БАЛАНС УСТРАШЕНИЯ

БАЛАНС УСТРАШЕНИЯ

Эфраим ГАНОР

ИРАН ПРОДОЛЖАЕТ НЕДВУСМЫСЛЕННО УГРОЖАТЬ НАШЕЙ СТРАНЕ, И С КАЖДЫМ ДНЕМ ЭТИ УГРОЗЫ ОБРЕТАЮТ ВСЕ БОЛЕЕ РЕАЛЬНЫЕ ОЧЕРТАНИЯ

Определенным подтверждением тому стала закрытая лекция, прочитанная аятоллой Сеидом Сапави в Лондоне перед иностранными дипломатами. Сапави — руководитель Исламского фонда стратегических исследований, ближайший советник духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, и, помимо всего прочего, родной брат генерала Ихъе Рахима Сапави, который еще совсем недавно был командующим Корпусом стражей исламской революции, а теперь является советником Хаменаи по военным вопросам, обладая весьма широкими полномочиями. Исходя из всего этого, можно с уверенностью утверждать, что Сеид Сапави знает, о чем говорит. Так вот, по его словам, некоторые высокопоставленные лица в Тегеране выступают за нанесение превентивного удара по Израилю с целью предотвратить возможную израильскую атаку на иранские ядерные объекты, но иранское руководство пока отклонило это предложение.
По словам докладчика, в иранском руководстве есть большая группа лиц, в основном представителей силовых структур, которые ратуют за подготовку и нанесение превентивного удара по Израилю в свете однозначных угроз в адрес Исламской республики с израильской стороны. Тут Сапави напомнил слушателям: еще в июне израильский министр транспорта Шауль Мофаз заявил, что если обогащение урана в Иране не прекратится, еврейское государство вынуждено будет атаковать иранские ядерные объекты.
Далее докладчик подчеркнул, что в последнее время Тегеран изменил свой подход к давно запланированному ответу на возможный израильский или американский удар. Если раньше в случае израильской атаки исламисты планировали нанести ответный удар как по американским, так и израильским объектам во всем мире, то теперь в ходу новая установка: ответный удар будет нанесен лишь по Израилю. Что же касается действий Тегерана в случае американской атаки, пока в иранской системе безопасности идут дискуссии на этот счет, и на данный момент окончательная позиция еще не выработана. В любом случае многие в иранском руководстве считают, что по Израилю должен быть нанесен удар в любом случае, так как еврейское государство непременно окажется замешанным в нападении, тем более что серьезный удар по Израилю в той или иной степени также будет ударом и по американцам.
Коснулся Сапави и возможного диалога с Америкой. По его словам, в Тегеране дожидаются результатов президентских выборов. В случае победы Барака Обамы шансы на ведение подобного диалога существенно возрастают, ну а в случае избрания Джона Маккейна усилится позиция иранцев, выступающих против такого диалога. Как сказал Сапави, если президентом станет Обама, нельзя исключать отступление Тегерана от озвученных президентом Ахмадинежадом позиций. По мнению главы Исламского института стратегических исследований, санкции в отношении его страны по сути себя исчерпали, и ему кажется, что они не будут ужесточены. Именно поэтому, по словам Сапави, переговоры между Исламской республикой и Западом касательно иранской ядерной программы замерли на мертвой точке.
Комментируя данную информацию, весьма ответственный источник в Иерусалиме заявил, что все сказанное Сапави в Лондоне доведено до сведения как политического руководства страны, так и тех, кто вплотную занимается иранской проблемой, и все они весьма серьезно отнеслись к этим высказываниям.
Несомненно, иранская угроза находится на первом месте в шкале приоритетов израильской системы безопасности. Однако принятие кардинальных решений на данный счет сейчас видится весьма затруднительным. Во-первых, это проблематично в свете продолжающейся предвыборной кампании в США. Во-вторых, после того как Ольмерт объявил о своем намерении уйти в отставку, в Израиле так и не создано новое правительство, несмотря на сообщения из различных источников, что в Израиле готовят военную операцию. Как бы там ни было, ясно, что решение о проведении такой операции не может быть принято без уведомления вашингтонской администрации, а также без получения от американцев той или иной помощи. Но подобными вопросами в Белом доме смогут заняться лишь после президентских выборов.
