ПОТУХШИЙ ФИТИЛЬ АБУ-ДЖИХАДА

ПОТУХШИЙ ФИТИЛЬ АБУ-ДЖИХАДА

Эфраим ГАНОР

Сегодня хочу вспомнить события весны 1988 года. Точнее, 16 апреля 1988-го, когда был ликвидирован Халиль аль-Вазир (более известный как Абу-Джихад), заместитель и правая рука Ясера Арафата, один из основателей организации ФАТХ, командующий боевым крылом этой организации. Абу-Джихада по праву считали одним из наиболее воинственно настроенных палестинских лидеров. На его счету самые кровавые теракты, совершенные в Израиле и против Израиля. Так что его ликвидация стала серьезным достижением израильских служб безопасности.
Абу-Джихад родился в октябре 1935 года в Рамле. Во время Войны за Независимость его семья, вместе с тысячами других семей палестинцев, бежала, подстрекаемая «дружественными» арабскими странами, и осела в Газе, которая тогда находилась под контролем египтян. Из Газы Абу-Джихад уехал в Александрию, чтобы получить высшее образование. Там он со временем присоединился к организации «Братья мусульмане», которая разворачивала вооруженную борьбу против египетских властей. За участие в деятельности «братьев» Абу-Джихад был арестован и брошен в тюрьму.
Застенки не умерили его воинственного пыла и, выйдя на свободу, он принял активное участие в формировании новой организации — ФАТХ. Официально она объявила о своем существовании в 1965 году. Боевое крыло ФАТХа возглавил Абу-Джихад.
К своим обязанностям он относился предельно серьезно и ответственно. Он мечтал сформировать настоящую, регулярную палестинскую армию, которая могла бы не только противостоять Израилю, но и уничтожить ненавистное палестинцам государство. Для этого он отправился во Вьетнам и в Китай — изучать тактику партизанской войны, которую собирался вести против израильтян. Абу-Джихад свято верил, что уничтожить Израиль можно и нужно исключительно силовыми методами.
Своей идеей он заразил остальное руководство ФАТХа, так что львиная доля денег, поступавших в казну организации из многочисленных арабских источников, находилась в распоряжении Абу-Джихада. Он был весьма настойчив и целеустремлен, однако регулярную армию из палестинцев сформировать не удавалось никакими силами и средствами. В один прекрасный день Абу-Джихаду пришлось отчитаться перед товарищами по ФАТХу.
Разумеется, после этого статус Абу-Джихада в организации несколько пошатнулся, его уже не считали одним из самых уважаемых лидеров. Однако свою веру в то, что идеальное оружие против Израиля — это террор, террор и еще раз террор, Абу-Джихад не утратил. В начале 1970-х годов он организовал целый ряд крупных терактов в Израиле. Среди них — резня в тель-авивском отеле «Савой» в 1975 году и захват пассажирского автобуса на Прибрежном шоссе в 1978-м: эту акцию осуществили террористы, проникшие в Израиль из Ливана со стороны моря. Захватив автобус, направлявшийся в Хайфу, они развернули его с намерением добраться до центра Тель-Авива и там устроить грандиозный теракт. Но путь им на въезде в город блокировали израильские силы безопасности. Террористов удалось уничтожить, но при этом, к огромному сожалению, погибли 37 пассажиров автобуса.
Во время Войны в Ливане (операция «Мир Галилее») в 1982 году практически вся верхушка ФАТХа во главе с Арафатом находилась в Бейруте, откуда им пришлось перебазироваться в Тунис. Едва оказавшись там, Абу-Джихад занялся реорганизацией подрывной деятельности, направленной против Израиля. Из Туниса он передавал приказы своим людям в сектор Газы, Иудею и Самарию. К концу 1987 года, когда началась палестинская интифада, у служб безопасности Израиля собралось объемистое досье на Абу-Джихада, в котором, среди прочего, были четкие доказательства того, что именно он является ключевой фигурой, главным «постановщиком» этого «спектакля». Имя Абу-Джихада стояло первым в списке разыскиваемых террористов и претендентов на ликвидацию.
Эта операция была блестяще осуществлена в ночь на 16 апреля 1988 года, хотя Израиль никогда не признавал своей к ней причастности. Абу-Джихада прикончили прямо в его доме в Тунисе.
Все, что с тех пор когда-либо было написано об этой ликвидации в израильских СМИ, основывалось на информации, поступавшей из зарубежных источников. Эти источники утверждали, что Абу-Джихада ликвидировали бойцы израильского спецназа, которые с помощью бойцов морского десанта высадились на побережье Туниса и добрались до дома террориста, точное месторасположение которого агенты «Мосада» выяснили, прибыв в город за несколько дней до операции.
