БЛЕФ ПО ИМЕНИ «МИР С СИРИЕЙ» — В ЦИТАТАХ И АРГУМЕНТАХ

БЛЕФ ПО ИМЕНИ «МИР С СИРИЕЙ» — В ЦИТАТАХ И АРГУМЕНТАХ

Амос ГИЛЬБОА

Нетаниягу еще толком не вступил в должность, а уже стали звучать голоса, призывающие его отказаться от палестинского переговорного трека, сосредоточившись на сирийском направлении.
Аргументы такие: во-первых, Асад годами стремится к миру с Израилем, публично объявляя о намерении примириться с еврейским государством. Во-вторых, необходимо извлечь Дамаск из иранской «оси зла», заплатив за это заранее объявленную болезненную цену.
Я сомневаюсь, что авторы этих призывов читали полностью последние выступления и интервью Башара Асада. Вот цитаты из его речей в ходе выступлений на открытых мероприятиях и встреч с представителями арабских СМИ.
Цитата первая, касающаяся возможной встречи с израильскими лидерами: «Израильтяне распространяли слухи, как будто бы я должен был встретиться с Ольмертом в Турции в декабре 2008 года. Ничего подобного не было. Объясняю раз и навсегда: я встречусь с израильским руководителем только после подписания мирного договора с Израилем и завершения полного ухода с Голан».
Еще цитата из интервью Асада. «В ходе непрямых переговоров в Турции Ольмерт дал обязательство турецкому премьеру уйти со всей территории Голанских высот. Мы отправили премьер-министру Турции документ, в котором указали границу 1967 года в шести пунктах, куда должны отойти израильтяне. В ходе ночного телефонного разговора с главой правительства Турции я попросил его спросить Ольмерта, который был возле него, высказаться по поводу этого документа из шести пунктов. Он стал отнекиваться, попросил несколько дней на консультации. Через несколько дней он начал войну в Газе».
Вот что сказал сирийский лидер прямым текстом относительно мира с Израилем. «Я повторяю, что есть разница между "мирным соглашением" и самим "миром". Первое — это просто клочок бумаги, который, может быть, даст Израилю посольство и другие подобные формальные вещи. Однако договор ни в коем случае не даст Израилю мир в нормальном понимании этого слова, свободное пересечение границ, нормализацию отношений и так далее».
Следующие слова Асада касаются палестинских беженцев. «В Сирии живут 500 тысяч палестинских беженцев. Пока эти люди не вернутся в свои дома, не может быть и речи о нормальном мире между Израилем и Сирией. Любой договор с Сирией, который будет подписан Израилем, не будет иметь никакой цены без справедливого и полного решения палестинской проблемы. Пока есть палестинские беженцы, пока есть израильская оккупация, Сирия будет поддерживать силы сопротивления».
И, наконец, отношение нынешнего сирийского лидера к «оси зла». «У Сирии давние стратегические связи с Ираном, точно так же, как с "Хизбаллой" и ХАМАСом. Все усилия оторвать Сирию от Ирана не принесут никакой пользы. Договор между Израилем и Сирией имеет отношение только к нам и Голанам, а не к отношениям с Ираном и указанным организациям. Сирия — это влиятельная региональная сверхдержава, поэтому она может сыграть посредническую роль в диалоге США с Ираном».
«Профессиональные миротворцы» скажут, что это только слова, которые ни о чем серьезном не свидетельствуют. Весьма возможное другое: заявления Башара Асада свидетельствуют о невозможности достижения поспешного сепаратного мира с Сирией.

cursorinfo.co.il