БРЕМЯ ПЕРЕМЕН

БРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Дмитрий КАРАСЕВ

Китайская мудрость гласит: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!». Происходящие в мире и в российском социуме процессы говорят о том, что в мире наступило время больших изменений, и не всегда к лучшему. Западный мир расплачивается финансовым кризисом за необеспеченную товарами и активами капитализацию своих экономик, значительная часть развивающихся стран из-за продовольственного кризиса стоит на пороге гуманитарной катастрофы, а Россия, как всегда болтающаяся где-то посередине, расхлебывает последствия и того, и другого… Хотя имеет и свои специфические особенности. Мягко говоря, не везде холуйство именуют лояльностью, а воровство и головотяпство чиновников — освоением средств.
Как явствует из доклада ОЭСР и Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО), в период с 2008 по 2017 год продукты питания в мире подорожают в среднем на 50%. И дорогое топливо будет и дальше тянуть за собой цены на продовольствие. Больнее всего этот процесс ударил по беднейшим странам. По данным международных экспертов, стоимость импорта продовольствия для них может в 2008 году вырасти на 40%, а число голодающих в мире уже увеличилось на 100 миллионов. По словам главы ФАО Жак Диуф, чтобы накормить 862 млн. голодающих землян, необходимо всего $30 млрд., тогда как только в 2006 году в мире на закупку оружия было потрачено $1200 млрд…
Нельзя сказать, чтобы эти вопросы не интересовали российское правительство, озабоченное сохранением в обществе status quo. 26 мая премьер Владимир Путин поручил Минсельхозу, Минпромторгу, Росстату и ФАС в срок до 1 июля принять меры по совершенствованию механизмов реагирования на колебания цен. В частности, они должны подготовить предложения по расширению государственных закупочных и товарных интервенций, залоговых операций, повысить оперативность принятия мер таможенно-тарифного регулирования. Между тем инфляция в 2008 году растет в 1,7 раза быстрее, чем в прошлом году.
Не столь оптимистично, как год назад насчет будущего России настроены и аналитики Всемирного Банка. Как написано в последнем отчете этой международной финансовой организации, посвященного России, «Российская экономика работает на пределе своих производственных возможностей». Галопирующая инфляция (которая, по прогнозам ВБ, может достичь 14%), рост загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, опережающий рост зарплат по сравнению с ростом производительности труда, говорят о «перегреве» экономики. Оставим на совести авторов доклада, почему перезагруженность персонала не должна сопровождаться ростом заработных плат (или российские «жесткие» капиталисты заставляют своих неорабов заниматься еще чем-то кроме извлечения для своих хозяев дополнительной прибавочной стоимости). Однако то, что в 2007 году 1/3 прироста ВВП приходилась на торговлю, а еще 30% дали строительство и обрабатывающая промышленность, а подавляющая часть остатка пришлась, как вы сами понимаете, на нефть и газ, не может не настораживать. Для российского правительства деньги или их отсутствие, как холода зимой и жара летом, являются постоянной «головной болью», поэтому министр финансов Алексей Кудрин может сказать «в свое оправдание» только то, что россиян избаловали доступные кредиты, в экономике слишком много свободных денег, а предложение товаров отстает. Что, в свою очередь, ведет к искусственному завышению цен, дутой капитализации ряда отраслей и переключению спроса на импорт.
И немудрено — на фоне перманентного финансового кризиса на Западе мировые частные и государственные инвестиционные фонды увеличивают вложения в Восток. Так, норвежский государственный инвестиционный фонд, имеющий размер $400 млрд., увеличил в этом году свое присутствие на рынках развивающихся стран до 10% от инвестиционного портфеля. Как заявил представитель крупнейшего инвестиционного банка Morgan Stanley Стивен Джен: «В последнее время резко выросла вероятность того, что они (инвесторы) будут увеличивать свое присутствие в Китае, России и Индии». В то же время доходы нефтедобывающих стран тоже стремительно растут и должны где-то размещаться. Например, только за 2007 год активы государственных инвестиционных фондов выросли в Омане на 256%, Казахстане — на 162%, России — на 74%.