Жил Абу-Джихад весьма неплохо, в богатом и весьма тщательно охраняемом квартале, что его не спасло. Иностранные журналисты утверждают также, что во время выполнения израильскими спецназовцами операции по ликвидации Абу-Джихада в воздушном пространстве Туниса кружились два «боинга-707», принадлежавших ВВС Израиля и экипированные новейшим электронным оборудованием, которое глушило все радары и иные устройства этого плана. Именно поэтому подразделения береговой охраны Туниса не зафиксировали проникновение в свою акваторию израильского судна. К берегу бойцы спецназа добрались на лодках. Параллельно агенты «Мосада», которые, как уже было сказано выше, прибыли в Тунис несколькими днями ранее, блокировали телефоны в доме Абу-Джихада, чтобы при самом неблагоприятном стечении обстоятельств никто не смог бы предупредить его о готовящемся покушении. Израильские агенты арендовали несколько автомобилей, в условленный час подогнали их к морю и доставили переодевшихся спецназовцев в район вилл, к дому «объекта».
В час ночи все было готово к операции по ликвидации Абу-Джихада. Ждали лишь его самого, хотя это было рискованно: чужие машины с неизвестными людьми в этом пасторальном районе могли привлечь ненужное внимание, однако выбора у наших бойцов не было.
Наконец появился Абу-Джихад в сопровождении телохранителей. Еще около часа пришлось дожидаться, пока в его спальне погаснет свет. И только после этого группа спецназа проникла в дом. Израильтяне знали, где спит хозяин, где его жена и дочь, где телохранители. Телохранителей убрали первыми, не теряя ни секунды и не произведя никакого шума. Затем настала очередь самого Абу-Джихада. Его прикончили несколькими выстрелами в упор. При этом ни его жена, ни их дочь не пострадали. По свидетельству жены Абу-Джихада, люди, ворвавшиеся в дом и убившие ее мужа, были в масках. Ходили слухи, что они всадили в Абу-Джихада более пятидесяти пуль и даже нарисовали на его теле шестиконечную звезду. Это, конечно, не более чем выдумка, — ликвидацию Абу-Джихада осуществила группа профессионалов, а не партизанская команда. Это для партизан характерны спецэффекты вроде нанесения тех или иных символов на тело жертвы и пятидесяти выстрелов в упор для верности. К тому же вся операция заняла не более двух минут, после чего группа быстро возвратилась на берег, где ее поджидали лодки, и переправилась на судно, тут же снявшееся с якоря.
Следует заметить, что вдова террориста после подписания Норвежских соглашений возвратилась на родину, в Газу, и стала первой женщиной — членом ФАТХа, а в 1995 году даже возглавила министерство культуры в правительства автономии.
Повторю: Израиль так никогда и не признал своей причастности к ликвидации Абу-Джихада и не реагировал на информацию об этом, время от времени появлявшуюся в зарубежных СМИ. Однако то, как эта операция была организована и выполнена, не оставляло у экспертов сомнений в том, кто за всем этим стоит. Дерзость замысла, высочайший уровень риска, до секунды выверенный план действий, идеальная слаженность различных звеньев спецгруппы, великолепное знание чужой территории, да еще вражеской, как своей собственной, умение выполнить задание, не оставив ни единого наводящего следа, — все это характерно для спецслужб далеко не каждой страны. Опять же, именно Израилю больше, чем кому бы то ни было, хотелось видеть Абу-Джихада мертвым.
Одна из газет, уделившая большое внимание операции по ликвидации Абу-Джихада, писала в те дни, что израильский спецназ тщательно отрепетировал ее на макете виллы террориста, построенном на задворках одной из армейских баз ЦАХАЛа. Макет до мельчайших деталей был идентичен вилле, в которой проживал Абу-Джихад. Нет, не напрасно занимались всем этим агенты «Мосада». Спецназ действительно не оставил следов в Тунисе, разве что на берегу моря были брошены автомобили, которые мосадовцы арендовали заранее и, разумеется, под вымышленными именами.
Итак, Абу-Джихад отправился к своему Аллаху, в иной мир, однако интифада осталась. Надежды на то, что ее накал резко спадет с исчезновением главного вдохновителя и организатора, не оправдались. Те руководители служб безопасности Израиля, которые считали Абу-Джихада «фитилем» интифады, с сожалением убедились в ошибочности своего мнения. Убитый террорист был не единственным, а одним из... Террор не прекратился по сей день, поскольку очень многие палестинцы так же, как и Абу-Джихад, убеждены: это единственный способ уничтожить Израиль.

«Секрет» — «Континент»