ПО СЛЕДАМ ПИЦЦЫ СО СВИНЦОВОЙ НАЧИНКОЙ

ПО СЛЕДАМ ПИЦЦЫ СО СВИНЦОВОЙ НАЧИНКОЙ

Александр МЕЛАМЕД, Германия

На юге Италии состоялись аресты руководителей мафиозных структур. Они подозреваются в совершении преступлений на Аппенинах. Однако исследуется и их причастность к убийству в августе 2007 года шестырех итальянцев в Дуйсбурге, городе на западе ФРГ

ФИРМЕННЫЙ ЗНАК
Недавно мирно спящий на склонах гор калабрийский городок Сан Лука стал недавно местом проведения масштабной операции с привлечением сотен полицейских и военнослужащих. Был взят под арест 30-летний Паоло Нирта, один из крестных отцов местной мафии. Следом за Паоло был арестован и Джузеппе Колуччо, 42 лет. А еще через несколько дней после этих событий полицейские перехватили весьма ценный груз — 16 килограммов героина, который является главным героем этих событий.
Однако есть основания для их связи с трагедией годичной давности в ФРГ.
... Кладбище в районе Дюмптен города Мюльхайм-на-Руре. Здесь погребен Томмазо Франческо Вентури, ставший последней, шестой жертвой хладнокровного расстрела.
Тихое и небольшое кладбище Дюмптен. Чистота, ухоженность. Только этот факт отчасти успокаивает душу, которая, конечно же, не соглашается с вопиющей несправедливостью. Молодой, полный здоровья и красоты не должен уходить из жизни так — с черной точкой от пули во лбу, в день своего 18-летия.
Важно именно это: Томмазо Франческо Вентури, как и остальные пятеро застреленных год назад итальянцев, имеют, говоря языком полицейского протокола, абсолютно схожие ранения. В них выпустили в общей сложности 70 пуль. Но напоследок преступники стреляли из автоматов Калашникова, рычажок предохранителя которых находился в нижнем положении, что означает «одиночный выстрел». Легендарно известный контрольный выстрел в голову. То есть сам преступник говорит о себе: это — не случайное убийство. Более того, это — отличительный фирменный знак Ndrangheta, о которой чуть ниже.


ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Совместные усилия полиции двух стран вновь увенчались успехом. Уже в первые же часы после кровавой драмы, разыгравшейся в Дуйсбурге ровно год назад, были арестованы 40 итальянцев, так или иначе причастных к мафиозным структурам, действующим в Германии. А их немало. Действуют они с середины 50-х годов, когда гастарбайтерам с Аппенинского полуострова дали возможность приехать и поработать в ФРГ, где начиналась так называемая эпоха экономического чуда.
Но любое чудо имеет свою цену. Немцы хотели получить дешевую рабочую силу. Они ее получили. Но заплатили и продолжают платить криминальной ситуацией в Северном Рейне-Вестфалии, Баден-Вюртемберге и Баварии. Именно эти расположенные на западе и на юге земли ФРГ и явились германским локомотивом. Благодаря его мощному хозяйственному прорыву (добыча полезных ископаемых, сталелитейное производство, автомобильная и химическая промышленность, развитие сектора высоких технологий) Германия заняла лидирующие позиции в послевоенной Европе, а затем и созданном — немалыми усилиями ФРГ в том числе — Евросоюзе.
Так что прибывшие в свое время на заработки итальянцы, турки, представители других стран, постепенно вливавшиеся в экономический бум и стимулировавшие его, имеют самое прямое отношение к названному чуду. Но немцы проглядели или не заметили другой процесс. Пришлый люд привез в Германию не только надежды на лучшую жизнь, но и свои традиции и обычаи. И вместо того, чтобы жить по законам демократической страны, продолжали придерживаться того образа жизни, который впитали с молоком матери. Для мусульман — это законы шариата, для итальянцев — вендетта.
И, несмотря на более чем либеральную политику властей Германии и их готовность как-то повлиять на ситуацию в границах уже устоявшейся толерантности, положение не меняется. Если для мусульман главенствующими жизненными установками являются законы шариата, то для итальянцев — причастность к мафиозным кланам.
По мнению известного немецкого эксперта по итальянской мафии, публициста Юргена Рота, которого цитирует газета «Русская Германия», от 2 до 3 тысяч живущих в стране выходцев из Италии принадлежат к мафиозным структурам. Из них около 1200 человек — к «Ндрангете».
Здесь требуется короткое пояснение. Речь идет о преступном сообществе, которое контролирует треть мирового оборота кокаина. На местном языке название звучит как Ндрангета. Ndrangheta — объединение мафии в Калабрии, которое действует в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии. Оно обладает мощной и разветвленной сетью. Есть данные о том, что состоит она из ста семейных кланов с 7 тысячами профессиональных мафиози.
Все это означает, что мосты, возведенные в свое время аппенинскими гастарбайтерами при содействии и по личному указанию земляков-криминальных авторитетов юга Италии, не просто сохраняются, но и укрепляются. Основа сохранения мостов — легализация бизнеса, то есть вложение инвестиций сомнительного происхождения в сеть итальянских гостиниц и ресторанов в ФРГ. Так отмываются кокаиновые барыши, которых в обороте Ndrangheta — около 35 млрд.

