«РУССКИЕ» УЖЕ НЕ ИДУТ

«РУССКИЕ» УЖЕ НЕ ИДУТ

Вэл ЭЛЕНС

Праймериз в «Ликуде» показали, что представителей русскоязычной общины не очень жалуют в самой популярной по опросам среди «русских» партии. Но нужно ли нам на данном этапе вообще стремиться под крылышко больших партий?

Шума было много. Аналитики, напоминающие своими глубокомысленными рассуждениями ильфо-петровских «пикейных жилетов», пытались расставить в русскоязычных СМИ по ранжиру всех кандидатов в депутаты, некогда родившихся в СССР. Персона Юлия Эдельштейна даже не обсуждалась: знали, что ядро «Исраэль ба-Алия» не даст утонуть своему лидеру; да и среди рядовых членов «Ликуда», не имевших советского прошлого, он тоже был довольно популярен. Но вот кто следующий? Кому из шести претендентов достанутся два заветных репатриантских места?
Мы уже знаем, что Зеэв Элькин, лишь недавно порвавший с кадимовским прошлым и вернувшийся в родные пенаты. В награду за эти зигзаги попал в «очко», заняв 21-ю позицию. Судя по опросам, сулящим «Ликуду» 30-35 мандатов, место очень даже проходное. Да и забронированное для репатриантов 30-е место считается вполне реальным. Но оно оказалось занято отнюдь не «русским» претендентом, а «черной лошадкой» (не по цвету кожи, а по известности в «русских» массах) праймериз — выходцем из Эфиопии Алали Адамсо.
Уже глубокой ночью, когда были обнародованы результаты внутриликудовских выборов, некоторые сайты в русско-израильском интернете забились в истерике: опять нас прокатили! Эти выходцы из Марокко и прочих мусульманских стран, выбрали Адамсо — лишь бы не пропустить «русим»! А наши-то, наши, разбежавшись по группировкам, так и не смогли собраться в единый кулак!
То, что второе репатриантское место досталось Алали Адамсо, на мой непросвещенный взгляд, ничуть не ущемляет интересы кого бы то ни было. Человек, уже 17 лет верой и правдой служивший «Ликуду», принимавший активное участие в операции «Шломо» и дальнейшей организации алии из Эфиопии, ничуть не хуже, чем его конкуренты (правда, прибыл он в Израиль 1977-м, а репатриантом можно признать только гражданина с 25-летним израильским стажем — не больше). Так зачем же голову пеплом посыпать? Демократия — она и есть демократия.
Вон, как не хотелось «умеренным» пропустить «экстремиста» Моше Фейглина на реальное место — но никакие подковерные схватки не помогли. Зато несколько очень даже громких имен оказались задвинуты на такие места, что только чудо поможет им попасть в Кнессет следующего созыва.
В отличие от «Ликуда», в «Аводе» царило отнюдь не воодушевление. И «русские» не стремились перегрызть друг другу горло. Ну не бороться же за восемнадцатое место, которое соратники по партии выделили от своих щедрот для Леонида Литинецкого, когда похоронно настроенные социологи предрекают местным лейбористам максимум 10 мандатов!
В «Кадиме», как и в «Ликуде», выходцы из бывшего СССР готовы разорвать друг друга за забронированные места. Кто из них окажется на реальных — покажут праймериз в партии «размежевателей». Но сколько бы «русских» депутатов в списке ни оказалось, их вес на политической арене будет ничуть не выше, чем у «ликудовских». Хотя бы потому, что коалиционная (или оппозиционная — кто куда попадет) дисциплина требует, прежде всего, бороться за интересы фракции, а уж в последнюю очередь — заботиться о своих избирателях.
«Так что же, вы считаете, некому будет бороться за интересы русскоязычной общины? — быть может, спросит меня политически подкованный читатель. — А как же «Наш дом Израиль»?»
Спросят — отвечу: НДИ все больше и больше отходит от интересов простого «русского», все активнее играет в большие политические игры. Это становится заметнее, когда знакомишься со списком потенциальных кандидатов в депутаты от этой партии (да и предыдущий список был отнюдь не «русофильским»). Как Авигдор Либерман перетасует новую колоду, кого выбросит за ненадобностью, а кого возведет в ранг козырей — не знаю. Но похоже на то, что социальные вопросы могут вновь остаться на обочине...
И вот мы подошли к тому, что я изреку крамольную мысль: наша община в целом не созрела до того, чтобы отказываться от идеи секторальной партии — как на общенациональном, так и на муниципальном уровне. В ближайшие десять, а то и двадцать лет нам не будет хватать партии, которая, подобно ШАСу, будет отстаивать конкретные интересы своего избирателя, а не бороться за правые или левые идеи. Социальные проблемы пожилых людей, к коим уже относятся не успевшие и не успевающие наработать стаж репатрианты в возрасте 50+, будут только обостряться. И железным кулаком в бархатной перчатке пособие по старости с социальной надбавкой для них не выбьешь. И госжилье для тех, кому не под силу выплачивать деньги за съем квартиры или машканту, обладатель высокого места в «Ликуде» или «Кадиме» не организует. И матерям-одиночкам, честно пытающимся зарабатывать на жизнь, но не справляющимся с агрессивными чиновниками из «Висконсина», не поможет. И за интересы мелкого бизнеса сражаться не станет. И за решение прочих «мелочных» проблем «маленького "русского" человека» не возьмется. Потому как будет озабочен борьбой за размежевание или против такового, за атаку иранских ядерных реакторов или против нее, за иные вопросы, важные в государственном масштабе, но не решающие проблем простого Рабиновича.
Увы, в партии «Исраэль ба-Алия» в какой-то момент почувствовали себя «большими» и пошагали по политической стезе.
Но, при всех ее недостатках, силы типа ранней ИБА не будет хватать большей части общины. Поймут ли русскоязычные избиратели, что мы еще не созрели до большой политической игры, что слишком уязвимы социально слабые слои репатриантов? Или же мы продолжим сражение за то, чтобы отдельно взятым представителям общины сыто жилось в составе партий, которые забывают о нуждах простых смертных уже на первом же заседании Кнессета нового состава?

«Новости недели» — «Континент»