УМЕР ЮРИЙ ДРУЖНИКОВ

УМЕР ЮРИЙ ДРУЖНИКОВ

14 мая 2008 года, месяц назад перейдя семидесятипятилетний рубеж, ушел из жизни в своем доме в университетском городе Дейвис (штат Калифорния) после тяжелой болезни талантливый писатель, отважный борец с советскими мифами, человек редкой смелости и обаяния Юрий Ильич Дружников.
Родившись в Москве в семье художника, он учился в Латвийском университете и в Московском педагогическом институте, работал актером Рижского русского драматического театра, учителем в школе, сотрудником издательства, заведующим отделом науки газеты «Московский комсомолец». Свой преподавательский и журналистский опыт он претворял в пьесы, радиопередачи, книги для детей. Но вскоре начал писать социально-психологическую прозу, которую невозможно было опубликовать в советских издательствах.
Роман «Ангелы на кончике иглы», впервые изданный в Нью-Йорке в 1989 году и вскоре переведенный на многие языки, польские издатели включили в десять лучших русских романов ХХ века, а в 2001 году Варшавский и Гданьский университет представили его на Нобелевскую премию. Документальное расследование «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», вышедшее в Лондоне в 1988 году, заслужило высокую оценку Александра Солженицына. В СССР Юрия Дружникова десять лет не печатали, в 1977 году исключили из творческого союза, в 1987 году он эмигрировал в США. Вскоре после того, как была создана наша газета, Юрий Ильич стал ее автором.
Подлинной страстью Юрия Дружникова было исследование биографии Александра Пушкина — так появился роман-исследование «По следам неизвестного Пушкина», впервые изданные в США в 1992 году, два издания сборника статей «Дуэль с пушкинистами». В книге полемических эссе «Русские мифы» среди героев писателя — Александр Куприн и Юрий Трифонов, няня Пушкина Арина Родионовна и жена поэта Наталья Гончарова.
Напряженная преподавательская деятельность (а Дружников читал авторские спецкурсы по истории цензуры, детской литературы и пушкинистики в Венском, Техасском и Калифорнийском университетах) не помешала писателю выпустить шеститомное собрание сочинений, постоянно работать над новыми книгами в самых разных, нередко новаторских жанрах (им разработан и обоснован, к примеру, жанр микроромана). В Англии, США, Польше, Эстонии, Франции и Германии были переведены и изданы многие книги этого замечательного писателя.
Блестящие эссе бесстрашного полемиста (например, «Я родился в очереди») нередко перепечатывали сразу десятки газет в разных странах мира. В Польше и Болгарии прошли международные конференции, посвященные его творчеству, в Вашингтоне, Москве, Варшаве и Шумене вышли книги, анализирующие его прозу.
Борьбу с советскими мифами Юрий Дружников считал одной из главных жизненных задач. Последние книги писателя — сборник юмористических рассказов «Там это вам не тут» и роман «Первый день оставшейся жизни», выпущенный московским издательством «ПоРог» и уже переведенный на итальянский язык и изданный в Риме, демонстрировали свежесть его неоскудевающего дарования, энергию писательской мысли, парадоксальную философичность мышления.
Творческий путь и общественная деятельность Юрия Дружникова, возглавлявшего в Американском Пен-клубе секцию «Писатели в изгнании» и до последних дней жизни стремившегося помогать своим коллегам и постоянно обращавшегося с открытыми письмами в Правительство РФ с просьбой защитить писателей, оказавшихся не по своей вине в трудной жизненной ситуации, — образец достойного служения идеалам Демократии, Добра, Порядочности, преданно-рыцарского отношения к Литературе.
Секретариат Союза писателей Москвы: Римма Казакова, Валентин Оскоцкий, Леонид Жуховицкий, Надежда Железнова, Татьяна Кузовлева, Кирилл Ковальджи, Александр Себелев, Лев Аннинский, Лола Звонарева, Игорь Гамаюнов, Ренэ Герра (Франция),
Аркадий Мар (США), Игорь Цесарский (США), Валерий Воскобойников (Петербург), Веслава Ольбрых (Варшава), Евсей Цейтлин (США), Семен Резник (США).

------------------------------
Умер Юрий Дружников. Горько осознавать, что не услышу больше его иронично-рассудительной речи; что все последующие публикации будут только с припиской: из творческого наследия; что не придется встречать Юрия Ильича в чикагском аэропорту как дорогого гостя.
С Юрием Дружниковым многое недоговорено и недоосуществлено. Увы, суета сует. Проекты, которые мы с ним обсуждали, возможно еще пробьют себе дорогу в жизнь, но то будет что-то качественно иное, лишенное, увы, дружниковской элегантности, особого шарма и острого чутья на все истинное, настоящее.
Всю свою литературную жизнь он смело сражался с мифами (о, эти милые человеческие предрассудки или же грубые подтасовки власть имущих!), формируя при этом абсолютно новые, подчас неожиданные представления о тех, кого, казалось, мы знали с рождения. Я убежден, что много лет спустя по его произведениям будут изучать минувшую эпоху, что не затеряются они с течением лет в океане человеческих творений.
Прощайте, Юрий Ильич! Думаю, что с концом Вашей земной жизни только начинается Ваша собственная легенда. И смерть неподвластна этому процессу…

Игорь Цесарский