СМЕРТНАЯ КАЗНЬ. КТО ПРОТИВ?

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ. КТО ПРОТИВ?

Сергей ШАХМАЕВ, Денвер

Одним из мифов, усиленно насаждаемых американскими либералами, всегда была несправедливость судебной системы США по отношению к представителям расовых меньшинств. Эта позиция всегда лежала в русле ряда провокационных инсинуаций как то: преднамеренного заражения афроамериканцев СПИДом, спаивания их с помощью американской «бормотухи» — дешевых алкогольных напитков, изготовленных на базе низкокачественных спиртов с добавлением красителей самого немыслимого цвета — и даже пропаганды сексуального воздержания среди чернокожих школьников, как средства ограничения рождаемости афроамериканцев.
Мощнейшим орудием этой «битвы за справедливость» всегда были дебаты по поводу смертной казни. Известно, что Америка — одна из немногих стран-членов ООН, где применяется смертная казнь. Практика «capital punishment» — максимального наказания за особо тяжкие преступления — была возобновлена в США с 1976 года. И с этого момента не прекращаются дебаты, иногда граничащие с абсурдом.
Не так давно на самом высоком уровне рассматривалась апелляция приговоренного к смертной казни путем инъекции химических веществ, несовместимых с жизнью. Суть жалобы заключалась в том, что смертник утверждал, что он будет во время казни испытывать мучения, не оговоренные приговором. И это, мол, юридически несправедливо по отношению к насильнику и убийце ребенка. Несомненно, это абсурд. Но жалоба рассматривалась.
Тем не менее, обратимся к официальной статистике Министерства юстиции США по 38-ми штатам, где применяется смертная казнь, а также — по федеральному законодательству. В 2007 году в США были казнены 42 человека, что на 11 человек меньше, чем в 2006-м. В штате Техас были казнены 26; по 3 в Алабаме и Оклахоме; по 2 в Индиане, Огайо и Теннеси; и по одному в Южной Дакоте, Джорджии, Южной Каролине и Аризоне.
Из всех, кто был казнен в 2007 году — 28% белые, 14% — черные.
Далее. За период с 1999 по 2005 года число смертников в тюрьмах США уменьшилось. Тем не менее, к концу 2006 года в тюрьмах разных штатов и в федеральных находились 3228 человек, приговоренных к смертной казни (на 17 меньше, чем в 2005).
С 1976 года число белых, приговоренных к смертной казни, превысило 50% от общего числа смертников. В 2006 году статистика по расовой принадлежности была такова:
1802 — белые;
1352 — черные;
28 — американские индейцы;
35 — азиаты;
11 — неопределенная расовая принадлежность.
Испаноязычные выходцы из Латинской Америки (в США они не являются представителями белой расы, а классифицируются как «Hispanic») составили 11%.
Кроме того, в свете непрекращающихся дебатов о смертной казни как в США, так и в России, можно добавить, что 1 из 12 приговоренных к смертной казни ранее уже был приговорен к сроку заключения за убийство, и это не остановило его при совершении нового преступления и убийстве еще по меньшей мере одного невинного человека.
Таким образом, о монолитный риф статистики разбиваются волны гнева либералов по поводу «расовой предопределенности» при вынесении смертных приговоров.
Естественно, с их стороны в качестве аргументов всегда выдвигается статистика относительной доли афроамериканцев и латиносов по отношению к численности населения Америки. Однако не стоит забывать, что, например, по отношению к несовершеннолетним смертная казнь не применяется и еще с 1970-х годов прошлого столетия афроамериканские банды широко используют «малолеток» при «разборках» с вероятным летальным исходом.
Не так давно в штате Колорадо был убит 38-летний организатор «местного отделения» всеамериканской банды «Крипс». По мнению информированных источников, «если ты всю жизнь имеешь дело с оружием, всегда найдется молодняк, который захочет с тобой посоревноваться». Согласно статистике, средний возраст осужденных на смертную казнь в США составляет 28 лет (в 2006 году самому молодому осужденному на смертную казнь было 20 лет, а самому старому — 91 год), при этом один из 9 заключенных совершил преступление в возрасте 19 лет и меньше.
Широко пропагандируемая субкультура гетто в огромной степени ориентирована на молодежь. В начале 2008 года, к примеру, была арестована чернокожая 24-х летняя девушка Шантай Хендерсон, ставшая за 60-летнюю историю «Списка наиболее разыскиваемых ФБР преступников» 8-й женщиной, бывшей в этом списке.
Хендерсон — классический пример афроамериканского самолюбования, как правило, приводящего к отрицанию общепризнанных норм морали. Сделав своим кумиром одного из лидеров группировки «51 улица» Стива Райта, отбывающего срок в федеральной тюрьме, Шантай за свою недолгую жизнь, по мнению прокуратуры, участвовала в 6 убийствах и 50 перестрелках. Последнее убийство она совершила в сентябре прошлого года, хладнокровно застрелив сверстницу у супермаркета.
Тем не менее усилия противников ужесточения наказаний за тяжкие преступления, в том числе смертной казни (широко распространены такие акции протеста, как ночные молебны у здания тюрьмы, где заканчивают свою жизнь кровавые насильники), приносят свои плоды. Совсем недавно огласили решение по поводу одного из таких «милых» людей. Он, отбывая наказание в тюрьме, накинул провод от плейера на своего сокамерника, а потом, когда тот потерял сознание, перерезал ему горло пластмассовой заточкой. Этого ему показалось мало, он вскрыл труп и вытащил внутренние органы. Приговор — пожизненное заключение. Ведь защита утверждала, что в тюрьме он изменился... к лучшему.
