НЕФТЯНЫЕ РЕКИ ИДУТ ВСПЯТЬ

НЕФТЯНЫЕ РЕКИ ИДУТ ВСПЯТЬ

Андрей МИХАЙЛОВ

Правительственные меры налоговой поддержки нефтяной отрасли оказались запоздалыми. Аналитики говорят, что добыча в России упадет на 2-5% в 2009-2010 году. Добывающие компании задыхаются в тисках низких цен и недоступности денег, поэтому вынуждены сворачивать инвестпрограммы. На этом фоне не совсем понятно, зачем нужны новые масштабные нефтепроводы, заявленная пропускная способность которых превышает 100 млн. тонн.
«Мечты о стабилизации добычи остались в прошлом» — так озаглавили свой отраслевой отчет аналитики банка «Уралсиб». В 2007 году добыча в России выросла крайне незначительно — с 480,2 до 491,4 млн. тонн в 2006-м. С нового года начался спад — за 9 месяцев добыча упала до 365,5 млн. тонн (на 1,9 млн. тонн), и это несмотря на существенные налоговые послабления, предоставленные отрасли в этом году.
Чиновники и нефтяники прогнозировали, что в 2008 году произойдет стабилизация добычи, а начиная с 2009 года возобновится рост. «Можно было надеяться на то, что в 2009 году удастся добиться роста на 0,5%», — напоминают в «Уралсибе». Надежды на прорыв связывались с вводом в эксплуатацию новых месторождений — Южно-Хыльчуюского, Талаканского, Верхнечонского и Ванкорского. Однако «Роснефть» уже сообщила, что ввод Ванкора откладывается на год. А вслед за ней, после краха цен на нефть, и другие компании в массовом порядке пересмотрели инвестиционные программы.
«Мы считаем, что большинство нефтяных компаний приостановят осуществление долгосрочных проектов, разведка в рамках которых была запланирована на 2009-2012 годах, а ввод в эксплуатацию — приблизительно на 2015 год», — заявляют в «Уралсибе». По мнению аналитиков банка, «Роснефть» будет вынуждены заморозить большую часть разведывательных работ в районе Ванкорского месторождения, а также шельфовые месторождения на Сахалине, Черном и Каспийском морях. ТНК-ВР может отложить проекты Сузунского и Тагульского месторождений, «ЛУКОЙЛ» снизит темпы проектов на Каспии, а «Славнефть» сократит масштаб разведочных работ в Восточной Сибири.
Однако, убеждены эксперты «Уралсиба», «несмотря на возможное замедление работы над вышеперечисленными проектами, их ресурсный потенциал сохраняется, и после улучшения финансового положения нефтяников осуществление проектов будет ускорено». При этом аналитики считают, что в 2009 году стоит ждать сокращения капзатрат.
«По нашей оценке, в 2009-2010 годах объем инвестиций в отрасль сократится приблизительно на 10-20% по сравнению с 2008 годом, что приведет к соразмерному сокращению объема бурения эксплуатационных скважин. Мы ожидаем, что в результате сокращения числа новых скважин на 10-20% объем добычи в 2009 году снизится на 2-3% относительно нынешнего года, а в 2010 году — на 4-5% по сравнению с 2009 годом», — поясняют эксперты «Уралсиба».
Они предупреждают, что сокращать капиталовложения скорее всего придется «ЛУКОЙЛу», «Сургутнефтегазу» и «Славнефти» в Западной Сибири, а также «Татнефти» — в европейской части России. Это связано с тем, что средний дебит новых скважин в названных регионах самый низкий, а обводненность — высокая. «Роснефть, ТНК-ВР и «Газпромнефть» находятся в лучшем положении — их новые скважины более продуктивны, а уровень обводненности остается низким», — отмечают в банке.
Нефтяные компании с аналитиками не спорят. «ЛУКОЙЛ» уже недосчитался $1 млрд прибыли и сокращает инвестпрограмму 2009 года с ранее запланированных $8-12 млрд. до $7,5-9 млрд. При этом компания не исключает, что в 2009 году может урезать инвестиции до $5,1 млрд. ТНК-ВР тоже говорит о возможном снижении инвестиций на будущий год до $3,5 млрд. — в этом году было $4,5 млрд., и такой же объем планировался в 2009 году. «Газпромнефть» сообщила о своих планах по сокращению в 2009 году инвестпрограммы на 25% (до $2,6 млрд.) и пересмотре прогнозов добычи с 32,7 до 31,2 млн. тонн в год (без учета долей «Газпромнефти» в «Славнефти» и «Томскнефти»).
Снижение добычи нефти неизбежно приведет к серьезному сокращению доходов бюджета, а также к падению поступлений в «нефтяные» фонды и негативно скажется на золотовалютных резервах. В результате расходы Центробанка на поддержание стабильности национальной валюты могут существенно превысить доходы, а Минфин может столкнуться с ситуацией, когда Фонд национального благосостояния расходуется, а источников для его восполнения нет.
«В отрасли по-прежнему налицо все признаки ухудшения положения: показатели добычи «Славнефти» и «Газпромнефти» продолжают снижаться, «Сургутнефтегаз» добился лишь незначительной стабилизации, у «Роснефти» темпы роста добычи снизились до 1% относительно уровня годичной давности», — сетуют аналитики. В то же время ускоряется снижение объемов добычи на старых месторождениях: темпы падения производства в таких основных добывающих регионах Западной Сибири, как Сургут, Мегион («Славнефть») и Ноябрьск («Газпромнефть») превысили 5%. «Снижение показателей добычи «ЛУКОЙЛа» в Западной Сибири обусловлено резким спадом добычи на Тевлинско-Русскинском месторождении, крупнейшем у «ЛУКОЙЛа» — на его долю приходится около 17% нефти, добываемой компанией в Западной Сибири», — отмечают в «Уралсибе».
Кроме того, на двух крупнейших в России новых месторождениях — Южно-Приобском («Газпромнефть») и Северно-Приобском («Роснефть») — наступает пик добычи. Ситуацию обостряют и перебои с подачей электроэнергии.
Наконец, из-под нефтяников выбита последняя опора — внутренние цены на нефть. Они падают вслед за мировыми: в ноябре по результатам торгов цена поставок нефти на НПЗ России установлена на уровне $10 за баррель, что ниже стоимости на устье скважины. Это значит, что поставки на внутренний рынок будут убыточны. В «Уралсибе» считают, что судьба российской нефтянки зависит от того, насколько быстро и правильно правительство сможет пересмотреть экспортные налоги и НДПИ.
А пока нефтяники подсчитывают возможные убытки, а население ожидает существенного падения цен на бензин.

Rosbalt