КНИГА ГОДА

КНИГА ГОДА

Майя ЛАНОВСКАЯ, Цинциннати

Миновала незабываемая дата — День Победы, годовщина окончания Второй мировой войны и разгрома фашистской орды.
Мир знал немало войн и кровопролитных сражений, но никогда еще не проявлялась такая беспримерная сила духа, такое единство народа, как во время войны 1941-1945 годов, которую историки называют Великой Отечественной. В тогдашнем СССР массовый героизм и самоотверженность были свойственны буквально всем, даже детям. Подростки в 13-14 лет работали на военных заводах. «Все — для фронта, все — для Победы!» — это были не высокие слова, это было в душе каждого и подтверждалось делом.
И Победа была завоевана. Но какой ценой! Домой вернулись с войны немногие, если принять во внимание, что их число составило всего 2-3 процента от численности всех, кто защищал Родину. И сегодня уцелевшие ветераны Великой Отечественной, вступившие в огненную лаву в 18-19 лет, (а некоторые и раньше), с гордостью и горечью надевают свои ордена и медали в День Победы. Это о них сказал поэт:

Это правда – вас осталось мало,
Но зато и нынче вас не счесть.
Как там ни крутило, ни ломало,
Но на свете все-таки вы есть!
Это правда – вас осталось мало
По сравненью с силой той живой,
Что когда-то, молодая, встала,
Защищая Родину собой.

Эта победа Советской армии и Союзных войск дорого далась человечеству: 50 миллионов жизней — вот, какая цена этой победы.
Вполне естественно, что все события запечатлевались и в народном творчестве — злободневных частушках, плачах, задушевных песнях.
Появилась и целая когорта молодых поэтов, композиторов, которых захватила военная тема. Да, собственно говоря, это и была тогда сердцевина их жизни. Многие, как, например, Давид Самойлов, по-настоящему стали поэтами, находясь на фронте. Песни, созданные ими в те годы, распевали повсюду (не говоря уж о радио). А кроме того росла обширная литература о войне. Книги зачитывали до дыр, передавая из рук в руки «только на одну ночь».
Их переводили на иностранные языки. Мир узнал новые имена: Эммануила Казакевича, Виктора Некрасова, Василя Быкова, Виктора Астафьева, Константина Симонова и многих других.
Всех не перечислить! Но не только профессионалы выступали со своими произведениями. Многие участники войны, навек потрясенные пережитым, делились воспоминаниями о том времени. И этот процесс продолжается вот уже шестьдесят четвертый год. Есть о чем подумать!
Как не вспомнить пронзительные строки русского поэта, еврея по национальности, Бориса Слуцкого:

Но что с того, что я там был
В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл,
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне, –
Она участвует во мне,
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня....

