ЛИВАН «ХИЗБАЛЛЫ» — ЭТО ПЛОХО ДЛЯ ИЗРАИЛЯ

ЛИВАН «ХИЗБАЛЛЫ» — ЭТО ПЛОХО ДЛЯ ИЗРАИЛЯ

Виктория МАРТЫНОВА

Первыми тревогу по поводу происходящего в Ливане забили британские журналисты еще три недели назад. Проведя специальное расследование, репортеры газеты Observer установили удивительный факт: из деревень южной части страны исчезли молодые парни. «Куда же они пропали?» — спрашивали журналисты. «Ушли готовиться к новой войне с Израилем и к борьбе за власть в самом Ливане», — отвечали им земляки этих парней.

За телерепортажами из Бейрута сейчас особенно внимательно следят те, для кого Ливан — родная страна. По нашей просьбе события комментирует Джордж Элияс, в прошлом ливанский журналист. Он покинул свою страну вместе с армией Южного Ливана и сегодня живет в Нагарии.

— Как встретили сообщение о событиях в вашей стране ливанцы, проживающие в Израиле?
— Горько за всем этим наблюдать. Наша земля надолго уходит под власть боевиков. В эти дни мы, немало пережившие вместе с Израилем, встречаясь в кафе и просто на улицах, стараемся поддержать друг друга. Все понимают: ситуация ухудшилась, и надежды на мирную жизнь в Ливане тают с каждым днем.

— Не секрет, что когда началась Вторая ливанская война, бывшие служащие ЦАДАЛа — армии Южного Ливана, — находившиеся на территории Израиля, единодушно приветствовали ее. Процитирую отрывок из интервью, которое мне дал тогда один ваш земляк, бывший офицер: «Услышав о том, что Израиль решил начать операцию в Южном Ливане, мы как будто ощутили запах родной земли и поверили, что очень скоро нам удастся вернуться в свою страну. Израиль уничтожит террористов, как это неоднократно бывало в прошлом, и мы вернемся в свои города и деревни, не опасаясь быть схваченными или посаженными в тюрьму». И никто из профессиональных военных ЦАДАЛа не предсказал печальные результаты той войны. Получается, что вы все ошибались...
— Да, мы все действительно ошибались, потому что среди нас бытовало представление, что ЦАХАЛ хочет вернуть себе прежнюю боевую славу. Мы не представляли, что руководство армии настолько утратило былой профессионализм и мотивацию, что не смогло оценить реальных возможностей «Хизбаллы», и, по сути, содействовало ее дальнейшему росту и укреплению. Мы получали с родины сообщения о том, что реально уничтоженных Израилем боевиков «Хизбаллы» было значительно меньше, чем говорилось в ваших сводках. Этой организации практически не пришлось восстанавливать свои силы после тяжелых ударов ЦАХАЛа, она вышла из войны с незначительными потерями и очень скоро значительно превзошла свой прежний уровень. Мы, ливанцы, первый шок получили, когда израильское руководство решилось на безумный шаг — бегство из Южного Ливана под предводительством Эхуда Барака, и были потрясены во второй раз, наблюдая за тем, как ведется война. Но самое удивительное то, что Израиль не располагал более или менее точными сведениями о числе солдат «Хизбаллы» и приводил ошибочные данные о числе уничтоженных террористов. Израильские источники утверждали, что в ходе войны погибло от 500 до 700 боевиков Насраллы, а сама организация по завершении вооруженного конфликта подтвердила гибель 80 своих воинов. Впоследствии источники в организации согласились признать, что погибших на самом деле вдвое больше. Американские эксперты ныне говорят, что погибли всего 184 солдата «Хизбаллы».

— Сообщили ли вам родные, остающиеся в Ливане, о том, что почти все мужское население призывного возраста «Хизбалла» поставила под свои знамена?
— Нам, конечно, не могут рассказать открытым текстом о том, что происходит. Но по тем или иным намекам мы всегда можем понять, что боевики забирают из деревень мужчин, годных к службе в армии, чтобы они прошли тренировки для дальнейших боев на стороне «Хизбаллы». Такие тренировки проходят в Иране. Добившись огромного успеха, восхитившего Сирию и Иран, «Хизбалла», конечно, не могла и не хотела останавливаться на достигнутом.

— Ну а как вы оцениваете действия властей Ливана?
— Мы считаем, что это просто позор. Ливанская армия насчитывает 60 тысяч человек. Неужели им нечего противопоставить «Хизбалле»? То, что террористическая организация побеждает и, судя по всему, станет единоличной властительницей Страны кедров, означает, что и министр обороны, и начальник штаба армии, и президент — все боятся Насраллы. То есть оказалось, что все силы законной власти ничего не стоят...

