ГАД ОН И ЕСТЬ ГАД

ГАД ОН И ЕСТЬ ГАД

Тамара Майская

В январе этого года на экраны США вышел фильм режиссёра Эдварда Цвика «Вызов». Главную роль исполняет известный актёр Дэниел Крейг, который недавно сыграл в фильме «Квант утешения» роль агента 007 Джеймса Бонда. Кино сделано по книге Нехамы Тек «Неповиновение», которая основана на исторических фактах. В 1941 г. во время Второй мировой войны в Западной Белоруссии четверо братьев евреи Бельские после того, как нацисты в числе других евреев убили их родителей, а у одного брата — и жену с ребёнком, ушли в лес, собрали там еврейских беженцев, вывели группу обречённых из гетто и организовали еврейский партизанский отряд, главной целью которого было спасение евреев. Несмотря на более чем тяжелые условия (в фильме это прекрасно показано), отряд продержался более двух лет, и было спасено 1200 человек-евреев.
Фильм «Вызов», хотя и сделан по голливудским канонам, в своём роде ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ. Я обзвонила знакомых, советуя его посмотреть. Что же замечательного в этом фильме, помимо хорошей режиссуры, прекрасных натурных съёмок, талантливой игры актёров? Не ошибусь, если скажу: это ЕДИНСТВЕННЫЙ фильм в мировом кинематографе, где евреи изображены не пассивными жертвами-страдальцами, как в фильмах «Список Шиндлера», «Пианист» и др., а мужественными борцами. Не буду пересказывать содержание фильма, советую читателям, кто его не видел, самим посмотреть.
В газете «Русский акцент» (за 21-27 февраля), которую я уважаю, сама в неё иногда пишу и книгу опубликовала в ее издательстве, появилась рецензия на фильм «Вызов» Ивана Первертова. Статья называется «В ожидании гада». Что означает это странное заглавие? Похоже: автор перефразировал название известной пьесы-абсурда драматурга Сэмюеля Беккета «В ожидании Годо» и попал в точку. Фильм «Вызов» дождался своего гада, то бишь, гадюки, которая испустила на него свой яд.
Автор начинает: «Я сильно сомневался, стоит ли вообще о нём писать». НЕ СТОИЛО. В чудесном мультике «Бэмби» одна зверюшка говорит другой: «Если не можешь сказать ничего приятного, не говори вовсе». «Это, — продолжает автор, — оказалась парниковая тыква, которая по ночам превращается то в дикие перцы, то в развесистую клюкву». На протяжении статьи автор то и дело пытается говорить литературными аллюзиями и попадает впросак. В сказке о Золушке золотая карета превращается в полночь в тыкву. А вот, чтобы «тыква превращалась в дикие перцы и развесистую клюкву» — это «парниковая» метафора, расцветшая пышным цветом в голове у автора статьи. Дальше — больше: «Начинается как боевик про трёх ирландских братьев — буйных пьяниц, контрабандистов, лесных мстителей»... Неправда. Первые кадры документальные: оккупация немцами Белоруссии, расстрел и депортация евреев. Зрителю сразу становится ясно, о ком и о чём фильм. Не понравилась Ивану Первертову нецензурная фраза, с которой некий белорус обращается к жене. Это незначительный эпизод, но с каких это пор «для русского уха стало диковато слышать» русский мат.
«Боевик заканчивается, когда в лесу скапливается критическая масса евреев-беженцев»... Иван Первертов не понимает: у евреев нет альтернативы, и риторически предлагает им «вернуться в гетто, там хотя бы тепло». И ещё: «Зрителю три четверти экранного времени показывают очередное гетто, только на этот раз самоорганизованное. И что толку, если в нём говорят об Исходе». Как можно сравнивать нацистское гетто, где евреев унижали, над ними издевались, и где каждую минуту они ждали отправки в лагерь смерти, с трудностями жизни в лесу, где люди, спаянные дружбой, друг другу помогают, друг о друге заботятся и дарят друг другу ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО. Это и было Исходом для 1200 евреев.