Я держу в руках книгу, написанную участником войны по велению сердца, обожженного пламенем сражений. Автор ее — Борис Горбачевский, издана в Москве в 2006 году в серии «Солдатские дневники» (составитель серии Андрей Драбкин). В первоначальном
варианте она называлась «Скошенное поколение». Вышла под заголовком «Ржевская мясорубка». Участником этого сражения был 19-летний Борис, призванный в Красную Армию в декабре 1941 года.
Из дружной, любящей еврейской семьи, из-под крыла заботливой мамы, наивный, доверчивый, чистый, не очень уверенный в себе, он попал в военно-пехотное училище, оттуда (через четыре месяца) — рядовым солдатом в самое пекло, под Ржев. Ему повезло: в этой бойне он «отделался» двумя ранениями и остался в строю. Потом были жестокие битвы за Смоленск, Оршу, бросок по белорусской земле к Неману, бои уже на польской и немецкой территориях. Для капитана Горбачевского война закончилось в Чешских Судетах — дивизию, в которой он служил, спешно направили туда добивать остатки войска фашистского генерала Шернера...
Книга Б.Горбачевского, конечно, не дневники, — кто же мог их вести на передовой! Да и СМЕРШ не дремал: категорически запрещалось делать какие-нибудь записи для памяти — как бы они не выдали военную тайну!
И вот, спустя более чем полвека, Б. Горбачевский решил рассказать о пережитом и запечатлеть память погибших товарищей. В книге весь его боевой путь — от рядового до капитана — начиная с декабря 2941 года, когда он переступил порог еще необжитой казармы Тюменского военно-пехотного училища. Он описывает своих новых товарищей-сверстников, командиров, новые порядки, к которым не так-то легко привыкнуть. Здесь и живые диалоги, и размышления юноши, стремящегося «дойти до самой сути». Вопросов много, но жизненного опыта совсем еще нет. У автора есть одна особенность — он не боится поднимать «неудобные» темы: отношения солдат и командиров; работа СМЕРШа, который следил буквально за каждым, независимо от воинского звания, выискивая потенциальных предателей; антисемитизм в армии; беды религиозных людей, которым Вера не позволяет брать в руки оружие, а тем более убивать; мучения «нацменов» — ребят из далеких среднеазиатских аулов, не знающих русского языка и плохо владеющих оружием, которого к тому же не хватало; судьбы и бедственное положение инвалидов после войны.
С большой эмоциональной силой описан первый бой, лозунгом которого стал знаменитый приказ Сталина №227: «Ни шагу назад!» и требовавший не сдаваться в плен, а в случае такой опасности — застрелиться. Кто сдался, того надо было считать предателем Родины со всеми вытекающими последствиями.
Книга состоит из двух частей. Первая — «Время горечи и поражений». Вторая — «Время побед и славы». Главная тема первой части это Ржевская битва, в которой участвовал и солдат Горбачевский.
Почему именно это беспримерное сражение стало предметом пристального внимания автора? Он пишет: «До сих пор военные историки спорят о цифрах погибших под Ржевом и Вязьмой. Общие потери лишь в четырех основных операциях по взятию Ржева составили гигантскую цифру 1 324 823 (по официальным данным). Это больше, чем отдельно в каждой битве под Москвой, Ленинградом, Курском, Берлином». Это была одна из самых кровавых и затяжных операций советской армии. Неоднократные попытки ее войск взять Ржев кончались неизменным провалом. Почему так происходило, вы узнаете из книги. Но этот вопрос, как ниточка: стоит потянуть — и разматывается весь клубок обстоятельств.
И мы узнаем истину об этом сражении, которое американский военный историк
Дэвид Глантц назвал «забытым», потому что правда о Ржевской эпопее, о причинах отступления и поражения Красной Армии (до Сталинградской битвы) тщательно скрывалась советскими историками. А она, эта правда, состояла в личных ошибках и просчетах Верховного Главнокомандующего и его, хоть и смелых, но бесконечно жестоких и честолюбивых генералов, не берегших живую силу — человеческую жизнь и отправлявших на верную смерть тысячи бойцов.
А ведь иногда этого можно было избежать! «Взять деревню любой ценой!» — вот типичная формулировка военного приказа того времени. И приказ выполняли.
Автор рассказывает, как после одного из таких боев от четырех воинских частей в живых оставалось от силы две. А если обратиться к статистике, то вот такой пример: из 3000 человек личного состава 711-го полка их дивизии после двух месяцев наступления в строю осталось лишь 200 человек — бойцов и командиров. Но эти данные удалось получить уже много лет спустя. Воистину скошенное поколение!
После войны, когда в СССР появились книги и статьи историков, робко пытавшихся проанализировать трагедию войны и цену Победы, советские идеологи выдвинули лозунг: «Победителей не судят!»
