С ВЕТЕРКОМ ПО ЖИЗНИ

С ВЕТЕРКОМ ПО ЖИЗНИ

Алла ЯРОШИНСКАЯ

Параллельно с борьбой за передел энергоресурсов во всем мире идет поиск альтернативных источников электроэнергии. Причем некоторые ученые указывают, что альтернативная энергия буквально носится в воздухе — в виде солнечного тепла и ветра — и призывают мир двигаться в этом направлении.
Выработка электроэнергии на АЭС во всем мире ежегодно увеличивается на несколько тысяч МВт. При этом объемы солнечной энергии растут не меньшими темпами, а ветровой и вовсе увеличиваются на 20 тыс. МВт в год — тенденция налицо.
В переходе на солнечные источники энергии лидируют Германия, Япония, Китай. Энергию ветра уже «приручают» в Германии, Дании, Испании, Нидераландах, Швеции, а теперь по этому пути хочет пойти и Великобритания, власти которой не раз выражали озабоченность по поводу диверсификации энергоисточников.
Как заявил недавно в Глазго на Всемирном конгрессе по возобновляемым источникам энергии шотландский премьер-министр Алекс Салмонд, самая большая в Европе ветровая электростанция, состоящая из более чем 150 турбин, будет построена на западе Шотландии близ города Абингтон в долине реки Клайд. Строительство планируется завершить в 2011 году, цена вопроса — 600 млн. фунтов стерлингов. Энергией «мельницы» будут пользоваться жители 320 тыс. домов. По заявлению Салмонда, к 2011 в Шотландии собираются вырабатывать 31% всей энергии из возобновляемых источников, а к 2020 году — половину.
Еще две мощнейших ветровых станции будут возведены в английском графстве Нортамберленд — в прибрежной зоне Северного моря возле города Блайт. Одна — непосредственно на берегу, другая — на мелководье. Планируется, что каждый из генераторов даст по 7,5 МВт электроэнергии. По расчетам специалистов, ее хватит на обслуживание 4-5 тыс. домов. Диаметр лопастей «мельницы» составит более 150 м, высота — около 200 м. По мощности они превзойдут ветровые генераторы, установленные в немецком городе Эмден.
В прошлом году британское правительство приняло программу, которую СМИ окрестили «зеленой революцией». В ближайшие 10-12 лет здесь собираются построить 3500 новых ветровых турбин — государство уже выделило на эти цели 100 млрд. фунтов стерлингов. Планируется, что к 2020 году в стране 15% электроэнергии будет вырабатываться из возобновляемых источников, которые экологически чисты, безопасны и автономны.
Особое внимание в последние годы ветровой электроэнергетике уделяют и в США, причем происходит это на фоне дебатов о возвращении к строительству атомных станций. Со времени аварии на АЭС «Тримайл-Айленд» в 1979 году в США не было построено ни одного атомного реактора, не говоря уж о станциях. Американское государство пока не финансирует атомные проекты, а бизнесмены, учитывая, что возведение и эксплуатация АЭС остаются убыточными, не спешат подавать свои заявки для получения лицензий на такое строительство. Они ожидают решения о правительственных субсидиях, но налогоплательщики категорически против такой перспективы. А нарастающий финансовый кризис может и вовсе похоронить мечты ядерных лоббистов США.
По экспертным оценкам, примерно половину всего энергопотребления Соединенных Штатов обеспечивает уголь, атомные станции и газовые установки — еще по 19%. Остальное приходится на геотермальные источники, гидроэнергетику, отходы древесины, ветер и солнце.
«Еще до недавнего времени главная проблема возобновляемых источников энергии заключалась в их стоимости. Но если сравнивать их с ископаемыми источниками, то здесь не учитываются затраты на выбросы углекислого газа, который стал причиной нарушения мирового климата. За поселение десять лет ветроэлектричество стало таким же экономичным источником, как и атомная энергия», — отметил в интервью обозревателю «Росбалта» директор американского Института проблем энергетики и окружающей среды доктор Арджун Макхиджани .