В России от растущих доходов экономики больше всего досталось чиновникам и олигархам. Согласно рейтингу Forbes, Российские граждане заняли 12 мест в списке 25 крупнейших богатеев Европы. Тогда как в первую «десятку» вошли небезызвестные Роман Абрамович ($22,9 млрд.), Алексей Мордашов ($21,2 млрд.), прославившийся тем, что за неблаговидное стремление поучаствовать в его доходах отправил свою экс-супругу в дурдом, и другие не менее достойные россияне, включая Михаила Фридмана ($20,8 млрд.) и Владимира Лисина ($20,3 млрд.).
Чиновничья каста в России не только своего не упустит (официальные доходы среднего чиновника уже в 2,5 раза превысили доходы среднестатистического россиянина), но и постоянно стремится подработать «на стороне», что уже давно стало во всем мире «притчей во языцех». Тогда как эффективность работы «слуг народа — хозяев страны» по-прежнему оставляет желать лучшего. Недаром член Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков предложил внести в соответствующие законы поправки, которые обязали бы чиновничество и членов их семей декларировать не только доходы, но и расходы. Предполагается, что это не позволит некоторым чересчур предприимчивым госслужащим, постоянно путающим государственный карман со своим, записывать неправедно нажитое имущество на родственников. Также Алексей Волков высказал предложение сократить орду чиновников на 1/3, а высвободившиеся 500 тысяч душ направить на нужды страдающего от нехватки рабочей силы народного хозяйства. Как считают в Госдуме, «эта мера одновременно привела бы к оптимизации управления и экономии госсредств».
Идеи президента Дмитрия Медведева не менее праведны, хоть и менее революционны. На днях он вспомнил о своем предвыборном обещании избавить национальный малый бизнес от чрезмерного внимания надзорных органов, которые таким образом «зарабатывают официально и неофициально». И предложил поднять уровень решений о проведении проверок предприятий малого и среднего бизнеса до прокуратуры субъекта Федерации. Пока же только на федеральном уровне надзор за бизнесом по 45 (!) видам контроля осуществляют почти 30 (!) органов…
Еще один подарок новоизбранный президент сделал российским СМИ, перед которыми в свете обсуждения нового законопроекта о СМИ в ГД замаячила перспектива закрытия за весьма размытое определение клеветы. Дмитрий Медведев предложил снять данный акт с обсуждения как противоречащий принципу свободы слова.
Ну и напоследок стоит привести данные страховой группы Allianz SE, к которой имеет определенное отношение небезызвестный российский страховщик РОСНО. Согласно проведенному этой компанией в 10 странах участницах европейского чемпионата по футболу исследованию, 24% наших соотечественников оценивает ситуацию в стране как хорошую (3-е место после Австрии и Турции), уверены в будущем страны 29% (3-е место после Италии и Австрии). Тогда как оценивают свое положение как плохое и очень плохое 7% опрошенных (столько же, сколько в Австрии и Эстонии). Вместе с тем 59% россиян считают ситуацию в стране «ни плохой ни хорошей», а испытывают полную или частичную уверенность в своем обеспечении в старости минимальное (13%) количество респондентов. Невольно вспоминается баннер одного банка, призванный рекламировать выгоду банковских депозитов, а фактически рекламирующий «сладкую жизнь» банковских работников — над фотографией счастливо улыбающегося европейского вида семейства крупными буквами написано «МЫ ОБЕСПЕЧИМ БУДУЩЕЕ НАШИХ ДЕТЕЙ!», где-то сбоку болтается мелкая надпись «14%», а внизу подпись «Банк…». Вот что значит «работаю за 14%»!
Таким образом, россияне в душе оптимисты. Да и кем можно быть в стране с таким непредсказуемым прошлым, настоящим и будущим? С другой стороны, если не я, то где? А если не со мной, то кто? Оставайтесь с нами!