МЕРТВЫЕ ДУШИ

МЕРТВЫЕ ДУШИ

ЗАГАДКИ ПАЛЕСТИНСКОЙ ДЕМОГРАФИИ

Угроза арабского большинства в нашей стране — традиционная предвыборная тема. А уж палестинская демография обсуждается не только в Израиле, но и по всему миру. Где здесь реальная угроза, а где надуманная опасность — разъясняет Яков ФАЙТЕЛЬСОН.

— По вашему прогнозу, в 2010 году число арабов — граждан Израиля превысит полтора миллиона человек. На данный момент коэффициент естественного прироста у них выше, чем у прочих израильтян. Вопрос, который волнует всех: смогут ли евреи удержать демографическое преимущество в своей собственной стране?
— Демографические прогнозы — дело неблагодарное. Нельзя относиться к ним как к пророчествам. Мы можем лишь моделировать несколько альтернативных сценариев развития ситуации.
В первой половине века было сделано несколько демографических прогнозов по еврейскому присутствию в Стране Израиля, Эрец-Исраэль. Исследователи и представить себе не могли, что когда-нибудь евреи станут здесь большинством. Тем не менее, доля евреев среди населения Страны Израиля перевалила за 50% уже в 1950 году, а к 1979 году еврейское население было уже 64.4%.
Что же касается разговоров о том, что евреи окажутся меньшинством в своей собственной стране, то они ведутся еще с конца 19 века и, как парадоксально это ни звучит, особенно усилились с 1947 года. Осуществление этого прогноза откладывается уже в седьмой раз. Сначала оно было перенесено с 1960 на 1968 год, затем на 1985, потом на 1990, 2000, 2010, 2012, а сейчас уже на 2016 год.
— Так, может быть, арабская победа в демографической войне — это только вопрос времени?
— На протяжении последних 40 лет доля еврейского населения практически установилась и составляет около 60% от всего населения Страны Израиля, от моря и до Иордана. Дело в том, что коэффициент рождаемости среди арабов неуклонно падает, и это соответствует демографическим законам. За период 2000-2008 гг. естественный прирост арабов-граждан Израиля уменьшился на 37%. Это означает, что с 3,6% в 2000 году он опустился до 2,28% в 2008 году. Если мы экстраполируем этот процесс на следующие 8 лет, то получим, что к 2016 году он может понизиться до 1,4% в год.
— Почему это происходит?
— Это естественный демографический процесс. Уровень рождаемости напрямую зависит от уровня образования, процесса урбанизации, роста потребности в более дорогих услугах в соответствии с ростом уровня жизни. Эмансипация женщин и, в первую очередь, повышение уровня их образования играет большую роль в планировании семьи и выражается в снижении рождаемости.
Поэтому в развитых странах население начинает сокращаться или его естественный прирост стабилизируется на достаточно низком уровне. Сегодня, по данным ООН, этот процесс охватывает уже большинство населения Земного шара. В развивающихся странах процесс снижения рождаемости развивается темпами намного более быстрыми, чем это происходило в прошлом в развитых странах. То же самое происходит и среди арабов в Стране Израиля.
— Если вдруг коэффициент рождаемости среди арабов перестанет снижаться, что тогда?
— Дело в том, что демографические законы действуют на всех одинаково. Разница лишь в том, на каком этапе развития находится то или иное общество. Как известно, арабское население в Стране Израиля — одно из самых образованных на всем Ближнем Востоке. В основном это произошло благодаря политике израильской администрации, приведшей к возникновению современной и всеобщей системы арабского образования, включая создание и развитие целого ряда арабских университетов, и открывшей перед арабскими студентами возможность проходить обучение и в израильских университетах. А как говорят демографы ООН, самым лучшим противозачаточным средством является образование женщин.
Кроме того, когда в результате наступившего прогресса начинается процесс снижения рождаемости, он уже не может повернуть вспять. Как показывают демографические исследования, в некоторых случаях этот процесс приводит к сокращению численности населения, пока оно не достигнет определенного уровня стабилизации.
По моим расчетам, при сохранении нынешней тенденции снижения уровня рождаемости, к 2050 году возможная численность израильских арабов составит менее 2,3 млн. человек.
— А что же будет с евреями?
— В отличие от арабов, и, как некоторым казалось, вопреки законам демографии, у евреев в последние годы произошел процесс увеличения рождаемости. Причиной тому на самом деле является то, что семьи репатриантов из бывшего Советского Союза стали постепенно выравниваться со средним уровнем рождаемости старожилов и сабр. А он более чем в 2,3 раза выше, чем, например, в России.
