МУСОРНАЯ МАФИЯ

МУСОРНАЯ МАФИЯ

Юлия НЕТЕСОВА

Первое заседание нового кабинета министров Италии под руководством Сильвио Берлускони прошло в Неаполе. Этим жестом Кавальере хотел подчеркнуть значимость региона и, в частности, проблемы мусора, решение которой — один из приоритетов правительства. Однако сделать это будет не очень просто, так как проблема загрязнения в южном регионе Кампания существует уже многие годы.

Для того, чтобы понять масштаб проблемы Неаполя и Кампании в целом, недостаточно просто проехаться по узким улочкам южных городов и увидеть воочию чудовищные свалки, расположившиеся зачастую прямо на тротуарах. Следует взглянуть также на национальную статистику заболеваемости раком: в этом регионе она выше общенационального уровня на 20 с лишним процентов. Кто бы мог подумать, что южные территории, на которых, как правило, располагаются курорты и здравницы, станут местом нелегальных свалок с токсичными отходами.
Опасный мусор привозился по ночам в фургонах с севера страны и закапывался в контейнерах в землю. Шины, лаки, растворители — словом, все, что остается после работы мощнейшей индустрии северных регионов. Спустя годы контейнеры теряли герметичность, токсины поступали в почву, отравляли грунтовые воды и воздух. Организацией «грязного бизнеса» занималась местная неапольская мафия — Коморра, которую теперь называют «экомафией» из-за тех денег, которые она сделала на разрушении экосистемы юга Аппенинского полуострова.
Именно мафия была заинтересована в том, чтобы в Италии не появилось самодостаточной системы переработки мусора. Соответствующие заводы есть по всей стране, в том числе в соседней Сицилии. Сицилийский завод мог бы внести свою лепту не только в защиту окружающей среды, но и в решение проблемы безработицы, так как запуск перерабатывающего цикла сразу создал бы некоторое количество рабочих мест — аспект очень важный для самого неразвитого итальянского региона. Однако этот и многие другие заводы так и не начали работать – якобы из-за отсутствия мусора.
Естественно, чтобы заблокировать государственные программы по переработке мусора и получить столь масштабное и выгодное предложение от кампаний с севера, у мафии должны быть серьезные связи как в правительственных, так и в деловых кругах страны. Так что решение проблемы мусора в Неаполе — это не просто вопрос того, куда и в какие сроки отгрузить накопившийся мусор. Требуется разорвать порочный круг отношений между мафией и государством, а это, как показывает пример соседнего региона, — процесс очень длительный и болезненный.
Однако Кавальере считает, что ему удастся решить поставленные задачи. Так, на пресс-конференции по результатам первого заседания кабинета министров, прошедшего в Неаполе, Сильвио Берлускони заявил, что через 30 месяцев жизнь в городе нормализуется, и на месте свалок появятся цветы. В регионе введено чрезвычайное положение, для борьбы с мусором будет задействована армия, мэру Неаполя дали 30 дней, чтобы выбрать место для мусоросжигателя (всего в регионе их будет четыре), в школах будут обучать, как надо обращаться с мусором, а в местном отделе по борьбе с мафией закипела работа в области преступлений, связанных с нанесением ущерба окружающей среде.
При этом на совете министров было решено задерживать всех протестующих в связи с кризисом мусора. По мнению Берлускони, демонстрации блокируют работу государственных структур, что несовместимо с чрезвычайным положением. Так что если кто-то в эти дни захочет привлечь внимание к очередной свалке, которая по той или иной причине не была замечена государством, он рискует быть арестованным. Хотя данная мера направлена скорее на предотвращение выступлений против повторного открытия свалок (для пущей безопасности информация о том, какие именно свалки будут открыты, держится в секрете).
«Мусорный кризис», как и любая другая острая ситуация в Италии, оказался максимально политизирован: правая партия «Партия народа свободы» во главе с Сильвио Берлускони пытается все свалить на двух местных руководителей, являющихся членами левой «Демократической партии», левые же списывают всю вину на центральное руководство, которое в течение многих лет было правым. Кроме того, в новом контексте обострилась давняя проблема Севера и Юга: оказалось, что «продвинутый» Север, желающий отделиться от «недоразвитого» Юга, очень сильно способствовал тому, чтобы Юг таким и остался. И, конечно, не стоит забывать о традиционной для Италии проблеме организованной преступности, которая, как выяснилось, осваивает для себя все новые и новые области.
Формально реализация плана по спасению Неаполя полностью зависит от правительства. Однако Кавальере потратил почти месяц на то, чтобы сформировать состав нового кабинета, в результате чего одним из министров стала бывшая участница конкурса «Мисс Италия», чьи зажигательные танцы в полуобнаженном виде достали из архивов все телеканалы, вопросы юстиции были доверены 38-летнему региональному секретарю партии Берлускони на Сицилии и т.д. Таким образом, Берлускони сделал все, чтобы создать лишь видимость кабинета. Так что в реальности судьба Неаполя находится теперь только в его руках.

Rosbalt