МАГНАТ

МАГНАТ

Инесса АКИМОВА, Терра Линда

«Абрамович является настоящим финансовым магнатом эпохи бандитского капитализма». (М.Крутихин, аналитик нефтегазовой индустрии из фирмы «RusEnergy»)

Имя олигарха Романа Абрамовича у всех на слуху. Но что мы, простые люди, знаем о нём? Что он — самый богатый россиянин, что любит и коллекционирует дорогие яхты, покупает дворцы в самых красивых местах Европы, любит футбол, развёлся с женой и делает дорогие подарки своей новой избраннице. Этакий пустой трёп, которым малограмотные журналисты заполняют страницы газет. Разве не интересно понять, почему именно Абрамович, а не другой имярек умудрился за столь короткий срок стать баснословно богатым человеком?
Сказать, что он вор, как говорят в народе про него и других олигархов, значит не сказать ничего. Потому что при начале приватизации общественной собственности довольно много людей имели одинаковые стартовые условия. Но в олигархи попали единицы. Это сейчас, после 15 лет развития капитализма, в России насчитывается 720 миллиардеров (журнал «Финансы», август 2008 г.). Совместное состояние первой десятки толстосумов равно $100 млрд. В том числе у Абрамовича около $24,3 млрд. (на апрель 2008 г. по данным журнала Forbs). Следовательно, помимо благоприятных условий, которые сложились у активных, энергичных людей в 90-х годах, понадобились индивидуальные выдающиеся коммерческие способности и огромное, неуёмное желание победить соперников в конкуренции.
В своей прошлой статье я привела данные российских психологов о распределении людей по их отношению к труду и его вознаграждению. Только 7-9% граждан любят жить и работать в условиях соревнования. Для таких людей их трудовая деятельность (независимо от сферы приложения труда) является самым главным в жизни. Всё остальное, даже очень важное (семья, дети, благосостояние) подчинено этой основной жизненной цели.
Полагаю, что Роман Абрамович принадлежит к названным 7-9% граждан. Но ему повезло гораздо больше, чем другим: его активная деятельность совпала с бурными процессами экономических преобразований в России. Родился будущий олигарх в 1966 г. в Саратове. Когда ребёнку было 1,5 года, умерла от заражения крови его мама. Когда мальчику было 4 года, в результате несчастного случая погиб его отец. Сироту взял к себе в г. Ухту (Коми АССР) дядя — Лейба Нахимович Абрамович. В 1974 году восьмилетний Роман с бабушкой переезжает к другому дяде в Москву и поступает в школу с театральным уклоном. В школе был спокойным, тихим и прилежным учеником. После окончания школы с треском провалился на экзамене в институт и вернулся в Ухту. Там поступил в Индустриальный институт, из которого был отчислен буквально через несколько месяцев. Очевидно, парень бурно переживал затянувшийся юношеский кризис. А возможно, понял, что это совсем не то, что просит его душа. Попал в армию. Ему повезло: Афганистан был уже позади, а Чечня — ещё впереди. Служба проходила в звании рядового автозавода артиллерийского полка. Роман проявил недюжинные дипломатические способности, найдя общий язык с офицерами и старослужащими. Поэтому ужасы дедовщины его не коснулись. Служба в армии оказалась бесценным жизненным опытом и развила в парне самостоятельность, стойкость и уверенность в себе.
Когда Роман демобилизовался, в России вовсю шла перестройка. Он организовал кооператив «Уют» и начал торговать куклами в Москве с лотков в гостиницах и на станциях метро. Наверное, читатели помнят, сколько молодых, энергичных парней устремились тогда в бизнес через узкую щель кооперативов. Торговля шла настолько бойко, что вскоре двадцатипятилетний Роман открыл цех (малое предприятие) по производству кукол. Образцы кукол привозила из заграницы его молодая жена Ирина, работавшая стюардессой. У Романа появились деньги и он купил себе «Жигули»-шестёрку. Одновременно окончил вечернее отделение института им. Губкина, знаменитую «керосинку».
После революции 1991 г. в смутное и сумбурное время кардинальных, подчас шоковых изменений законы не поспевали за реалиями жизни. Тогда-то сложилось, а затем утвердилось «обычное» право: действовать «по понятиям». У Романа созревает идея зарабатывать на экспорте нефти: покупать её у местных производителей по внутренним (низким) ценам, а продавать по мировым. Именно так поступало советское государство, когда оно было абсолютным собственником всего, что добывалось и производилось. Именно так во всю историю человечества поступали купцы. В самой идее ничего криминального не было. Криминал возникает тогда, когда начинают передел собственности и когда деньги на её приобретение достают «по понятиям».
