ТУРЦИЯ: ПОБЕДА ПАРТИИ ВЛАСТИ

ТУРЦИЯ: ПОБЕДА ПАРТИИ ВЛАСТИ

Рамис ЮНУСОВ

Конституционный суд Турции принял решение не распускать правящую Партию справедливости и развития (АКР). Об этом заявил в Анкаре председатель суда Хашим Кылыч. Однако в отношении партии вынесен вердикт о сокращении наполовину бюджетных ассигнований.
Напомним: иск о роспуске АКР был передан в суд 14 марта нынешнего года генеральным прокурором Абдуррахманом Ялчинкая. По его мнению, деятельность партии, лидером которой является нынешний премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган, «нарушает светский характер развития страны» и пытается ввести в светской и республиканской Турции законы шариата, а также использует религию в политических целях.
Cлушания продолжались почти трое суток. В результате голосования только шесть судей высказались за роспуск партии. Такое же число судей согласились с положением о сокращении бюджетных ассигнований АКР. По регламенту суда, такого количества голосов для урезания финансирования достаточно, а для роспуска — уже нет.
В структурах АКР не скрывают своего удовлетворения. «Турция испытала большое облегчение в связи с решением КС», — заявил спикер турецкого парламента Кексал Топтан. В свою очередь премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул, что «решение Конституционного суда в деле о закрытии партии избавило Турцию от неопределенности». «Таким образом, нашей демократии не за что стыдиться. Ответственность за то, чтобы в будущем такое не повторилось, лежит на плечах политиков и чиновников. С 14 марта (дата начала процесса) Турция потеряла много сил», — отметил премьер.
«Мы не останавливаемся, а идем вперед, чтобы выполнить свой долг перед демократическим, светским и правовым государством — нашей республикой. Это — путь современных преобразований и служения нашему народу, который указал Ататюрк (основатель современной Турции). Это — путь интеграции полноправным членом в Европейский союз, и с него нет возврата», — сказал Эрдоган, заверив тем самым в верности светским и республиканским устоям современной Турции.
Представители противоположного лагеря продолжают «держать паузу». А аналитики предупреждают: то, что произошло в структурах КС Турции, вряд ли подходит под упрощенную трактовку «победа исламистов и поражение сторонников светской власти».
В самом деле, как констатировали накануне решающего заседания КС многие, в том числе влиятельный немецкий еженедельник Stern, из 11 судей Конституционного суда 8 имеют репутацию жестких приверженцев республиканских устоев и светской власти. Конституционный суд Турции дважды принимал решения о роспуске исламистских партий: в 1998 году он запретил партию «Рефах» тогдашнего премьер-министра Наджмеддина Эрбакана, а в 2001-м — созданную им же партию «Фазилет». Но сегодня, как уверены многие аналитики, имеет право на существование версия, что судьи КС просто не сочли АКР достаточно исламистской партией, чтобы принимать решение о ее запрете и идти на неизбежные в этом случае политические потери для Турции как государства, включая очередное «замораживание» процесса вступления в Евросоюз. В отличие от Эрбакана, нынешние премьер-минист Эрдоган и действующий президент Абдулла Гюль не рассуждают об «исламском динаре» и «исламской восьмерке», не устраивают демонстративных визитов в страны-изгои и не запрщают появляться ж женщинам в брюках в здании Меджлиса, как это делал Эрдоган. В европейских СМИ их полуиронично именовали «исламисты-лайт» и соглашались, что если супруга премьера носит хиджаб — это еще не повод считать, что он заставит надеть платки и все остальное женское население Турции. АКР, без сомнения, подходит в своей политике вплотную к «красной черте», переход которой становился причиной роспуска и «Рефах», и «Фазилят», но вот пересекла ли она эту черту — вопрос открытый, по крайней мере, для нескольких судей турецкого КС.
Плюс ко всему многие аналитики затрудняются однозначно ответить на вопрос, что оказалось бы для АКР более болезненным: роспуск, после которого ее лидеры создали бы новую партию с нуля, или разрешение действовать дальше, но с урезанным вдвое бюджетным финансированием. Не говоря уже о том, что отклонение нынешнего иска еще не означает, что завтра в КС не будет представлен новый, если АКР вновь попытается проверить на прочность светские законы Турции. Словом, действовать АКР разрешили, но вот в том, что эта партия теперь должна вести себя осторожно и осмотрительно, сомневаться не приходится.
Но при этом понятно и другое. 47% голосов, полученных АКР на последних парламентских выборах — это не только и даже не столько рост происламских настроений как таковых. Скорее речь идет о своеобразном социально-политическом перевороте в турецкой политике.
Как указывает в этой связи журнал Stern, «сегодня в Турции наблюдается перелом с неопределенным исходом. Уже со времен создания республики представители светского лагеря занимают важные посты в государстве и политике. До сих пор своей политикой они гарантировали себе преимущества, и вдруг могут оказаться без оных. Ведь консервативная анатолийская прослойка, к которой относится большинство населения Турции, все сильнее проникает в сердцевину общества как экономически прогрессирующая сила, которая хочет активно участвовать в формировании облика новой Турции. АКР знает, как защитить интересы этой прослойки. Ведь премьер-министр Тайип Эрдоган — выходец из самой ее сердцевины. Он вырос в простых условиях и говорит на ее языке.» А это уже диктует светским партиям вполне понятную стратегию действий — перехватывать инициативу у АКР именно в среде сельской «глубинки». Где, конечно, существуют консервативные настроения, только вот на выборах в любом случае голосуют за экономические программы, а не фасон платья и наличие платка у жены партийного лидера.