И здесь уместно привести слова старейшей русской писательницы Лидии Сейфуллиной: «Победителей не судят» — это выдумал раб. А друг, собрат и ровесник обязан судить победителя». Иначе говоря, обязан разобраться, что есть истина, а что — ложь, прямая или скрытая.
В мемуарах основных военачальников, руководивших Ржевско-Вяземской операцией, Г.К. Жукова, И.С. Конева, Д.Д Лелюшенко, почти ничего не сказано о ней. Информация полна умолчаний о собственных потерях, встречаются и цифры, просто взятые «с потолка». Почему?
Горбачевский пишет и об этом. Зловещая фигура Сталина, вмешивающегося даже в мелочи различных планов, будь то военные, политические или хозяйственные дела страны, эта фигура властвовала над всеми. Его мнение было непреложным законом, его болезненная подозрительность не знала границ, и жизнью платили те, в ком он чувствовал хоть намек на несогласие с ним. Автор книги, изучив многие архивные материалы, открывшиеся в теперешнее время, и труды, посвященные феномену тирании — Сталину, высказывает ряд критических замечаний в адрес некоторых работ о нем (уже послевоенных) и дает свою оценку происшедшему.
Книга Бориса Горбачевского тем и хороша, что живые описания военных будней, солдатских разговоров, драматические эпизоды сменяются раздумьями, и мы видим, как юноша взрослеет, мужает, набирается опыта.
Сейчас эти события стали ИСТОРИЕЙ. Жаль, что современная молодежь в массе своей историей интересуется мало. Мне кажется, что русские ребята знают о Второй мировой войне и, в частности, о Великой Отечественной. Может быть потому, что в семьях жива память об этих исторических событиях. Но вот американские юноши и девушки располагают скудными сведениями об этом. Например, переводчик военных мемуаров американец Стюарт Бриттен, преподававший в одном из университетов США, услышал от своего студента: «Советский Союз в той войне вообще легко отделался!».
Конечно, не все такие невежды, как этот парень. И, надо сказать, что именно в Америке живет и много лет плодотворно работает замечательный военный историк Дэвид Глантц, изучающий и анализирующий военные конфликты ХХ века — Вторую мировую
и Великую Отечественную войны. В своих книгах, посвященных событиям 1941-1945 годов на «Восточном» фронте, Глантц раскрыл «советские тайны», рассказав правду об идеологическом вранье сталинского режима и о «забытых», а вернее, замалчиваемых сражениях, приводя убедительные доказательства правоты своих оценок и выводов.
Книга Б.Горбачевского, вышедшая в Москве, привлекла к себе внимание переводчика военных мемуаров Стюарта Бриттена и даже «самого» Глантца. Решено было ее перевести на английский, что Бриттен и сделал. Английский вариант был дополнен автором двумя новыми главами. Это важно для понимания американским читателем сути, особенностей и законов жизни в «стране победившего социализма». И в конце 2008 года книга Б.Горбачевского вышла в США (University Press of Kansas) под названием «Trough the Maelstrom. A Red Army Soldier s War on the Eastern Front, 1941-1945».
Вот, что пишет Дэвид Глантц в предисловии к ней: «Эти необычные мемуары представляют нам истинные испытания для бесчисленных миллионов советских солдат, которые сражались и часто погибали в жестокой неизвестности. Борис Горбачевский описывает тактические сражения, в которых он и другие бойцы принимали участие, а также повседневную окопную жизнь и стиль приказов его командиров, принятый в армии.
Все это схвачено острым глазом, сохранены красочные подробности. Автор с поразительной искренностью показывает реальные тяжелейшие условия, которые приходилось выносить солдатам Красной Армии.
Отличная литературная работа, более точная и тщательная по сравнению с другими мемуарами (бестселлерами) из серии «Забытый солдат».
Воспоминания Б.Горбачевского были названы в США «Книгой года». Можем гордиться, что наш соотечественник достиг такого успеха!
Несколько слов об авторе. Демобилизовавшись, он вернулся в Москву. Поступил в Московский полиграфический институт (редакционно-издательское отделение) и, закончив его в 1950 году, проработал в нем почти 40 лет.
Кандидат экономических наук, преподаватель, редактор, журналист. Основная тема его печатных трудов «Человек и книга», ее прошлое, настоящее и будущее. Подготовил и выпустил 10 научных сборников «Итоги науки и техники в области издательского дела».
В 1994 году иммигрировал в США (штат Род-Айленд), где в течение шести лет
был Главным редактором общественно-политического и литературного ежемесячника «Вестник Род-Айленда» — единственного в этом штате издания на русском языке. Сейчас Борису Горбачевскому «хорошо» за восемьдесят. Однако, голова его по-прежнему полна творческими замыслами, он по-прежнему деятелен, отзывчив и внимателен к людям. Доброго пути, Борис, продолжай в том же духе!

В заключенье – пожеланье:
Чтоб стремленья и мечтанья
Ты осуществил,
Чтобы был здоров и весел,
Остроумен, интересен,
Чтобы мир твой не был тесен
И на все хватило б сил.