Несмотря на то, что высказывания Сапави можно рассматривать как непосредственную угрозу нашей стране, относиться к ним следует скорее как к попытке припугнуть Израиль и создать своего рода баланс устрашения. Следует заметить, что в течение последних двух лет риторика обеих сторон вышла на качественно новый уровень. Для примера даже нет смысла возвращаться к цитатам из июньской речи Шауля Мофаза. Всего несколько дней назад министр обороны Эхуд Барак заявил, что силовая опция по отношению к Ирану — самый последний вариант, но она отнюдь не снята с повестки дня. В том же духе высказался еще один политик, чье мнение в данном вопросе стоит считать очень веским. Депутат кнессета от «Кадимы», профессор и генерал запаса Ицхак Бен-Исраэль заявил буквально следующее: «Израиль не позволит Ирану получить в свое распоряжение ядерное оружие, но у нас еще есть время. То есть это не означает, что мы будем бомбить Иран уже через три месяца».
Выступление Сапави — не единственная угроза в адрес нашей страны, прозвучавшая в последние дни. Буквально только что иранские СМИ широко освещали маневры своих ВВС, в которых исламские летчики якобы отрабатывали нанесение ударов по Израилю. В рамках этих учений иранские боевые самолеты без посадки преодолевали расстояние в 1200 километров. В газетных статьях говорилось, что это достойный ответ Ирана на недавнюю информацию о крупномасштабных маневрах израильских ВВС в Турции и Греции.
Как бы там ни было, по оценкам израильских военных, реальной возможности нанести нам серьезный ущерб у Ирана на данный момент нет. Пожалуй, наиболее реальная угроза — «иранские филиалы» в непосредственной близости от нас. Я имею в виду «Хизбаллу» и ХАМАС. Если же говорить о возможностях иранских ВВС, то они во всем, что касается удара по Израилю, мягко говоря, ограничены. В данном вопросе показательна оценка известнейшего американского военного эксперта профессора Энтони Кордесмана, которую он изложил на лекции, прочитанной в Израиле в июле этого года. По его словам, значительная часть из примерно 300 иранских самолетов небоеспособны или неисправны, а остальные либо безнадежно устарели, либо не оснащены передовой авионикой и боевыми системами. Этот фактор, а также такие факторы как расстояние, отделяющее Иран от Израиля, необходимость преодолевать воздушные пространства других государств и неоспоримая мощь израильских ВВС делают угрозу со стороны Ирана несущественной.
Что касается баллистических ракет, способных достигнуть израильской территории, то на данный момент иранская ракетная программа не столь уж продвинута, как полагают многие. По словам Кордесмана, Тегеран располагает максимум сотней подобных ракет. При отсутствии ядерных боеголовок ущерб Израилю от их применения может быть сопоставим с тем, что имел место в 1991году, когда Саддам Хусейн приказал обстрелять нашу страну скадами. Именно поэтому, считает Кордесман, Иран не торопится «нажать на кнопку», зная, что за этим последует.
Несмотря на успокаивающие доводы Кордесмана, не будем забывать, что все это, к сожалению, временно. Если Иран получит в свое распоряжение смертельно опасное оружие, над которым неустанно трудится, то, несмотря на наличие систем ПРО, одна или несколько ракет с ядерной боеголовкой могут упасть, например, в центре страны, что представляет угрозу самому существованию нашей страны. Именно поэтому как американскому, так и израильскому руководству уже в ближайшие месяцы предстоит принять очень серьезные, если не сказать судьбоносные, решения. По-видимому, такой момент наступит к весне будущего года, так как к тому времени и в США, и в Израиле установятся новые властные структуры.
Пока же Израиль и Иран продолжат устрашать друг друга при поддержке мировых СМИ и взаимных угроз наподобие тех, о которых шла речь в этой статье.

«Новости недели»