— А что же друзы? Как вы определяете их место в нынешнем противостоянии? Ведь ливанские друзы постоянно оказывались среди тех, кто поддерживал законную власть страны, боролись с боевиками «Хизбаллы»?
— К сожалению, им не удалось набрать очки в этой битве. Лидер друзов Валид Джумбалат произносит пламенные речи и даже имеет возможность выступить перед представителями иностранных телекомпаний, но реально он не может свободно покидать свой дом. Друзы давно пытались обратиться к мировой общественности и объяснить ситуацию, но западные специалисты недооценили опасность, исходящую от Насраллы.

— Кое-кто, между прочим, верит, что гражданская война между шиитами и суннитами обессилит «Хизбаллу», и потому эта война может быть выгодна Израилю. Что вы по этому поводу думаете?
— Все происходит с точностью до наоборот. Гражданская война лишь способствует развитию террористической организации. Внутренний политический конфликт, в котором «Хизбалла» противопоставлена суннитам, друзам и христианам, поддерживающим ориентированное на Запад правительство, это еще одна возможность для Насраллы продвинуться. Уличные бои суннитов и шиитов стали повседневностью в Бейруте несколько недель назад и сейчас переросли в настоящие бои. Что интересно — «Хизбалла» не хочет отрывать своих бойцов от главной задачи: подготовки к будущей войне с Израилем, зато она договаривается с главарями уличных банд и обеспечивает тренировки тем, кто вооружен камнями и палками, чтобы они могли воевать с суннитами на улицах столицы.

— Вы считаете, что у «Хизбаллы» есть шанс захватить власть во всем Ливане?
— Практически да, во всем Ливане, за исключением севера страны, где нет шиитов. Видимо, это единственный уголок, пока недоступный для Насраллы. Но вопрос, кто хозяин Бейрута, уже практически решен. Никакой ближневосточной Швейцарии. Прекрасная Страна кедров превращается в государство «Хизбаллы», новый плацдарм Ирана.
Ну а какова точка зрения израильских друзов на то, что происходит в Ливане? Я решила предоставить слово Сафади Менди — друзу с Голанских высот, адвокату, главе общества «Национальные меньшинства за Израиль!».

— Господин Менди, несколько дней назад бывший начальник генерального штаба израильской армии Амнон Липкин-Шахак сказал, что переход власти в Ливане к «Хизбалле» — это хорошо для Израиля. Как вы относитесь к этой мысли?
— Все разговоры о том, как выгодно для Израиля положение, при котором Ливаном будет управлять «Хизбалла», очень напоминают успокоительные беседы, которые велись совсем не так давно, когда эксперты предсказывали захват власти ХАМАСом в секторе Газы. Тогда тоже было сколько угодно желающих пояснить, что ничего страшного не произойдет, если рядом с нами окажется чисто террористическое образование. Мол, нам будет очень просто его разгромить, и международное сообщество нас поддержит, и никто не будет возражать. На самом же деле все оказалось совсем не так просто. Столько времени продолжается ракетный обстрел израильской территории из сектора Газы, и никто ничего реально поделать с этим не может. Между тем израильтяне продолжают гибнуть. Наличие рядом с нами проиранского террористического государства, на мой взгляд, очень опасно. Скорее всего Израиль получит вариант, схожий с тем, что образовался в результате перехода власти в секторе Газы к ХАМАСу, только оружие в ливанском варианте будет более совершенным. Представления о том, что Израиль в любой момент отразит нападение врага, наивны, и мы убедились в этом во время Второй ливанской войны.

— Какова, на ваш взгляд, роль ливанских друзов во всей этой ситуации?
— Друзы первыми стали предупреждать об опасности сирийского влияния и об усилении «Хизбаллы». Валид Джумбалат требовал от международного сообщества заставить Сирию прекратить вмешиваться во внутренние дела Ливана. Он, пожалуй, единственный, при полном бездействии законного правительства Ливана, пытался предупредить мир об опасности. К сожалению, на его голос не обратили должного внимания. У друзов Ливана нет ни оружия, ни сил для того, чтобы отстоять справедливость.

— Каким образом, по вашему мнению, может разрешиться данная ситуация?
— Я думаю, что без вмешательства извне не обойтись. На мой взгляд, в ситуацию должны вмешаться Соединенные Штаты. Мне думается, американцы должны осознавать, что на их глазах совершается еще один очень опасный шаг — закрепление позиций Ирана в регионе.

«Новости недели»