза в три старше... один лысый совсем... еще один с толстой рожей и как в оспинах...» Она вспоминает Пензу, заводскую их грязную квартирку, где не повернуться... «Нет, все-таки лучше выйти», — решает она наконец. И снова с распахнутыми в темноту глазами начинает перебирать в памяти фотографии, чтобы завтра уже сразу открыть в себе «канал любви».


ТОЛЬКО ДВОЕ ДЕТЕЙ

Ромми — семилетний мальчик, худенький и живой. Кристи — два года. Светлые волосики тугими кольцами обрамляют нежное личико. Он еще не говорит, а огромные голубые глаза удивленно распахнуты навстречу миру. Они едут с мамой на поезде к бабушке в Россию.
— Помахали папе? — говорит мама. — Ну, вот. А мы сейчас — тю-тю! Забудь, Ромик, папу на месяц! Теперь ты — русский…
— Смотрите в окно! Дом какой красивый! О-го-го!… Видите, самолет летит? Игрушечный? Такой же «игрушечный», как наш поезд!.. А вон спортсмен бежит! Хорошо смотрится в своем костюме на этом фоне…
— Алё, Кристи! Видишь — колеса? О-го-го!
— Ромми, не носись как угорелый! Давай запомни, мать моя женщина: ты у меня уже человек!..
— Кристи, не играй дверью! Иди сюда, я тебе лучше кефир дам!..
— Поезд стоит. Снег идет. А ты пьешь кефир… Это — поезд… Поезд, понимаешь? Юна!..* Ешь, а то высажу! Вот полиция придет и тебя заберет!.. Какого чёрта ты сидишь, а не ешь?! Ешь! Ешь кефир! Ешь! Смотри, сколько мало ты съел?.. Какого чёрта ты не ешь здесь, а в кафе только? Ты у меня на шее сидишь!..
— Ромми, ты меня сейчас выведешь! Я же сказала, что ты у меня сейчас получишь!..
— Граница, видите? Что такое граница? Разные страны надо же как-то отделить… Как — зачем? Не задавай глупых вопросов! Лучше в окно смотри!..
— Алё, Кристи! Ты где? Что у тебя на голове? Ты где был? Ромик, смотри за ним! А то придут скоро и скажут: где мои дети? А их у меня только двое…
— Смотрите: идут! Гестапо! Спросят сейчас: старший — где? Что я скажу? Сидите тихо!..
— Кристи! Где Кристи? Куда он делся? Ромик, ты его не видел? Вот его тапочки! Кристи! А ну, сюда! Давай, давай, давай, поближе к коллективу!..
— Не играй дверью! Кристи, я тебе дам по шее!..
— Поезд пошел, да… Сейчас коробка сверху упадет, по башке даст, будешь знать тогда!..
— Ну, железо это, ну… Что еще?! Отстань! Деревня какая-то… Откуда я знаю, я что — там была? Лучше смотри, смотри, какой автобус! Какой — «наш»? «Наш» там остался… Это — русский автобус. А, ну да, вы же теперь русские…
— Кристи, ты почему лезешь под диван? Ромик, вытащи его оттуда! Иди лучше с девочкой поиграй! Смотри, какая девочка в соседнем купе! Деловая колбаса! Как раз для тебя!..
— Ромик есть будешь?.. Тогда — спать! Спать пора! Раздевайтесь! Кристи, спать, сказала! Але-гоп на полку! Ты почему поешь? Кристи, ну-ка, давай спи! Спать! Кому сказала — спать! Ты по-русски понимаешь? Не будешь спать — выброшу в окно!.. Спать! Ты меня понял? Бай!
Наконец наступает тишина: мама засыпает. Кристи поёт.
____
* Юна (juna, финск.) — поезд