УРЕЗАЕМ ПАЙКИ

УРЕЗАЕМ ПАЙКИ

Игорь ЧУБАХА

По пессимистическим прогнозам, розничные цены на продукты до конца года вырастут на 45%. Уже сейчас треть россиян перешла на более дешевые продукты. Государство колеблется — жестко или мягко регулировать продуктовый рынок.
Глава Министерства сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев выступает против идеи замораживания цен на социально значимые продукты питания. Позиция Минсельхоза предполагает использование законодательно обусловленных мер регулирования цен. По мнению Гордеева, государству достаточно через механизмы антимонопольного и налогового регулирования отслеживать уровень добавленной стоимости по цепочке. «Чтобы не использовались какие-то ажиотажные моменты на продовольственных рынках, а также доминирующее положение, и потребитель в результате страдал», — отметил министр.
Данное заявление лишний раз демонстрирует, что в рамках антикризисных программ российскому продовольственному рынку следует ожидать госконтроля. И сейчас государство решает, насколько жестким он будет.
Сидеть сложа руки власть уже не может. По данным проведенного в конце января аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр) опроса, в последние два-три месяца на более дешевые продукты питания перешли 29% россиян (каждый третий). Причем это не отказ от излишеств и роскоши, а урезание и так весьма скромного потребления, отмечают социологи. Если сравнивать семьи с разным достатком, то чаще переход на более дешевые продукты и предметы первой необходимости случался именно среди менее обеспеченных семей. В этой группе 43% опрошенных вынуждены в последнее время «урезать пайки».
Впрочем, кризис ударил и по обеспеченным россиянам. По подсчетам социологов, среди семей с высокими доходами 13% сообщили, что в последние 2-3 месяца стараются покупать более дешевые продукты питания и предметы первой необходимости.
Иначе говоря, ситуация уже грозит социальным взрывом. При этом на понижение покупательной способности рынок отвечает дальнейшим ростом цен.
По данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России за январь 2009 года возросла всего на 2%. «Всего» — на фоне скачка прочих цен. Например, в Москве с нового года плата за услуги ЖКХ увеличилась на 27%, стоимость электроэнергии на 21,3%, проезд в поездах дальнего следования — на 12%.
Да и рост стоимости продуктов в 2% — это всего лишь «средняя температура по больнице». Как заявил первый заместитель руководителя департамента продовольственных ресурсов Москвы Виктор Ольховой, только с 26 января по 2 февраля сахар в столице подорожал на 9%. В регионах ценовые ралли по ряду позиций тоже не редкость. Например, по словам руководителя территориального управления Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области Владимира Емельянова, в январе «необъяснимо произошел существенный рост — до 30% — цен на мясо птицы».
Более того, относительное январское «затишье» эксперты считают временным. На прошедшем в Москве бизнес-саммите лидеров продовольственного рынка России Food Business звучали самые неутешительные прогнозы. В целом специалисты обещали 30-процентный годовой рост цен на продукты. Звучали и более «экстремальные» предсказания. Так, по мнению председателя правления объединенной компании «Холидей» Сергея Степанова возможен рост цен и на 45%. И это говорилось не в кулуарах, а с трибун. Параллельно, как прогнозировал «Росбалт», качество обслуживания в продуктовой рознице падает — сузился выбор, зато наступило изобилие товаров с просроченным сроком реализации.
Чиновники уже не могут делать вид, что все в порядке, и успокаивают население заявлениями в духе «ситуация под контролем». Например, заместитель полпреда президента в ЮФО Владимир Жуков заявил, что «органам исполнительной власти и главным федеральным инспекторам регионов юга России необходимо усилить контроль за ценообразованием на социально значимые товары».
Иными словами, в настоящий момент борются две концепции курирования государством данной сферы — жесткая и либеральная. Жесткая предполагает директивное замораживание розничных цен, либеральная — более рыночные механизмы курирования.
Однако опыт свидетельствует, что запретительные успехи могут быть только временными. Напомним, в 2007-2008 годах Россия уже «проходила» треть мяса импортирует. При этом крупные переработчики мяса на 80-90% используют импортное сырье.
Доля импорта существенна и в ряде других товарных категорий. Квоты же на импортные продукты помогают не потребителям, а производителям, но без «благотворного» влияния на рынок. По примеру «АвтоВАЗа» производители вслед за ростом стоимости импорта или ограничением импортных поставок банально поднимают собственные отпускные цены.
Госрегулирование — госрегулированием, а курс доллара движется своим путем. Разброс же предсказаний по курсу на конец 2009 года — от 30 до 60 рублей за доллар. В итоге даже прогнозы по росту цен на продукты на 45% в год могут оказаться чересчур оптимистическими.

Rosbalt