СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ

СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ

Тимур БОЯРСКИЙ

Поводом для этих размышлений послужила статья Валерия Каджая «Пурим и февральская революция 1917 года» («Секрет» № 669). Но именно поводом, а не причиной, потому что на этот раз я с ним согласен почти по всем тезисам его статьи. Мелкие противоречия не в счёт.
Но есть один тезис, по которому стоит порассуждать. Речь пойдёт о роли Александра Парвуса в октябрьской революции, 90-й юбилей которой был успешно отмечен не так уж давно. Валерий Каджая выражает сомнение, что Александр Львович Парвус (возможно, что его настоящая фамилия Гельфанд) мог оказывать влияние на ход российской революции. Такая позиция имеет право на существование, потому что о Парвусе известно очень мало. В 1924 году после смерти В.И.Ленина в Германию был направлен сын Парвуса Евгений Гнедин, работавший в то время в Наркомате иностранных дел. Перед ним была поставлена задача доставить в Москву архив его отца. Выкупил он его или добыл иным способом неизвестно, но с тех пор эти документы надёжно засекречены, если только они вообще не уничтожены вместе с тем, кто их привёз. Если они целы и их рассекретят, мы узнаем много интересного. А пока можно строить догадки, зная немногочисленные факты. Давайте сопоставим два факта, связанных между собой только общим действующим лицом. В 1905 году Парвус при загадочных обстоятельствах получает от японской разведки (а Япония находится в состоянии войны с Россией) 2 млн. фунтов стерлингов. Через очень непродолжительное время он прибывает в Петроград, вместе с Львом Троцким создаёт Петроградский Совет рабочих депутатов и становится его председателем. Давайте вернёмся на одну строку назад и уточним сами для себя, что он создал? Он создал руководящий орган первой российской революции. Оставим пока за кадром деятельность этого штаба, тем более что он просуществовал недолго.
Спросим сами себя, или того, кто всё знает: на какие средства существовал этот государственный орган, если доподлинно известно, что министерство финансов России денег на него не предусматривало и не выделяло? Аренда помещений, зарплата боевикам и клеркам, покупка оружия, телеграф, телефон, издание газет — откуда на всё это деньги? И Пётр Петрович Шмидт, надо полагать, не бесплатно старался. Если предположить, что это деньги японские, тогда можно, хоть и с трудом, связать концы с концами.
Для того чтобы распутывать исторические узлы, задают контрольные вопросы. Во Франции родился тезис: «Ищите женщину». На многие вопросы он помог ответить. Самый универсальный контрольный вопрос: «Кому это выгодно?». С помощью этого вопроса разгадано много загадок. Но я бы сформулировал ещё более универсальный контрольный вопрос: «Кто проплатил событие?». Я ничего не утверждаю, но хочу, чтобы мне пояснили: как могло получиться, что гражданин Германии, никогда в Петрограде не работавший, стал председателем структуры, которая превратилась бы в правительство России, если бы замыслы его создателей осуществились? Это означает, что должности можно было покупать задолго до того, как в Ашхабаде и Ташкенте предметом купли продажи стали должности хозяйственных и партийных руководителей.
По замыслу Парвуса, для российской революции достаточно было устроить революцию в столице. В случае успеха все окраины сдетонируют. Так оно и получилось, только через 12 лет.
Валерий Каджая утверждает, что Ленин и Парвус друзьями быть не могли, потому что Парвус меньшевик и социал-шовинист. Однако до 2-го съезда РСДРП все будущие меньшевики были друзьями Ленина, если конечно исходить из того, что у Ленина могли быть друзья, а не только соратники и единомышленники. Ладно, допустим друзьями не были. Но из упомянутых 2-х миллионов кое-что досталось и Ленину, в частности на организацию 3-го съезда РСДРП и на издание газеты «Вперёд». Такие услуги делают или близким родственникам, или близким друзьям. Впрочем, это могла быть и сделка, об условиях которой мы, вероятно никогда не узнаем.
Но где же был главный российский революционер в дни 1-й российской революции? Он был в Женеве. В тот период он не верил, что российская революция может завершиться успехом, и вынашивал замыслы совершить революцию в Швейцарии, после которой, используя деньги швейцарских банков, плавно перейти к мировой революции. Одним словом, революция 1905 года окончилась неудачей, Парвус был арестован, приговорён к каторге, но по дороге на каторгу сбежал и вынырнул в Турции. Но это уже другая история.
Таким образом, в 1905 году была предпринята первая попытка организовать российскую революцию на иностранные деньги. И Парвус, у которого в то время честолюбие перевешивало стремление к богатству, был во главе событий.
Предстояло готовиться ко второй попытке. Снова сосредоточимся на финансовых соображениях. Революция требует огромных затрат. И покупкой оружия для боевиков затраты не ограничиваются. И арендой Смольного дворца для его использования в качестве штаба тоже не ограничиваются.
Были ли у ленинской партии деньги на организацию революции? Тех денег, которые Владимиру Ильичу пересылала его мама — часть доходов от их родового имения в Кокушкино — могло не хватить.