Мои исследования убедили меня, что к 2030 году доля еврейского населения увеличится. К такому же выводу пришли авторы демографического исследования, проведенного в рамках деятельности «Центра Мецила» под руководством проф. Рут Габизон и опубликованного в январе 2009 года.
Звучит оптимистично. Тем не менее, кроме полутора миллионов арабов — граждан Израиля, нам угрожает демографический потенциал арабов в Газе, Иудее и Самарии. Согласно прогнозам ООН, в 2010 году их число составит 4,3 млн. человек, а к 2050 году — и вовсе 8,8 млн. Вы согласны с этими цифрами?
Ни в коем случае. Расчеты ООН базируются на информации от UNRWA — Агентства помощи беженцам при ООН. Сотрудники UNRWA в большинстве своем сами палестинцы, и методы их работы вызывают сомнения в достоверности этих данных. Ведь помощь палестинцам предоставляется мировым сообществом в расчете на душу населения. Не удивительно, что они заинтересованы в увеличении, даже искусственном, его численности. Тем не менее, прогнозы ООН каждый год исправляются и уточняются, а в нашем случае идет речь о ретроактивном уменьшении данных о приросте арабов Иудеи, Самарии и Газы.
— У вас есть альтернативные данные по современному арабскому населению в Газе, Иудее и Самарии?
— До 1994 года ИЦСБ публиковало официальные данные об арабском населении этих территорий. По общепринятому в мире, в том числе и среди палестинских демографов, мнению, эти данные были на очень высоком профессиональном уровне. Я использую их вместе с данными ООН, норвежского института ФАФО и палестинскими источниками. В частности, я анализирую данные Минздрава ПНА и Палестинского центрального статистического бюро (ПЦСБ), сравниваю их между собой и сопоставляю с оценками ООН. Противоречия слишком серьезные, чтобы списать это на статистическую погрешность.
В 2003 году я провел демографическое исследование, которое привело меня к выводу, что данные первой палестинской переписи, проведенной властями Палестинской автономии, были фальсифицированы. Чиновники приписали палестинцам около 1 млн. «мертвых душ», чтобы изменить демографическую картину в регионе в свою пользу. Моя концепция нашла подтверждение в 2005 году, когда группа исследователей из Израиля и США пришла к такому же выводу.
— Как вам удалось обнаружить миллион «мертвых душ»?
— В 1989 году палестинцы опубликовали прогноз, согласно которому население Сектора Газы, Иудеи и Самарии в 2007 году должно было достигнуть уровня в 3,2 млн. человек. После этого начались загадочные вещи: с 1993 по 1997 год население ПА увеличилось на полмиллиона человек. Для достижения такого результата темп прироста населения должен был составлять 6,6% в год, а это нереально высокая цифра. Более поздние данные свидетельствовали, что этот показатель будто бы держался до 2004 года — т.е., если верить этим цифрам, то надо было бы признать, что за 11 лет население ПА действительно удвоилось! Для сравнения: в Нигере, в котором по данным ООН прирост населения был самым высоким в мире, он не превышал 4%.
Однако, по оценке ООН, средние темпы прироста в Иудее, Самарии и Газе в период с 1995 по 2000 год составляли 3,7% ежегодно. С 2000 по 2005 гг. они понизились до 3,56%. В 2005 году — упали до 3,02%. Палестинский Минздрав дает еще более скромную картину — 2,5%. Более того, эти оценки не учитывали постоянно продолжающуюся эмиграцию из Газы, Иудеи и Самарии.
По данным палестинской переписи 2007 года, среднегеометрические темпы роста населения ПА за последние 10 лет были на уровне 2,66% в год. Если мы сдвинем точку отсчета с 1997 года всего на 4 года назад, т.е. вернемся в 1993 год, то к 2007 году население ПА должно было составить 2,6 млн. человек. Это на 1,1 млн. меньше, чем результат палестинской переписи. Корреляция между реальными прогнозами и палестинскими отчетами в миллион «мертвых душ» сохраняется с 1997 года.
— Кто может за этим стоять?
— Политический интерес палестинцев очевиден. Хасан Абу Либде, возглавлявший ПЦСБ в конце 90-х, открыто называл перепись населения «гражданской интифадой», даже более важной, чем сама интифада.
Обратите внимание и на такую деталь: фальсификация палестинских демографов скомпенсировала массовую алию евреев из бывшего СССР, которая происходила как раз в это время. Весь мир говорил об очередном израильском чуде, когда страна приняла в кратчайшие сроки число репатриантов, увеличившее ее население на треть. Никто почему-то не заметил, что за это же время произошло «палестинское чудо», удвоившее арабское население страны.
Более того, поскольку эти территории практически являются частью социоэкономической системы Израиля, такой внезапный рост еврейского и арабского населения мог привести к демографическому кризису и к гуманитарной катастрофе. Этого не произошло по очень простой причине: внезапного роста арабского населения не было!
