ЗНАК ВТО НА ГРУДИ У НЕГО, БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЛИ О НЁМ НИЧЕГО...

ЗНАК ВТО НА ГРУДИ У НЕГО, БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЛИ О НЁМ НИЧЕГО...

Дмитрий КАРАСЕВ

Чем дольше думаешь о «прелестях» так называемой глобализации, тем больше приходишь к мысли: «А оно нам надо?». Как показала практика, торговать нефтью можно было и при «закрытой» экономике, что до всего прочего, то оно несет России больше «заморочек», чем достоинств.
Как стало известно, главный экономист влиятельной исследовательской некоммерческой группы Conference Board, кстати, предсказавшей обвал высоких мировых цен на нефть в середине прошлого года, Кен Голдштейн считает, что для российской экономики приемлемой является цена на нефть хотя бы 90 долларов за баррель и к такой цене мир придет не ранее 2011 года. Как подчеркнул господин с фамилией Голдштейн, «на самом деле никто не знает, как долго и как глубоко продлится нынешний глобальный кризис. Такая экономическая депрессия случается раз в жизни... а, может быть, это наихудшая депрессия в истории человечества». По его мнению, как европейская, так и российская бюджетная политика пока также недостаточно отвечает реальному размаху падения темпов экономики и это чревато социальными потрясениями: «Я не уверен, что российское общество достаточно подготовлено к той экономической ситуации, которая будет довольно долгой. Это может вызвать социальный шок». Хотя есть и другие мнения. Например, российский «владелец заводов, газет, пароходов», а по совместительству председатель наблюдательного совета «Базового элемента» Олег Дерипаска высказался следующим образом: «Я считаю, что через год российская экономика будет в хорошей форме, несмотря на перипетии, которые мы сейчас наблюдаем».
Также оптимистически настроен экс-министр МЭРТ, а ныне председатель Сбербанка России Герман Греф. По его авторитетному мнению, курс рубля стабилизировался и потому «...наверное, имеет смысл возвратиться в рубли и проводить все свои операции... в национальной валюте». «В долгосрочной перспективе рубль будет укрепляться», — считает глава Сбербанка.
Поддерживает «записных» оптимистов и министр финансов РФ Алексей Кудрин: «С октября из-за ожиданий девальвации многие (?) ушли в валюту, считая, что на этом больше заработают, чем на производстве. Но этот период прошёл. Курс (рубля) стабилизировался и сейчас заработать на валюте уже не удастся». По этой «объективной» (ой ли?) причине многие банки якобы выходят из валюты, фиксируют прибыль и вскоре бросятся кредитовать реальный сектор. Хотя некие проблемы всё же имеют место быть. «Придется ещё поработать над доверием к предприятиям. И здесь государство как раз подставляет плечо (государственные гарантии по кредитам). Думаю, что в ближайшие месяц-два в целом проблему кредитования преодолеем на острой её фазе». Конечно, нашему теляти бы волка съесть... С другой стороны, может правительству не надо было доводить вышеуказанную «проблему кредитования» до её «острой фазы»? Как метко подметил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, «главное не переусердствовать с предоставлением помощи тем, кто в ней не нуждается». Впрочем почему-то возникает сомнение в том что предприятия, не вошедшие в «список 295», на которых распространяются госгарантии, в помощи не нуждаются...
Возможно олигархам, именитым бюрократам и топ-менеджерам с их башен из слоновой кости открываются совсем иные, не в пример более блистательные, чем у нас, простых смертных, перспективы... Но пока особых причин для оптимизма нет. Как сообщили источники в Минэкономразвития, на январь сего года, хотя импорт сократился на 30-40%, особых подвижек в сторону импортозамещения нет. И рецепты лечения экономики десятилетней давности пока не срабатывают. Некоторые эксперты уверены — проблема в том, что масштабы использования в российской промышленности импортного сырья, комплектующих и технологий многократно превышают показатели приснопамятного 1998 года. Дошло до того, что в таких отраслях, как автомобилестроение, транспортное машиностроение, производство шин, бытовой техники, продовольствия и лекарств заменить импорт практически нечем, что в условиях девальвации рубля постоянно повышает стоимость конечного продукта. Любопытно, что по своим потребительским свойствам такая продукция зачастую уступает аналогам, завезенным из-за рубежа. Не стоит забывать, что в последние так называемые «тучные» годы многие предприятия провели модернизацию производства, «заточив» их под иностранные технологии. И «в нагрузку» получили зависимость от импортного сырья, материалов и комплектующих, что не есть хорошо.