Абрамович приобрёл состав цистерн и начал перевозить топливо. Вскоре произошло первое столкновение с прокуратурой. В 1992 г. следственное управление ГУВД Москвы завело уголовное дело о хищении дизельного топлива с Ухтинского НПЗ в особо крупном размере (4
млн. рублей или $166 тыс., что, в общем, мелочь). Абрамович в это время возглавлял малое предприятие «АВК», которое купило топливо по подложным документам. Зам. прокурора Москвы Пономарёв подписал постановление об аресте Абрамовича, однако дело удалось прикрыть. Очевидно потому, что у Романа уже имелись очень сильные покровители.
Благодаря бизнесу по перепродаже нефти, Абрамович познакомился с Борисом Березовским, который ввёл его в высшие политические круги России. Гибкость характера позволила Роману стать близким другом семьи президента Ельцина. Читала, что на даче Валентина Юмашева он жарил вкусные шашлыки; всегда давал дельные советы по приобретению тех или иных предметов, проявлял внимание и задушевность. Осведомлённый источник говорит, что он оплачивал расходы ельцинской семьи. Его даже прозвали «семейным банкиром».
Вместе с Березовским Абрамович создаёт «Сибнефть». Вначале у него было 36% акций. После отъезда Березовского за границу Роман выкупил его акции и увеличил свой пакет до 71%. Созданию «Сибнефти» предшествовали несколько организационно-экономических мероприятий, осуществлённых совместно с Березовским. В 1995 г. они создали ЗАО «П.К.Траст». К концу 1996 г. Абрамович учредил ещё 10 фирм, через которые они с Березовским купили акции ОАО «Сибнефть». Подозрительно благоприятным моментом явился арест в сентябре 1995 г. (на 2 года) Петра Янычева — руководителя компании «Балкар-Трейдинг», которая могла быть конкурентом при приватизации «Сибнефти». В 1996-97 гг. Абрамович директор Московского филиала, а с сентября 1996 г. — член Совета директоров «Сибнефти».
Летом 2001 г. Абрамович вошёл в список самых богатых людей планеты. От такого стремительного взлёта вверх за 6 лет захватывает дух! Но тогда же он был вызван на допрос в Генпрокуратуру РФ по уголовному делу в отношении руководства «Сибнефтью». Аудиторы Счётной палаты утверждали, что при покупке государственных акций «Сибнефти» в 1997 г. государству был нанесен ущерб в $2,7 млрд. Никаких решений по поводу аудиторской проверки принято не было. Очевидно, Абрамович сумел договориться с Кремлём. Можно предположить, что он заплатил отступные.
Приведу слова известного политолога Станислава Белковского: «Всем известно, что компания «Сибнефть» была создана одним-единственным коррупционным актом, а именно указом Бориса Ельцина о создании компании «Сибнефть», после чего она была приватизирована Абрамовичем и Березовским за 100 миллионов долларов. Причём деньги принадлежали не Абрамовичу и не Березовскому. Это были средства российского министерства финансов, взятые из бюджета». Это означает, что «Сибнефть» фактически была подарена двум богатейшим людям. Можно ли назвать это воровством народного достояния? Вопрос не такой ясный, как кажется. В период «сплошной» приватизации у покупателей собственности не было денег на приватизацию, а создать частную собственность требовалось в сжатые сроки, чтобы спасти страну от окончательной разрухи. Нефтяная промышленность разваливалась, а после передачи в частные руки она снова начала кормить государство.
Параллельно с нефтью Абрамович заинтересовался металлургией. В 1999 г. он сумел всего за $500 млн. приобрести контрольные пакеты акций Братского и Красноярского алюминиевых заводов. Вскоре объединил их с алюминиевыми активами Олега Дерипаски в «Русал». А спустя 3 года продал свои 50% акций тому же Дерипаске за $3 млрд. В этом и проявляется финансовый гений олигарха.
Политолог Дм. Орешкин пишет: «К концу 90-х Абрамович не уступал Березовскому в способности договариваться с крупными политиками. Он был сильнее любого из членов так называемой «семибанкирщины» первой половины 90-х годов. И с Путиным Абрамович имеет не только дружеские, но и деловые отношения».