Кроме того, внимание привлекает и тот факт, что обычно те, кто против смертной казни, выступают за право женщин на аборт. Те же, кто поддерживает применение максимального наказания за особо тяжкие преступления, исполнять которое приходится государству — горячие противники абортов.
Нетрудно догадаться, что ряды первых составляют либеральные слои населения, тогда как их противники в основном придерживаются консервативных взглядов.
Таким образом, либералы стоят на позициях, приводящих к вполне определенному социальному алогизму, в рамки которого укладывается право индивидуального решения на то, жить ли маленькому человеку, или нет и отрицание права целого социума на решение аналогичной проблемы в случае какого-нибудь кровавого маньяка.
Консерваторы, напротив, признают за обществом в лице его правовых институтов право решать: жить или нет взрослому убийце, признавая при этом в человеческом зародыше великую ценность, которого никоим образом уничтожать нельзя.
Одним из противников смертной казни в США являлся архиепископ Сент-Пола и Миннеаполиса Хэрри Джей Флинн, часто отсылавший сторонников смертной казни к словам Папы Иоанна Павла II, который в конце 90-х годов прошлого столетия назвал смертную казнь одним из атрибутов «культуры смерти», насаждаемой в современном обществе.
По словам архиепископа, нет никакой разницы между жизнью зародыша в материнской утробе и жизнью закоренелого убийцы в камере смертников. Позиция консерваторов, по его мнению, противоречит постулатам христианства. Таким образом, архиепископ пытался примерить либералов и консерваторов на позиции: «Нет абортам и нет смертной казни».
Однако данное положение не устраивает никого. Консерваторы считают, что человек, совершивший преднамеренное убийство настолько опасен для общества, что для него нет другого выхода, чем казнить этого человека. Кроме того, на уровне мышления среднего гражданина трудно объяснить, почему он должен кормить, лечить, охранять, образовывать «монстра» на свои деньги и к тому же в течение многих лет.
Либералы, с другой стороны, воспитанные на идеях радикального феминизма, ставят пресловутую «абсолютную независимость женщин» выше любых аргументов в защиту априорной ценности любого человеческого существа.
Либералы, агитирующие за право уничтожения живого существа, даже не успевшего согрешить, требуют отмены смертной казни по отношению к человеку, изнасиловавшему и задушившему 9-летнего ребенка (как это было в деле об убийстве Джессики Лансфорд, давшем название закону, принятому в 33 штатах США и предусматривающему обязательное заключение виновного в тюрьму на срок от 15 лет без права досрочного освобождения за изнасилование ребенка в возрасте до 14 лет).
Комиссия по помилованиям штата Джорджия 22 мая 2008 года за 2,5 часа до казни избавила от смерти Самуэля Кроу, который в 1988 году зверски убил своего сослуживца (застрелил, раздробил голову, облил труп краской и т.д.) за тысячу долларов, необходимых на наркотики. Комиссия прислушалась к словам тюремщиков и адвоката, которые засвидетельствовали, что осужденный «глубоко раскаялся».
Это решение вызвало бурю восторга у противников смертной казни и глубокую горечь родственников жертвы жестокого убийства. Впрочем, в этом штате с 1995 года удовлетворены всего 3 прошения о помиловании из общего числа 24 (с 1976 года — 7 помилований в штате Джорджия и 242 по США в целом).
С другой стороны, замена смертной казни пожизненным заключением существенно уменьшает вероятность судебных ошибок. В 1994 году к смертной казни в штате Техас был приговорён Майкл Блэйр по обвинению в изнасиловании и убийстве 7-летней Эшли Эстелл. Данный случай привел к принятию «Закона Эшли», ужесточавшему наказания за подобного рода преступления.
Однако проведенный тест ДНК не обнаружил непосредственных указаний на причастность Блэйра к убийству. В свое время единственным доказательством его вины стал волос, найденный на теле жертвы. Ныне ДНК-тест показал, что волос принадлежал другому человеку. ДНК-исследования начались в 2006 году. На них было потрачено 47000 долларов и 5000 часов. С 1973 года в США 129 смертников были освобождены от наказания по результатам дополнительной криминалистической экспертизы, на что были потрачены громадные суммы (см. http://www.deathpenaltyinfo.org). И, как известно, лучше освободить сотню виноватых, чем осудить одного невинного...
В Америке широко распространено упование на чувство здравого смысла. Однако сегодня дело в том, что этот «здравый смысл» в многочисленных слоях населения с различными политико-социальными взглядами разнится кардинально. Это в очередной раз подтверждает мнение о том, что современное американское общество находится в довольно критической фазе его истории. И, опираясь на шаблоны, корнями, уходящими в расцвет либерализма 1960-х годов, выйти из очередного «пике» уже невозможно.