РАЗОЧАРОВАВШИЕСЯ В ДЕМОКРАТИИ

РАЗОЧАРОВАВШИЕСЯ В ДЕМОКРАТИИ

Людвиг ГРЕВЕН

ЛИШЬ 60% НЕМЦЕВ ДОВЕРЯЮТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ФРГ, НА ВОСТОКЕ СТРАНЫ — ДАЖЕ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ. ЭТО СТАНОВИТСЯ СИГНАЛОМ ДЛЯ ПОЛИТИКИ, НЕСУЩЕЙ ГЛАВНУЮ ВИНУ ЗА ЭТО

Эта информация не новость, но вот цифры, недавно полученные Лейпцигским институтом рыночных исследований, выглядят драматично: на востоке Германии лишь 44% граждан верят в эффективность демократии. На западе — пока еще около двух третей. Но и подобные цифры для страны, которая считает себя одной из самых стабильных в мире и гордится своим политическим порядком, выстроенным после нацистской диктатуры, выглядят как угодно, но только не утешительно.
Вера в социальную рыночную экономику — некогда являвшуюся визитной карточкой ФРГ — в настоящее время еще слабее веры в силу демократии. Только каждый второй опрошенный считает, что она выполняет свои обещания по созданию социально сбалансированного благосостояния; на востоке страны в нее верит лишь каждый третий.
Оба этих результата доказывают глубокую неуверенность, которая охватила немцев в связи с пришедшими вместе с глобализацией изменениями прошлых лет. Они указывают также на неспособность политики ответственно подходить к решению этого вопроса.
Многие граждане видят или чувствуют угрозу своему экономическому или социальному существованию. Страхом охвачены не только представители низших слоев общества и незащищенные слои населения, но и представители среднего класса, на который раньше опиралась демократическая система.
Когда такие крупные концерны, как Daimler, BMW или Deutsche Bank, несмотря на миллиардную прибыль, сокращают число рабочих мест, а другие компании переносят производство за границу; когда банки в ходе беспорядочных спекуляций с сомнительными американскими ипотечными кредитами теряют сотни миллиардов; когда топ-менеджеры, несмотря на грубые промахи, зарабатывают миллионы, а другие прячут от налогов свою прибыль; когда многие не в состоянии прожить на свою зарплату — кому в таком случае люди могут доверять?
Вот уже несколько лет политика больше не кажется способной взять во внимание все эти тенденции и по возможности противостоять им или, по крайней мере, предотвратить их худшие последствия. Герхард Шредер попытался при помощи своей программы по реформированию приспособить социальную систему к этим новым вызовам. Весьма успешно, о чем свидетельствует, например, сокращающийся уровень безработицы.
Но поскольку он навязал народу реформы силой, вместо того чтобы убедить граждан в их необходимости, многие чувствуют себя сегодня лишенными своего имущества и прежде всего безопасности. Программа «Харц-IV» (пособие для безработных, предусматривающее ежемесячные выплаты в размере 300 евро. — Прим. ред.) стала кодом передачи политики во власть глобальной экономики.
После формирования «большой коалиции» в 2005 году непродолжительное время существовала надежда, что ХДС/ХСС вместе с СДПГ примутся за продолжение необходимых реформ, перенеся их на более широкую общественную базу, без вечных перебранок между правительством и оппозицией, осознавая общую ответственность перед страной.
Но эта надежда давно улетучилась, освободив место более глубокому разочарованию. Если уже обе партии не смогли совместными усилиями при ясном политическом руководстве добиться обновления Германии в соответствии с потребностями граждан — кому же тогда это под силу?
Расплачивается за все политика, но страдает и демократия в целом: согласно опросу, лишь 38% граждан доверяют федеральному правительству, а партиям в бундестаге — всего 22%. Слабым утешение для них становится то, что вера в другие общественные институты, такие как Церковь или профсоюзы, вообще исчезла.
Все это не означает, что немцы сомневаются в сути самой демократии и скучают по «эффективной» диктатуре а-ля Китай или бывшей системе в ГДР. Но это значит, что политика при помощи действий, а не просто при помощи реализации интересов партии, должна снова добиться доверия граждан.
Если «большая коалиция» будет и дальше действовать в том же духе и перечеркивать результаты своих собственных реформ обусловленным, к примеру, предстоящими выборами повышением размера пенсий, она и дальше будет разрушать доверие граждан. И тогда не стоит удивляться, если явка на выборы будет и дальше снижаться и люди в конце концов полностью разочаруются в демократии. Или же силу станут набирать левые или правые популисты.
О том, что надежда еще не до конца потеряна, свидетельствует еще один результат проведенного опроса: молодые немцы в возрасте от 18 до 29 лет, несмотря ни на что, демонстрируют больше доверия демократии и рыночной экономике, чем более зрелые респонденты. Возможно, потому, что им еще не приходилось так часто испытывать разочарование.

Die Zeit
Перевод Inopressa