Так в МЭР скорректировали свои прогнозы на текущий год. По данным замглавы упомянутого ведомства Андрея Клепача, прогнозы цен на нефть и курса рубля сохранены на уровне $41/баррель и 35,1 руб/$1. При этом рост ВВП ожидается не порядка 0,2%, а около 2,2%, тогда как падение промышленного производства достигнет не 5,7%, а 7,4%. Конечно можно называть падение «ростом со знаком «минус», а безработицу (как это иногда принято на политкорректном Западе) — «недозанятостью», но степени плачевности ситуации это не меняет. Как стало известно, производство в стране упало до уровня отнюдь не блестящего 1994 года. Тогда, как сообщил Росстат, задолженность по зарплате в январе в России увеличилась на 49% в сравнении с декабрем прошлого года до 6,995 млрд. Лидером по долгам перед работниками стали обрабатывающие производства (44%), транспорт (18%), строительство (12%) и сельское хозяйство (9%). Отметим только, что это официальные данные, поданные самими предприятиями. Насколько велики реальные показатели, даже думать не хочется...
Вместе с тем, как со всей ответственностью пообещал премьер Владимир Путин, дефицит бюджета в текущем году будет покрываться за счет внутреннего рынка заимствований и Резервного фонда — содержащихся там 4,8 трлн. рублей «...достаточно, чтобы сбалансировать бюджет в этом и последующие (?) годы». При всем том государство устами своих высших должностных лиц неустанно твердит, что его социальные обязательства будут соблюдаться при любых обстоятельствах, а бюджетные расходы не то что сократятся, а существенно увеличатся. В частности, предполагается на 30% повысить фонд оплаты труда бюджетников, выделить дополнительные средства на поддержку банковского сектора, реального сектора, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, транспорт, малый бизнес, машиностроение и сельское хозяйство. Как стало известно, «дополнительная поддержка» также коснется субъектов РФ и Пенсионного фонда России.
При этом президент Дмитрий Медведев «посоветовал» «государевым людям» дать рекомендации по «урезанию» бюджетных затрат и рекомендовал им начать с себя: «Предлагаю каждому органу управления представить свои предложения на эту тему... Начинать надо с себя...». Как наши чиновники умеют «выпарывать» себя, общеизвестно. Однако все равно было бы любопытно посмотреть на конечный результат...
Еще одна «новость дня» — наконец опубликована первая «сотня» так называемого «кадрового резерва» правительства. В новую номенклатуру вошли известные и не очень лица, которых теперешние правители возьмут «рулить» страной при освобождении (и возникновении) правительственных вакансий. Тем самым подтверждается кастовость нашего общества. Потому как ежели ты, образно говоря в «брамины» не прошел, то будешь, по словам известной песенки Владимира Высоцкого, «баобабом (или парией) тыщу лет пока помрешь». Вот тебе, бабушка и Юрьев день! «Мы строили, строили и наконец построили!», как сказал Чебурашка крокодилу Гене.
Оно конечно радостно, что государство не отказывается от своих социальных обязательств, но слова словами, а на их исполнение денег может реально и не хватить. На уровне муниципалитетов и субъектов Федерации уже известны случаи, когда обещанное повышение зарплат бюджетникам ни к чему не приводило. Ведь очень часто государство одной рукой дает, а другой отнимает. Например, урезает премии и надбавки и на ту же сумму повышает оклады... И кому нужен и, главное, как долго будет обманывать всю страну этот мухлёж?
Сразу вспоминается анекдот про украинскую действительность десятилетней давности. Правительство Украины заказало печать национальной валюты у германских умельцев. «Чем будете расплачиваться?», — спросили практичные немцы. «Вот напечатаем и рассчитаемся», — ответили хитрые «хохлы». Оставайтесь с нами! Или, как сегодня говорят некоторые не обремененные знанием «великого и могучего» языка представители молодежи: «Позвонишь (с ударением на второй слог) если чо!».