Небольшое отступление. По недосмотру идеологических работников самого высокого ранга в многочисленных биографиях вождя получение денег от мамы не скрывается, а многократно подчёркивается. Это надо оценивать как идеологическую диверсию. Во-первых, это нетрудовые доходы, с которыми, спустя совсем короткое время созданные Лениным карательные органы поведут борьбу с применением огнестрельного оружия.
А во-вторых, этим признаётся факт, что Владимир Ильич ни после 30, ни после 40 лет так и не научился зарабатывать себе на жизнь. Это дискредитация вождя. Удивительно, что этого никто не заметил.
Я позволю себе немного пофантазировать. Увидев, что преемники искажают его глубокие замыслы, Ленин под покровом ночи скрылся из мавзолея и эмигрировал в Израиль. Он имел на это право, потому что один из его дедушек был евреем. С собой он, разумеется, взял Надежду Константиновну и её маму, которые сопровождали его во всех эмиграциях.
Корзину абсорбции тогда ещё не придумали. Возраст не дотягивает до получения пособия по старости. Работать Надежда Константиновна уже отвыкла, а Владимир Ильич ещё не привык. Конечно, после революции немалые деньги поступили на его зарубежные банковские счета, но Сталин давно перекрыл к ним доступ, в чём Владимир Ильич имел возможность убедиться, когда во время болезни, скрывшись от врачей, приехал в свой кремлёвский кабинет и не нашел того, что надеялся найти. В задачке спрашивается, сколько времени могла продолжаться израильская эмиграция Ленина?
Возвращаемся к финансированию революции. Конечно, кроме маминых денег, были и другие поступления. Про партийные взносы всерьёз говорить не будем. После ограбления того или иного банка, товарищ Сталин вместе с верным ленинцем Камо, пересылал кое-что в штаб ленинской партии. Были чудаки — миллионеры, вроде Саввы Морозова, которые отстёгивали для Ленина часть своей прибыли, не понимая, что активно участвуют в рытье собственной могилы. Был другой чудак, по фамилии Горький, который, если я не ошибаюсь, половину своего гонорара, за спектакли по пьесе «На дне»,
в постановке европейских театров, отдавал в ленинскую кассу. Может быть, были и другие финансовые источники. Дореволюционный бюджет ленинской партии никогда не был опубликован, но, если судить по дальнейшим событиям, этих денег на такое дорогостоящее мероприятие, как революция, хватить не могло. И тогда на сцене снова появляется Парвус. Сколько денег он получил от немецкого генерального штаба для того, чтобы с помощью революционных событий вывести Россию из войны, мне установить не удалось. Историк Игорь Бунич считает, что 50 млн. марок. Однако существует мнение, что немецкие деньги были только прикрытием для личных денег Парвуса, который к тому времени стал фантастически богатым человеком. Он щёдрой рукой отсыпал большую сумму для того, чтобы осуществить то, что ему не удалось сделать в 1905 году.
Первые затраты из этих денег — это запломбированный вагон, в котором Ленин вместе с маленькой группой поддержки через территории воюющих стран прибыл в Петроград. Вторая попытка организовать революцию на иностранные деньги завершилась триумфальным успехом. Пропустим то, что написано во всех учебниках, и снова вернёмся к финансовой стороне вопроса. Есть основания предполагать, что деньги, которые Парвус передал Ленину, и которые с риском для жизни доставляли в Россию агенты Парвуса Красин, Ганецкий и ещё несколько верных ленинцев, были не подарком, а кратковременной ссудой, которую после завершения операции под названием Великая октябрьская социалистическая революция предстояло вернуть кредитору. Конечно, ленинское правительство могло, по-современному говоря, кинуть кредитора, как оно кинуло тех, кто претендовал на возвращение царских долгов. Но тут был другой случай.
Если бы кредитор опубликовал документы о финансировании Великой октябрьской, с международным признанием нового российского правительства можно было бы проститься навсегда. Поэтому после национализаций, реквизиций, конфискаций и других грабежей у наркомата финансов появилась возможность эту ссуду погасить. Делегация во главе с заместителем наркома финансов Менжинским, который по совместительству был и заместителем председателя ВЧК (очень удобно: та же рука, которая грабит и конфискует, потом всё награбленное ставит под контроль финансового ведомства) прибыла отдавать долг в Берлин через полгода после вооруженного восстания — в конце апреля 1918 года.
Принимал деньги и отчёты об использовании ссуды лично Парвус. Но это опять другая история.
А теперь я сделаю вывод, который до меня никто не делал. Вывод очень рискованный, потому что, прочитав его, бывшие члены КПСС, которые продолжают себя считать верными ленинцами, могут убить меня без суда и следствия, тем более что Ленин такой способ борьбы с врагами поддерживал и приветствовал. Вот это вывод. Роль Ленина в организации октябрьской революции сильно преувеличена. Его просто наняли. Конечно, он идеально выполнил порученную ему работу, но могли быть и другие варианты. Он мог не поверить в успех предприятия и отказаться.
Наниматель мог остановить свой выбор на другом таком же радикальном человеке. Наниматель мог рискнуть второй раз и сам возглавить процесс, как это он сделал на 12 лет раньше. Но произошло то, что произошло. И Брестский мир со всеми его потерями был только частью платежа за те инвестиции, которые потом пришлось возвращать.
Впрочем, всё это только версия. Если будет доказана её ошибочность, я на ней настаивать не буду.