«ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ПОТЕРЯЛИ СПОСОБНОСТЬ ВЫПОЛНЯТЬ СВОЮ ГЛАВНУЮ ФУНКЦИЮ»

«ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ПОТЕРЯЛИ СПОСОБНОСТЬ ВЫПОЛНЯТЬ СВОЮ ГЛАВНУЮ ФУНКЦИЮ»

Интервью с профессором экономики из Калифорнийского университета в Сан-Диего Джеймсом Д. Гамильтоном

Продолжая тему экономического кризиса, мы взяли онлайн-интервью у профессора экономики из Калифорнийского университета в Сан-Диего Джеймса Д. Гамильтона. Автор известной книги "Time Series Analysis" («Анализ временных рядов»), Princeton University Press, 1994, а также как соавтор блога Econbrowser. По мнению Гамильтона, масштаб нынешних экономических проблем вызван не столько системными, сколько ситуативными причинами.

— Как бы вы назвали то, что происходит с американской и мировой экономикой в последний год?
— Многие используют термин «нехватка кредитов» ("credit crunch"), хотя ни одно из используемых выражений не представляется идеальным.

— Каковы основные характеристики этих процессов?
То, что мы видим, означает, что финансовые институты потеряли способность выполнять свою главную функцию — предоставлять кредиты для стоящих проектов. В то время как несколько лет назад практически везде наблюдалось до безрассудства небрежное отношение к рискам, сегодня имеет место нежелание идти даже на минимальные риски.

— Существует мнение, что нынешний кризис был неизбежен как системный. Конкретные процессы, приведшие к нему, могли бы быть и другими. Какова ваша позиция? Можете ли вы выделить системные и ситуативные причины кризиса?
В некоторой степени необходимость внести поправки была неизбежной. Но, на мой взгляд, масштабы того, что произошло, не были предопределены системой. Ключевая переменная, от которой зависит масштабность проблем, — это падение цен на недвижимость. Если бы нам удалось избежать рецессии в период с 4 квартала 2007 г. по 3 квартал 2008 г., то в 4 квартале 2008 г. наши проблемы были бы не такими глубокими. Я думаю, что скачок цен на нефть в 2007-2008 гг. был тем фактором, который перебросил американскую экономику через границу между торможением и рецессией. А рецессия превратила последствия финансовых проблем из серьезного спада в полный коллапс.

— Ваши прогнозы по перспективам развития кризисных явлений, проникновения их в другие сферы экономики, в экономику других стран.
— Я не могу с уверенностью делать прогнозы, потому что мне неизвестны другие случаи в истории, которые бы характеризовались всеми признаками нынешней картины.

Когда, в каких сферах, по вашему мнению, кризис достигнет дна? Каким образом это связано со спецификой тех или иных стран?
— Одно из ключевых улучшений настанет тогда, когда количество непроданного жилья в США вернется к более адекватному уровню, а цены на жилье перестанут падать. Это позволит прояснить неопределенность с триллионами долларов ипотечной задолженности.

— Ваши прогнозы относительно сроков выхода из кризиса? С помощью каких механизмов его можно было бы преодолеть? Насколько плавной будет кривая выхода из кризиса и от чего это зависит?
— Количество непроданного жилья начнет уменьшаться к концу 2009 г. Вопрос в том, не выйдут ли тогда на передний план другие неблагоприятные процессы, как-то: задолженности по коммерческой недвижимости и по кредитным картам.

— Каковы будут последствия происходящего для мировой экономики и национальных экономик? Для международных экономических институтов и правил? Для политических систем?
— Я думаю, из-за обвала цен на нефть мы теперь гораздо хуже подготовлены к тому, чтобы иметь дело с новыми индустриальными странами и с трудной задачей продолжать увеличение производства. Это падение цен, я полагаю, феномен временный; но проблемы, к которым оно привело, останутся надолго. Будем надеяться, что к финансовым продуктам будут относиться с большим скептицизмом (и в чем-то это будет полезно). Но перестроить систему так, чтобы она работала, — вот это действительно нелегко.

— Что вам кажется необходимым делать для минимизации ущерба от происходящих процессов, для скорейшего оздоровления мировой и национальных экономик? Какие изменения кажутся вам необходимыми по итогам происходящего?
— Я сторонник ликвидации пострадавших финансовых институтов — это позволит списать безнадежные долги и восстановить систему. После этого мы сможем двигаться дальше.

— Какие исторические параллели можно было бы провести с нынешней ситуацией? Какие уроки можно извлечь из этих сопоставлений? Насколько эти уроки учитываются в нынешних стратегиях?

— Главной ошибкой США в 1930-е гг. было то, что сильной дефляции не оказали должного сопротивления. Главной ошибкой в Японии 1990-х гг. было то, что банки-зомби продолжали функционировать. Я надеюсь, мы не повторим ни одну из этих ошибок, но есть вероятность, что мы совершим сразу обе.
— Чей анализ, прогнозы и рекомендации по этим вопросам кажутся вам наиболее ценными — вне зависимости от того, согласны ли вы с ними?
Я с большим уважением отношусь к Биллу Макбрайду и Уоррену Баффету.

Polit.ru