Ученые Института провели собственные исследования перспектив ветроэнергетики для США и пришли к неожиданным выводам. Расширение ветровых мощностей происходит очень динамично, в особенности в некоторых районах. «Одни только наземные ветроэнергетические ресурсы 20 основных ветровых штатов страны примерно в два с половиной раза превышают объем всего производства электроэнергии в США. В термодинамическом отношении они приблизительно сопоставимы объемам всей нефтедобычи стран-членов ОПЕК вместе взятых», — сообщил Макхиджани.
Одной из главных проблем ветрогенерации оказалось прогнозирование направления и силы ветра. Научное исследование, проведенное Институтом по заказу властей штата Миннесота, показало, что эту проблему проще решить, «если повысить географическое многообразие генерирования энергии ветра». Иными словами, если разместить ветротурбины на территориях, где дуют «знойные сирокко», это не только сократит время получения малых объемов ветровой энергии, но и даст возможность делать более точные прогнозы и планировать необходимые резервные мощности. Ученые пришли к выводу, что «резервные требования к энергосистеме штата Миннесота должны были вырасти с 5% при нулевой генерации ветровой энергии до более 7% при 25% производства электричества за счет ветра». По их мнению, это умеренные затраты, а в энергосистеме США достаточно резервных мощностей, чтобы удовлетворить такой дополнительный спрос.
«В последние годы ветроэнергетика по сравнению с другими источниками, развивается самыми быстрыми темпами, — говорит доктор Макхиджани. — Хотя этого все еще недостаточно. Общая установленная ветровая мощность в США к началу 2004 года составляла 6 370 МВт. Это намного меньше показателя Евросоюза, который на этот же период составлял 28 440 МВт. Эта цифра эквивалентна объемам потребления электричества 35-ю миллионами жителей ЕС и составляет 2,4% общего потребления электричества в Еросоюзе». На сегодняшний день, считает Макхиджани, очевидно разительное несоответствие между низким уровнем использования энергии ветра и огромным потенциалом США с точки зрения экономики, окружающей среды и безопасности. Сегодня 20 самых благоприятных ветровых штатов, по мнению ученых, обладают общим потенциалом энергии примерно в 10 млрд. МВт в час.
Интересны также результаты исследования Стэндфордского университета, сотрудники которого изучили работу ветряных ферм на территориях пяти штатов — Нью-Мексико, Колорадо, Канзас, Оклахома и Техас. Они пришли к выводу, что «в качестве надежной базисной энергонагрузки может использоваться в среднем 33% и максимально 47% ветровой энергии от объединенной системы ветряных электростанций». Интересно, что «подсоединение множества ветряных ферм к одной общей точке, а затем соединение этой точки с отдаленным городом может сократить протяженность передаваемых мощностей, например, на 20% с потерей энергии лишь на 1,6%».
В условиях жесткой борьбы за энергоресурсы инициативы по развитию альтернативной электроэнергетики исходят в США не только от руководства и общественности штатов, где много ветра и солнца, но и от политического истэблишмента страны. Соединенные Штаты выступают за «агрессивные шаги по развитию альтернативной энергетики» — именно эту тему (наряду с другими) предложила официальная американская делегация во главе с министром энергетики США Сэмюелом Бодманом на недавней встрече главных производителей и потребителей энергоресурсов в Саудовской Аравии. Кроме того, в США активно обсуждается план бывшего вице-президента страны лауреата Нобелевской премии мира Альберта Гора по переводу экономики страны на альтернативные виды энергии, включая ветряную и солнечную.
Россия же, как всегда, идет собственным путем, сделав ставку на ядерную энергетику, «закачивая» туда выделенный правительством триллион рублей. Об альтернативных природных источниках если и говорится, то вскользь и исключительно ради политеса.

Rosbalt