В АВГУСТЕ 2007-ГО
Томмазо Франческо решил отметить день рождения в узком кругу своих знакомых в итальянском ресторанчике «Da Bruno», что рядом с главным железнодорожным вокзалом Дуйсбурга. Заказали всеми любимую пиццу.
Дом Томмазо и ресторанчик разделяют всего пять километров, считанные минуты езды. Он бывал тут не раз. Но кто знал, что 14 августа 2007-го совершает свою последнюю поездку в «Da Bruno»...
Год назад рядом с входом в ресторанчик можно было видеть букеты цветов, десятки свечей, помещенных, как правило, в красные колбы. Словно пятна крови Томмазо устилали подступы к заведению. Они смотрелись яркими цветовыми пятнами на фоне самодельного плакатика, сделанного явно рукой кого-то из одноклассников парня. На плакатике одно слово-вопрос: Warum? Действительно, почему, за что?..
«Это был человек с чистым и открытым сердцем, надежда семьи, — отметила на траурной церемонии в Мюльхайме-на-Руре прибывшая из Италии кузина Томмазо Лоредана Джулиани. — Совершенно невозможно себе представить, что он был способен совершить что-то ужасное».
Статья о погребении Томмазо в газете Westdeutsche Allgemeine Zeitung так и называлась: «Ты был невиновен». Насколько это соответствует действительности?
Полиция получила сигнал о происшествии около двух часов ночи 15 августа, когда проходившая по улице женщина услышала выстрелы и сообщила об этом сотрудникам первой же полицейской патрульной машины. Вскоре блюстителям порядка предстали две автомашины, внутри которых были изрешеченные и пристреленные в голову шесть жертв. Обе машины были припаркованы к «Da Bruno». Жертвы вооружены не были и потому представляли отличную мишень. Нашлись, несмотря на поздний час, свидетели, которые утверждали о двух подозрительных мужчинах, быстро уходящих, почти убегающих от ресторанчика. Это вся информация, которой в первые минуты располагала полиция.

КОКАИНОВЫЙ СЛЕД
Я уже упоминал о том, что Дуйсбург находится на западе Германии. И не просто на западе. Отсюда менее получаса по автобану А57 до Голландии, куда, как предположил шеф полиции города Клеве Хайнц фон Бааль, и удрали преступники. При чем тут Голландия? При том, что именно отсюда вывозится кокаин в Италию.
Это — одна из основных рабочих версий: так была налажена наркоцепочка Голландия — Дуйсбург — Италия. Тогда, в августе 2007-го, в калабрийский городок Сан Лука (отсюда родом пять жертв) были переправлены тела Марко Мармо, 25 лет, Себастиано Странжио, 38 лет, самого юного в кругу празднующих, 16-летнего Франческо Джиорджи и остальных.
Версия о том, что это клановая итальянская разборка, возникла с первых минут следствия. И оказалась верной.

«СЛУЖЕБНАЯ КОМАНДИРОВКА» МАРКО МАРМА
Полиция Рима уже тогда снабдила немецкую полицию дополнительными данными, сообщив об истории противостояния известных в Калабрии враждующих семейных кланов Ромео Воттари и Джованни Нитры, систематически истребляющих друг друга на протяжении последних двадцати лет.
Постепенно стала вырисовываться канва преступления.
Ключевой фигурой оказался один из убитых, а именно Марко Марма. В Сан Лука он известен, оказывается, как киллер со стажем. Становились известны подробности. Именно на его руках кровь Марии — жены 28-летнего Джованни Странжио. Марко нарушил мафиозный «кодекс чести», согласно которому женщин вообще не убивают, а на время религиозных праздников и вовсе объявляют перемирие. Мария же была убита в канун Рождества 2006-го.
Совершив недостойное настоящего мафиози, Марко кинулся в бега. Но он не просто метался по Европе, а совершал командировку. Марко в Германии оказался не случайно: хотел раздобыть автоматы, чтобы более эффективно расправляться со своими калабрийскими конкурентами. Именно за ним охотились и его выслеживали в Дуйсбурге итальянские полицейские, а вместе с ними — и убийцы, которые также прослушивали телефонные разговоры Марко и оказались на месте раньше блюстителей порядка.
А остальные пятеро итальянцев — те попали под горячую руку, не в добрый час оказавшись рядом с ним в итальянском ресторанчике. Просто нежелательные свидетели, которых надо было убрать.
«Эти люди способны на все», — отозвался Йорг Зоммерфельд, представитель полиции Дуйсбурга, когда корреспонденты спросили его, отчего кладбище в Дюмптене оцеплено кольцом полицейских.

РЫБА В РЕСТОРАНЕ СТРАШНЕЕ?
«Интересно, где они были раньше? — недоумевали многие немецкие газеты. — Почему не знали о планах коллег из Италии? Получается, что сами итальянские блюстители закона повинны в смерти своих соотечественников».
Немецкие эксперты сообщают о том, что каждый третий живущий в Германии итальянец принадлежит к Ndrangheta, остальные — к иным мафиозным группировкам. В земле Северный Рейн-Вестфалия именно в Дуйсбурге, Эссене и Дортмунде были сосредоточены в свое время гастарбайтеры из Италии. Тут мафия пустила корни. Место сбора мафиози — пиццерии, подтвердил Джорджо Базиле, бывший главарь одной из банд Ndrangheta , сдавший полиции уже 50 бывших подельников.
Так стоит ли в Германии бояться итальянской мафии? «Немцам скорее грозит отравление рыбой в итальянском ресторане, чем пуля итальянского мафиози», — говорит Юрген Рот. Просто на деньги, нажитые на торговле наркотиками, представители кланов Воттари и Нитры скупают рестораны и дома в Германии, отмывая и умножая мафиозный капитал.
Сегодня в ФРГ известны сотни лиц, подозреваемых в связях с различными итальянскими группировками — «Коза ностре», «Ндрангетта», «Каморра». В отношении 355 из них возбуждены уголовные дела. Остальные 2-3 тысячи на свободе. Автоматные очереди могут прозвучать в любом городе того же Рурского региона, в каждом из которых пиццерии через километр-полтора.