ЗАКОНОМЕРНОСТИ КРИЗИСА. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ КРИЗИСА. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КУЛЬТУРЫ

Традиционно одной из первых жертв кризиса становится культура. Музыканты, актеры, художники, архитекторы сталкиваются с резким сокращением количества заказов. Однако влияние кризиса на культуру этим не ограничивается.
Дэвид Тросби (David Throsby) в книге «Экономика и Культура» (Economics and Culture) доказывает, что в ряде случаев кризис приводил к появлению подлинных шедевров. Показательна история великого архитектора Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright). К началу Великой Депрессии он был достаточно известным специалистом, однако после начала экономического кризиса несколько лет сидел без работы. Тем не менее, тогда он получил ряд заказов на постройку частных домов, некоторые из которых вошли в сокровищницу мировой архитектуры. Тогда же Райт заинтересовался массовым строительством недорогого жилья и разработал ряд крайне интересных концепций.
Кризис влияет и на различные аспекты моды. Широко известна зависимость длины юбок от состояния экономики. Этот фактор впервые проявился после Второй мировой войны, когда женщины вынуждены были экономить, результатом чего стало уменьшение размеров юбок и изобретение «мини».
Виктория Шерроу (Victoria Sherrow), автор книги «Энциклопедия Волос. Культурная История» (Encyclopedia of Hair: A Cultural History), отмечает, что длина волос американок напрямую зависит от того, в каком состоянии находится экономика США и, соответственно, какой стиль жизни должны вести люди. История 20-го столетия показывает, что во времена экономических трудностей в моду (в большинстве случаев, но не всегда) входили короткие стрижки, а в «жирные годы» — длинные. Шерроу объясняет это тем, что за длинными волосами сложнее и дороже ухаживать.
Кэти Пейсс (Kathy Peiss), автор книги «Надежда в Банке. Создание Американской Культуры Красоты» (Hope In A Jar: The Making of America's Beauty Culture), анализирует историю косметических компаний США. Многие из них появились именно во времена экономических рецессий. Как правило, их успех был основан на сочетании ряда факторов. Женщины были вынуждены экономить на посещении профессиональных косметологов и покупке дорогой продукции такого рода, для чего начинали обслуживать свои лица самостоятельно и придумывали новые кремы, маски для лица и т.п., которые зачастую изготавливали в домашних условиях. Некоторые из этих новинок оказывались востребованными у их подруг и знакомых, после чего начиналась торговля — в нескольких случаях результатом домашней косметической самодеятельности становилось появление новой косметической империи.
Исследование психологов из Университета Огайо (Ohio State University) at Marion позволило выявить еще одну забавную особенность кризиса. Они проанализировали изображения «моделей года» по версии журнала Playboy в период с 1960 по 2000 год. Как оказалось, в годы, когда экономика США переживала тяжелые времена, Playboy делал ставку на публикацию фотографий девушек, выглядевших старше, худее, обладавших меньшим объемом груди и пр. То есть, журнал отбирал моделей того типа, который его читатели считали соответствующим духу времени.
Еще одним из последствий экономического кризиса в США традиционно является рост популярности серьезной экономической, исторической и образовательной литературы. Рейтинги продаж крупной сети книжных магазинов США Barnes & Nobles показывают, что во второй половине 2008 года в число бестселлеров пробились книги, описывающие перипетии Великой Депрессии, и труды экономистов, которые дают рекомендации по управлению персональными финансами и делают долгосрочные прогнозы о развитии экономики. Кроме того, резко возросли продажи учебников — американцы начали повышать свою квалификацию и, во многих случаях, сделали ставку на приобретение новой профессии.
Финансовый кризис традиционно влияет и на кинематограф. Мировая экономическая рецессия началась в 2008 году, однако, по оценкам Национальной Ассоциации Владельцев Кинотеатров (National Association of Theatre Owners), в 2008 году в США было продано рекордное количество билетов в кинотеатры. Аналогичным образом на кризис реагировали любители кино в Великобритании, Франции, Канаде, Германии.
Это не первый пример такого рода. Великая Депрессия стартовала в 1929-м году, а в 1930-м — киностудии США получили рекордную прибыль (обычно это объясняется тем, что расстроенные люди, даже имеющие серьезные материальные проблемы, хотят забыть о неприглядной реальности и согласны заплатить за билет). Однако в 1931 году кинематограф также столкнулся с проблемами: число зрителей начало сокращаться. Национальной Ассоциации Владельцев Кинотеатров ведет детальную статистику посещаемости с конца 1970-х годов. Она также свидетельствует, что в первый год рецессии посещаемость кинотеатров растет, в последующие годы — снижается, иногда значительно, до начала следующего экономического подъема.
Любопытно, что экономические кризисы влияют и на содержание кинофильмов. Ранее были опубликованы исследования, которые показали, что в кризисные годы главные роли получают более возрастные киноактеры. Кроме того, известны примеры, когда кризисы создавали новых «кинозвезд». Например, во времена Великой Депрессии обрели всемирную известность Микки-Маус (Mickey Mouse) и Ширли Темпл (Shirley Temple).