— Выходит, демографию нельзя отделить от политики.
— Безусловно. Палестинцы крайне заинтересованы в том, чтобы выиграть в демографической гонке — хотя бы и на бумаге.
Демография играет огромную роль в психологической войне против еврейского государства. Палестинские лидеры любят бахвалиться высокой рождаемостью своих подданных. Все мы помним слова Арафата о том, что «матка палестинской женщины — это главное оружие против сионизма».
Кстати, именно демографический прогноз стал основой для определения границ по разделу Эрец Исраэль в 1947 году. Стоит ли говорить, что этот прогноз оказался совершенно неверным, поскольку пророчил евреям роль незначительного меньшинства уже в 1960 году. На самом же деле в 1960 году еврейское большинство на всей территории бывшей подмандатной Палестины достигло 60%.
— Сегодня демография все так же значима в политической сфере?
— Едва ли не более чем когда бы то ни было. Важность разумной демографической стратегии сложно переоценить. Это касается не только рождаемости, но и алии, и даже территориальной политики. Правильная и обоснованная демографическая политика является основой правильного государственного планирования во всех областях: от планирования системы образования (количество школ, классов, учителей), системы медицинского обслуживания (количество больниц, коек, врачей и мед. персонала), системы соц. обслуживания и, наконец, вплоть до планирования ресурсов страны, необходимых для ее оборонного потенциала.
Какая здесь связь?
Самая непосредственная. Например, проталкивая идею размежевания, наши лидеры спекулировали в том числе и на демографии — в очередной раз вспоминая страшилку про арабское большинство внутри границ Израиля. Удивительный пример безоговорочной капитуляции перед палестинской пропагандой. Руководство Израиля и в самом деле испугалось мифической «палестинской матки».
Это очень опасная логика, которая может крупно подвести нас, израильтян. Отступая с территорий, где преобладает арабское население, мы тем самым оправдываем требования палестинцев. Вчера это была Газа, сегодня — Иудея и Самария, а завтра может стать Галилея, где доля арабов в ее центральных районах достигает 78% от всего населения, а в некоторых административных районах доходит до 95%!
Предлагаемое некоторыми израильскими деятелями решение демографической проблемы с помощью территориальных уступок грозит привести к развитию событий по одному и тому же сценарию. Возникает явная или мнимая демографическая угроза, евреи отступают, арабы захватывают эту землю и начинают обстреливать оттуда новые районы Израиля, где сразу снижается уровень жизни, люди уезжают, возникает явная или мнимая демографическая угроза… и далее по кругу.
— Почему же еврейские демографы охотно делают такие пессимистические прогнозы, а еврейское правительство охотно идет у них на поводу?
— Мне хотелось бы верить, что здесь нет злого умысла. Возможно, это связано с человеческой психологией — ведь наши руководители тоже люди. Они могут вполне искренне заблуждаться, сомневаться, опасаться… Очевидно, проблема в том, что евреи, как это ни парадоксально звучит, даже став большинством, так и не избавились от «галутной» психологии национального меньшинства. Иначе невозможно объяснить этот иррациональный страх перед арабской демографической угрозой.
Этот страх заставляет нас постоянно идти на поводу у арабов — граждан и не граждан, которые, как раз наоборот, будучи меньшинством, пользуются преимуществами психологии большинства и умело используют демократические правила игры, действующие в Израиле. Так, до 2003 года, благодаря трепетному отношению израильтян к воссоединению арабских семей, 150 тыс. арабов получили статус постоянного жителя страны. Получается, что мы не просто пасуем перед арабской демографией, мы еще и всячески ей способствуем! Похоже, что арабы так и рвутся в, так сказать, угнетающий их Израиль и ради этого готовы добровольно отказаться от привольной жизни в своих независимых, самоопределившихся странах.
К счастью, в 2003 году правительство Израиля наконец-то заметило возникшую тенденцию и наложило жесткие ограничения на это явление, несмотря на истошные протесты левых еврейских либералов и арабских националистов, утверждавших, что такое решение является расистским и наносит ущерб правам человека. О возможности воссоединения таких семей вне Израиля, на территории 22-х арабских стран, наши правозащитники почему-то не думают.
— Миграционные потоки оказывают большое влияние на демографию?
— Вот уже более ста лет иммиграция в Эрец Исраэль остается главным преимуществом евреев в демографическом противостоянии. Это общеизвестный факт. Интересно, что на территории бывшего Западного берега Королевства Иордании, которая на самом деле имеет очень древнее историческое название — Иудея и Самария, сегодня проживают около 550 тысяч евреев, или около 23% от всего населения этой территории, включая Восточный Иерусалим. Это больше, чем доля арабов среди граждан Израиля. Об этом говорят мало. Однако гораздо меньше говорят о продолжающейся и нарастающей арабской эмиграции из региона, о том, что она существенно улучшает наши позиции.