Автора раздражает, что главный герой брат Тувия, не желает обсуждать вопрос о вере. Не вижу в этом ничего криминального. Тувия и в жизни не был религиозным. Это подтвердила автор книги «Неповиновение» Нехама Тек, она с ним встречалась, в своей беседе с Марком Голубом. «Иногда приходят разные нееврейские люди и тоже хотят обсудить наболевшее: почему с евреями так трудно дружить? Если евреи не пьют (строками выше автор упрекает создателей фильма, что в нём слишком много водки, и действующие лица хлебают её из горла бутылки), евреи не воюют»... Автор статьи то и дело придумывает что-то, не относящееся к фильму. По-видимому, это у Ивана Первертова «наболело», это ему, бедняге, трудно дружить с евреями, потому что они якобы не воюют. Эту ложь пора давно сдать в архив. Евреи храбро воевали в древности (братья Макковеи), евреи самоотверженно сражались на фронтах Отечественной войны, многие стали героями, были награждены орденами и медалями. Евреи-израильтяне победили в трёх войнах превосходившего их массой и силами противника. «Что же они (евреи) делают»? задает риторический вопрос автор и нагло заявляет: «Я вам скажу, что они делают. Они молятся». И далее Иван Первертов предлагает еврейскому народу свой издевательский текст молитвы: «Милостивый Господь, больше нет молитв, больше нет слёз, больше нет крови. Выбирай других людей. Мы выполнили все твои заповеди, покрыли своим прахом каждый камень, найди другую землю, других людей, научи их деяниям пророков, но благослови нас ещё один раз. ЗАБЕРИ ДАР НАШЕЙ ИЗБРАННОСТИ». Евреи пронесли свою, заповеданную им Богом, ТРАГИЧЕСКУЮ ИЗБРАННОСТЬ сквозь века и тысячелетия, не погибли, создали своё государство и готовы и дальше нести эту ТЯЖЁЛУЮ НОШУ.
На протяжении статьи автор, как Фома Неверующий, всё время сомневается, «как еврейским партизанам удалось организовать в лесу нормальную человеческую жизнь»? Трудную жизнь, но удалось: построили землянки, медпункт, баню, школу... «Как несколько сотен людей, — продолжает автор, — много месяцев выживали в лесу»? Представьте, выжили. На показе фильма «Вызов» в Нью-Йорке, в Музее еврейского наследия присутствовали сыновья братьев Тувия и Зюса, другие родственники выживших и сами выжившие (всего 29 человек), которые тогда были детьми. Автор настаивает: «Единственный способ, каким Эдвард Цвик сумел изобразить эту сюжетную линию, — выстроить евреев в голодную очередь за супом, и как-то незаметно у него получилось, что кроме очереди внутри общины ничего и нет». Жаль, что Иван Первертов, смотря фильм, не увидел в нём главного. Фильм «Вызов» полон гуманизма. Он повествует о солидарности людей, их человеческом достоинстве, мужестве, храбрости, отваге... Тувия говорит, что если он умрёт, «он хочет умереть, как человек, а не как животное». Несмотря на тяжелые условия жизни в лесу, там есть и светлое: дружба, любовь... наконец, вера в жизнь... и даже свадьба с хупой и танцами вокруг жениха и невесты... роды. Есть там и жестокие сцены, не без этого. Месть побуждает братьев убивать полицаев, которые по приказу немцев расстреляли или выдали их родных.
Заканчивает Иван Первертов статью ироническим выпадом. «И главное, что голубоглазый лопоухий персонаж Крейга, наивно-неуместного в этой истории, красиво ездит верхом на белом коне... Плохо говорящий на местном диалекте Моисей с лицом британского спецагента... Слышь, мужики, казачок-то наш, знаете, да»?
Евреи тоже иногда бывают голубоглазые, и в седле, если надобно, усидеть сумеют.
Разве актёр, сыгравший в одном фильме определённую роль, не в силах играть другие? В одной аннотации к фильму «Вызов», я прочла, что Дэниелу Крейгу больше подходит роль Тувии, чем Джеймса Бонда.
В наше время, когда в мире почти возрождается былой антисемитизм, ядовитая рецензия Ивана Первертова на фильм о евреях может кому-то понравиться.