Уолт Дисней придумал Микки в 1928 году, в 1929-м вышел второй мультфильм о мышонке, который приобрел значительную популярность — «Пароходик Вилли» (Steamboat Willie). После чего в США начался биржевой обвал и кризис. Однако Микки Маус лишь выиграл за счет этого. Мультики о Микки и его друзьях, выпускаемые практически каждый месяц, излучали оптимизм и надежду на лучшее — это были именно те чувства, которые американцы пытались сохранить. Итогом этого стала невероятная популярность мышонка и появление десятков и сотен товаров, носящих его имя: от футболок и часов до ювелирных украшений и книг. Политики и журналисты того времени весьма высоко оценивали «работу» Микки Мауса по сохранению духа американской нации.
Схожая судьба ожидала Ширли Темпл, которая стала сниматься в кино в шестилетнем возрасте. В 1930-е годы она стала, вероятно, наиболее известным ребенком мира; в рейтингах голливудских кинозвезд она опережала Кларка Гейбла (Clark Gable) и Мэй Вест (Mae West). По сути, во всех фильмах эпохи Великой Депрессии очаровательная Ширли играла одну роль — остроумной, талантливой и неунывающей девочки. Она излучала оптимизм. Президент Франклин Рузвельт в одной из речей выразил благодарность Ширли Темпл за подъем духа людей во времена кризиса. Любопытно, что популярность юной актрисы сошла «на нет» практически моментально — в 16-летнем возрасте ей перестали предлагать роли. Великая Депрессия заканчивалась, и в моду вошли новые герои.
Историк кино Ина Харк (Ina Rae Hark), в книге «Американское Кино 1930-х годов. Темы и Вариации» (American Cinema of the 1930s: Themes and Variations), отмечает, что Великая Депрессия буквально похоронила кинобоевики, где главными героями были мафиози — американская публика практически утратила к ним интерес, переключившись на ленты более светлого содержания. Окончание Великой Депрессии ознаменовалось появлением лент, вошедших в сокровищницу мирового кинематографа — например, таких экранизаций, как «Унесенные ветром» (Gone with the Wind), «Гроздья гнева» (The Grapes of Wrath) и «Волшебник из Страны Оз» The Wizard of Oz (советский аналог — «Волшебник Изумрудного города»). 1939 год — последний год Депрессии — ныне считается «величайшим годом Голливуда».
Аналогичная история произошла в европейском и американском кинематографе «кризисных» 1970-х годов. Киностудии были вынуждены отказываться от съемок дорогих картин, переключаясь на более дешевые и более «театральные» постановки, основанные на талантах актеров и фантазии режиссеров. Именно эти ленты, например, «Заводной апельсин» ( A Clockwork Orange), ныне считаются символами своего времени и подлинными произведениями искусства.
Культуролог Джеффри Хайсон (Jeffrey Hyson) из Университета Святого Иосифа (Saint Joseph' University in Philadelphia) подчеркивает, что экономические кризисы в области массовой культуры обычно проходят две стадии: сперва мастера культуры берут на вооружение идеологию сентиментального оптимистического популизма, а когда экономика начинает выправляться, на повестку дня выходит тема морально-эстетического осмысления произошедших событий, что делает более популярными высокие жанры драмы и трагедии.



ЗАКОНОМЕРНОСТИ КРИЗИСА. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Каждый экономический кризис приводит к изменениям в образе жизни и мировосприятии людей. Иногда эти изменения кратковременны и малозначительны, иногда — весьма серьезны и долговечны.

По данным американского Центра Исследований Изменений в Системе Здравоохранения (Center for Studying Health System Change), в конце 2008 года примерно 20% американцев испытывали сложности с оплатой медицинских счетов. В результате, они ограничивали количество принимаемых ими лекарств, обращались к врачам только в случае крайне необходимости. Центр прогнозирует, что, по мере углубления кризиса, эти тенденции могут только усугубиться. Одновременно Министерство Здравоохранения США сообщило, что в 2008 году госпитали США заметно меньше провели медицинских процедур и «необязательных» хирургических операций. На волне кризиса в США также стали меньше производить операций по лазерной коррекции зрения и косметических хирургических операций.
Схожая ситуация складывается и в иных индустриально-развитых государствах. К примеру, совместное исследование Сеульского Национального Университета и Всемирного Банка, показало, что под воздействием кризиса жители Южной Кореи — особенно семьи среднего и низкого достатка — кардинально сократили свои медицинские расходы. В первую очередь, они предпочитают экономить на посещениях медицинских специалистов.