Масштаб личности Романа Абрамовича ярче всего проявился за время его губернаторства на Чукотке. Когда его выбрали на эту должность, все аналитики гадали, зачем ему это нужно и что он с этого будет иметь. Сам Абрамович так выразился о своём согласии работать губернатором: «Это для меня новое начинание. Я никогда не управлял территорией. Я никогда не выступал перед людьми. Мне необходимо всё это попробовать, чтобы понять, нравится мне это или нет». В 2002 г. Дм. Орешкин писал в «Ведомостях»: «Чукотка для него не меценатство, а бизнес-проект. Он создаёт институциональные условия для развития своего бизнеса на этом краю земли». Но удовлетворяя свой бизнес интерес, Абрамович кардинально изменил жизнь на Чукотке. За это честь ему и слава, и любовь жителей Чукотки.
До этого губернаторства Чукотка была захудалым, нищим, дотационным районом с населением 73 тыс. человек. Абрамович привёз туда 80 работников «Сибнефти», прошедших вместе с ним серьёзную школу бизнеса. А в «Сибнефть» он их взял из прежних своих кооперативов. Им платят высокую зарплату, которая создаёт устойчивый стимул хорошо работать.
Приведём несколько фактов, подтверждающих серьёзное изменение условий жизни на Чукотке. Только вступив в должность губернатора Абрамович передал из собственных средств $18 млн. на социальные нужды. А всего за время губернаторства он передал на развитие региона $1,5 млрд. личных средств. В регионе прекрасно работают сотовая связь и интернет. Во всех школах детей обучают владеть компьютером. Каждое лето детей, живущих в условиях полярной ночи, вывозят на Чёрное море, где Абрамович купил несколько лагерей. Каждый чукотский ребёнок уже съездил на море 3-4 раза.
Жителям, решившим уехать на Большую землю, покупают дом в Черноземье, оплачивают перелёт и контейнер для вещей. Средняя зарплата поднялась до 20-30 тыс. рублей (данные за 2006 г.), а на момент избрания Абрамовича губернатором (2000 г.) она была всего 5,7 тыс. рублей. Безработицы практически нет. К этому надо прибавить построенные здания школ, административных офисов, дороги. Жилья на Чукотке строится больше, чем в среднем по России, развивается малое предпринимательство. Поэтому нечего удивляться, что жители не просто любят своего губернатора (теперь уже бывшего), но обожают и даже боготворят.
Главное достижение социально-экономического развития Чукотки за годы губернаторства Абрамовича — превращение региона из дотационного в доходный. Уже в 2004 г. налоговые поступления в федеральный бюджет сравнялись с поступлениями из бюджета. Валовой доход вырос в разы!
Какую выгоду от губернаторства получил Роман Абрамович? С привлечением инвесторов он приступил к разработке крупных золоторудных месторождений. Он зарегистрировал на Чукотке три дочерних предприятия «Сибнефти», которые на 80% наполняют бюджет автономного округа. «Дочки», имеющие льготы по уплате налогов, увеличивали общую прибыль «Сибнефти». Поступления в бюджет уменьшились, но зато бюджет освободили от дотаций в Чукотку. Можно трактовать такие операции как мошенничество, а можно рассуждать и по-другому. Если в законе есть лазейка, позволяющая его обойти, то любой предприниматель обязательно сделает это.
Много шума было о сверхдорогой цене, полученной Абрамовичем за продажу «Сибнефти» государству ($13 млрд.). Политолог Дм. Орешкин полагает, что высокая цена была платой за согласие олигарха остаться на второй губернаторский срок. «Не думаю, что он сможет спокойно взять себе эти $13 млрд. Значительную часть надо выплатить акционерам; значительную часть чиновникам, которые «крышевали» его бизнес; заметную часть надо вложить в Чукотку. Таким образом получился вполне прозрачный, понятный и доброкачественный баланс, потому что в иной ситуации Чукотка целиком висела бы на федеральном бюджете» (Дм. Орешкин).
Покупка Абрамовичем футбольного клуба «Челси», переживавшего глубокий финансовый кризис, вызвала массу нареканий у россиян, хотя олигарх выложил свои деньги. Его обвиняли в антипатриотизме. Но приобретение «Челси» способствовало невероятной рекламе вокруг всего русского в Англии. История с шапками-ушанками — показатель популярности русского стиля. 1000 шапок по цене от 20 фунтов разлетелись за неделю. Потребовалось 1,5 месяца, чтобы организовать промышленный выпуск ушанок и завалить ими пол-Лондона.