— Вы говорите о трансфере?
— Ни в коем случае. Трансфер арабского населения в свое время входил в планы Бен Гуриона, Моше Шарета и Леви Эшколя, стоявших во главе правительств Израиля. Они исходили из успешного исторического опыта по решению турецко-греческой проблемы. Речь идет о трансфере, который по поручению Лиги Наций организовал и провел в жизнь знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, за что и удостоился Нобелевской премии мира.
Я же говорю прежде всего о добровольной, естественной эмиграции палестинцев, которая происходит здесь и сейчас.
Мировая пресса цитирует слова арабских эмигрантов о том, что они не видят никакого будущего для себя и для своих детей ни в Палестинской автономии, ни в Палестинском государстве, даже если таковое будет создано. Более того, они говорят, что в случае создания такого государства положение станет намного хуже и будет граничить с гуманитарной катастрофой.
По данным опросов, проведенных самими палестинцами, треть арабского населения Иудеи и Самарии и 47% от всего населения в Полосе Газы, т.е. около 1 млн. жителей ПА, выразили желание эмигрировать.
Даже палестинское руководство признает существующую проблему. Премьер-министр ПА Салам Файяд в июне 2007 года заявил: «…от 40 до 50 тыс. палестинцев эмигрировали, и еще больше не эмигрировали — только потому, что не смогли этого сделать. Мы проигрываем в этой борьбе».
По последним данным, в 2007 году из ПА эмигрировало более 61 тыс. человек, в основном из Иудеи и Самарии. Это рекордное число арабских эмигрантов за последние 40 с лишним лет.
— А кто мешает эмигрировать всем желающим палестинцам?
— Как это ни парадоксально — Израиль. Наши службы безопасности устанавливают ограничения, затрудняя доступ арабов из Газы, Иудеи и Самарии к иностранным консульствам в Израиле, мешают оформлению эмиграционных документов. В последние три года особенно ужесточились правила выезда из Газы, где в результате блокады эмиграция упала с почти 25 тысяч в 2005 году до нескольких сотен в 2006 и полутора тысяч в 2007 году. Тем самым, мы значительно ограничиваем возможности массовой арабской эмиграции.
— Вы говорите, что в израильской демографии решающую роль играет еврейская иммиграция. Тем не менее, в последние годы алия неуклонно сокращается. Не получится ли так, что через какое-то время евреи лишатся своего главного козыря?
— В 1972 году один ведущий израильский демограф пророчествовал полное прекращение алии, поскольку «евреи Запада в ней не заинтересованы, а евреев Советского Союза не выпустят никогда». Однако еще до начала «большой алии», в период с 1972 по 1989 год, в Израиль прибыло более 420 тыс. репатриантов, причем почти 40% из них — из Советского Союза.
После окончания «большой алии», с 1995 по 2007 год в Израиль приехало почти 600 тыс. человек. В 2007 году в Израиль приехало более 18 тыс. человек. Если этот уровень будет сохраняться в дальнейшем, то общее количество репатриантов в период с 1995 по 2025 год составит более 900 тыс. человек.
Несмотря ни на какие сложности, евреи продолжают ехать в Израиль. Более того, по моим наблюдениям, мировые экономические кризисы лишь стимулируют алию. Так что вполне возможно, что в самое ближайшее время число репатриантов только возрастет. В последние годы начал расти и поток израильтян, возвращающихся из-за границы на родину.
Наша задача — не растерять этот потенциал и сделать все, чтобы Израиль и впредь был домом для всех евреев. Разумная демографическая политика тесно связана с внятной стратегией безопасности. Нельзя поддаваться психологическому давлению арабской пропаганды и уступать от страха перед мнимой, раздуваемой некоторыми еврейскими паникерами демографической угрозой. Иначе мы собственными руками превращаем Израиль в подобие шагреневой кожи, которая будет сокращаться до момента, когда, не дай Б-г, даже без арабского большинства, мы можем превратить Еврейское государство в еврейское гетто.

Биографическая справка
Более подробно с результатами демографических исследований Якова Файтельсона можно познакомиться на следующих сайтах Интернета: на сайте Института Стратегии Сионизма (на иврите и на английском)
http://www.izs.org.il/default.asp?father_id=114&catid=118 на сайте Амац (на русском языке)
http://amatz.net/index.php?option=com_content&task=view&id=194&Itemid=66
Беседу вел Андрей ГРАФОВ, mnenia.zahav.ru