Одним из последствий экономических проблем является рост популярности религии. К примеру, исследование Университета Техаса (Texas State University) показало, что во все периоды экономических кризисов, прошедших в США с 1968 по 2004 год, число прихожан протестантских церквей значительно увеличивалось. Однако есть и противоположные данные: к примеру, Центр Исследований Ресурсов Экономики и Развития (Economics and Development Resource Center) проанализировал влияние азиатского финансового кризиса на общества Таиланда, Южной Кореи и Филиппин. Как оказалось, во времена экономических трудностей люди начинали значительно реже посещать церкви, мечети и храмы и даже меньше молиться. Причина была проста: многие жители этих стран пытались работать на двух и более работах, тратили больше времени на поиск дешевых продуктов и товаров и т.п., что сокращало количество времени, которое они могли потратить на духовную жизнь.
Кризис, как правило, приводит к уменьшению популярности ресторанов, баров и кафе, где продается алкоголь, однако он отнюдь не способствует трезвости. Потребители спиртного начинают покупать более дешевые напитки в магазинах, причем предпочитают более дешевые сорта. При этом люди пьют больше — для того, чтобы снять стресс и забыться. Много пить начинают и люди, которые до наступления трудных времен не увлекались подобным видом досуга.
Этот феномен был отмечен практически во всех немусульманских странах мира. К примеру, Всемирная Организация Здравоохранения в 2004 году опубликовала результаты обследования Аргентины, которая незадолго до этого пережила крупномасштабный финансовый кризис. В первый год кризиса посещаемость учреждений общественного питания, где продавался алкоголь, снизилась более чем на 25%, а продажи в винных магазинах выросли на 32%. Нечто подобное происходит и ныне. К примеру, компания Brown-Forman Corporation, которая производит такие напитки, как виски Jack Daniels и водка Finlandia, в начале 2009 года сообщила о стабильном росте продаж.
Связь между ростом уровня преступности и экономическими пертурбациями однозначно не доказана, хотя существует много ученых, которые уверены в том, что она вполне реальна. К примеру, многолетняя статистика ФБР однозначно показывает, что во времена финансовых кризисов значительно возрастает число мошенничеств. Исследование Института Ипотечных Активов (Mortgage Asset Research Institute) показало, что в 2008 году число мошенничеств, связанных с ипотекой, в США выросло на 45%. Одновременно возрастает уровень насилия, в том числе, и семейного. По данным Национального Института Юстиции США, число подобных преступлений особенно резко увеличивается в семьях и районах, наиболее страдающих от безработицы и снижения уровня доходов.
В этом плане показательна история Нью-Йорка. Бурный рост преступности в этом мегаполисе в 1970-е годы совпал с крупномасштабной рецессией в США. Компании Уолл-Стрита терпели убытки, налоговые поступления от них снижались, что привело к тому, что муниципалитет был вынужден сокращать численность полицейских и урезать социальные программы, рассчитанные на помощь малоимущим. Это привело к тому, что в Нью-Йорке стало неприятно и небезопасно жить — его покинули более 1 млн. человек, в основном, представители «среднего класса». Тогда было популярно мнение, которое, к счастью, оказалось ложным, что Нью-Йорк умирает.
Экономический кризис также способствует тому, что организованная преступность получает возможность приобрести контроль над легитимными бизнес-структурами. Так, Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия обнаружил, что организованные преступные группировки, многие из которых связаны с наркоторговлей, ныне скупают большие пакеты акций и делают значительные финансовые вливания в проблемные банки.
Традиционно экономический кризис приводит к уменьшению числа туристов. Логика здесь достаточно проста: при снижении доходов и росте безработицы у людей остается меньше свободных денег, которые они способны потратить на отдых и развлечения. Однако эта зависимость не абсолютна. К примеру, Университет Квинсленда (University of Queensland) проанализировал последствия азиатского кризиса конца 1990-х годов на местную индустрию международного туризма. Как оказалось, число иностранных туристов, посетивших эти страны, действительно сократилось, однако в тех государствах, которые девальвировали свои национальные валюты, резкого спада не наблюдалось, а восстановление рынка началось неожиданно рано.
Данные Института Зарубежного Образования (Institute for Study Abroad at Butler University) показывают, что во времена экономических кризисов существенно снижается число студентов, отправляющихся получать образование в иностранных ВУЗах. Как правило, они предпочитают более доступные альтернативы у себя на родине. В последние месяцы также появились сообщения, показывающие, что этот процесс уже начался — о резком снижении числа молодых людей, отправляющихся учиться за границу, уже сообщили власти Южной Кореи и Малайзии.
Исследование экономистов из Университета Беркли (University of California, Berkeley) и Стэнфордского Университета (Stanford University) позволило сделать вывод, что экономические кризисы позволяют воспитать более разумное поколение. В рамках этого исследования были проанализированы данные об американцах, чье детство пришлось на период Великой Депрессии. Как оказалось, отношение к жизни у этих людей отличается от поведения их родителей и детей. «Депрессивные» американцы чаще склонны избегать финансовых рисков (например, они реже клюют на наиболее заманчивые предложения), но чаще вкладывают деньги в фондовый рынок, а не хранят их в кубышке.

Washington ProFile