На следующий день после продажи «Челси» английские газеты вышли с аршинным заголовком: «Chelski» — продано». Абрамович, не долго думая, отдал распоряжение зарегистрировать слово «Сhelski» во всех вариациях как товарный знак и тут же выпустил море футболок и бейсболок с таким логотипом. Британцы сметают такую атрибутику с прилавков пачками. А Роман Абрамович получает доходы, показывая, что находчивость и быстрота реакции являются залогом успеха.
Недавно олигарх был вызван как ответчик в Высокий Суд Великобритании по иску опального олигарха Березовского. Последний обвиняет Абрамовича в том, что тот заставил его продать на $10 млрд. ниже рыночной стоимости пакеты акций «Сибнефти», «Русского алюминия» и ОРТ. Березовский считает, что бывший партнёр разорил его. Абрамович рассказал лондонскому суду, что платил Березовскому и его покойному партнёру Бадри Патаркацишвили за политическую благосклонность и защиту в 90-е годы. Регулярные отчисления названным персонам помогли ему стать нефтяным и алюминиевым магнатом. Очевидно, Абрамович считает, что расплатился за услуги сполна.
Послушаем, что говорит об этом талантливая журналистка и писательница, умница Юлия Латынина: «Внимательный человек, читая показания Березовского, понимает насколько безумны обвинения против Абрамовича. Абрамовичу хочется и при Путине остаться, и Березовского не кинуть, и он знает, что если он заплатит Березовскому много, у Путина будут претензии, а если он заплатит ему мало, претензии будут у Березовского.
До всех этих претензий у меня было впечатление, что Абрамович поступил с Березовским правильно и «по понятиям»: он его не кинул, в отличие от многих других его «друзей». Например, когда Абрамович покупал у Дерипаски 50% акций «Русала», 25% чисто по понятиям принадлежало Патаркацишвили с Березовским. Можно было купить 50% у Дерипаски и послать Патаркацишвили и Березовского, потому что они не числились в реестре акционеров. Но Абрамович никогда не кидал там, где кидает обыкновенный мошенник.
Понятно, что к Абрамовичу много вопросов, но ни один олигарх не стал олигархом, если он просто кидал. Я видела очень много «разводов» между деловыми партнёрами, когда партнёры просто кидали друг друга. Но Абрамович стал Абрамовичем именно потому, что он улаживал свои дела и всегда платил людям достаточно, чтобы можно было сказать, что он их не кинул, а заплатил столько, сколько они стоят. А что Борис Березовский как политический изгнанник стоил дешевле, чем Борис Абрамович как наперсник Татьяны Дьяченко, — это рыночный факт». Думается, что это высокая характеристика бизнесмена, действующего в условиях «дикого» капитализма.
К 2003 г. в активе олигарха помимо «Сибнефти» было 50% акций алюминиевой компании «Русал», 26% акций (блокирующий пакет) компании «Аэрофлот». Он становится совладельцем «Иркутск-энерго», Красноярской ГЭС, автомобильного холдинга «Руспромавто» (производство легковых и грузовых автомобилей, автобусов и дорожно-строительной техники). В его «империю» входят также банки и страховые компании в разных регионах России. Для управления этими миллиардными активами ещё в 2001 г. была создана компания Millhouse Capital, зарегистрированная в Лондоне.
С начала 2003 г. Великобритания становится основным местом жительства Абрамовича. Пример судьбы Ходорковского безусловно насторожил его и он начинает шаг за шагом выводить свои капиталы из России. В течение 2003-05 гг. магнат продаёт свои пакеты акций почти всех компаний, включая «Сибнефть». Вырученные от продажи средства вкладываются на счета в иностранных банках и инвестируются в иностранные фирмы. Бурная финансовая деятельность Абрамовича не снижается, а перемещается в пространстве. Он продолжает поражать воображение обывателей безумной тратой денег на приобретение новых яхт, роскошных особняков, дорогих картин и т.д. Но, думаю, тревога за свою жизнь не покидает его постоянно. Если верить медийным сообщениям, его личная охрана насчитывает 40 человек. Он предпочитает кушать то, что приготовил личный повар, и только после того, как пищу откушала его охрана. На одной из яхт имеется вертолётная площадка, чтобы в случае опасности немедленно скрыться. Как видим, у богатых свои заботы.