НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ САРКИСЯНА

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ САРКИСЯНА

Сергей МАРКЕДОНОВ

9 апреля 2008 года в Армении официально появился новый руководитель государства. В этот день состоялась инаугурация победителя президентской кампании (голосование состоялось 19 февраля) Сержа Саркисяна. Новому президенту 30 июня 2008 года исполнится 54 года. Его биография полна интересными событиями и неожиданными поворотами. Можно сказать, что нынешний лидер Армении прожил несколько политических жизней.
Первая — обычная советская, похожая на тысячи других в Армении и в тогдашнем Советском Союзе. В 1972—1974 гг. он отслужил срочную в Советской Армии, затем в течение четырех лет осваивал рабочую специальность на Ереванском электротехническом заводе, параллельно обучаясь на вечернем отделении университета (тогда такой опыт был весьма кстати для последующей комсомольско-партийной карьеры). После получения диплома о высшем образовании перед Саркисяном (имевшим к тому времени армейский и рабочий стаж) открылась карьера комсомольского вожака. До1988 года он работал в горкоме комсомола в столице НКАО Степанакерте (заметим, на тот момент автономии в составе Азербайджанской ССР), затем в партийных структурах Нагорного Карабаха. Пиком его партийной карьеры стала должность помощника первого секретаря обкома НКАО. Но «перестройка» круто изменила карьеру комсомольского вожака и партийного активиста. Карабахский кризис круто изменил внутреннюю жизнь советских республик Армении и Азербайджана.
Вчерашние партийные начальники конвертировали пролетарский интернационализм и «дружбу народов» в этнический национализм и идеи суверенитета и независимости. На почве борьбы с союзным руководством вчерашние диссиденты-националисты объединились с «национальными» коммунистами. С 1988 года начинается вторая жизнь Сержа Азатовича Саркисяна. Он связывает свою карьеру с карабахским движением. Он борется с союзным руководством за выход Карабаха из-под власти Баку. С началом вооруженной борьбы армян НКАО с Азербайджаном он становится во главе сил самообороны Карабаха, потом переходит на должность министра обороны Армении. С 1995 года можно говорить о третьей политической жизни Саркисяна. Речь идет о политической карьере в Армении после карабахской войны. Здесь работа в силовых структурах республики (министр внутренних дел, национальной безопасности, министр обороны). В 2006 году он становится председателем совета армянской «партии власти» Республиканской партии, а после смерти тогдашнего премьер-министра Армении Андраника Маргаряна занимает пост главы правительства Армении, а на майских парламентских выборах прошлого года становится первым номером республиканцев. И, наконец, 19 февраля 2008 года Саркисян выигрывает президентские выборы (хотя сторонники Левона Тер-Петросяна, получившего второе место, результатов голосования и легитимности выборов не признают).
9 апреля начинается четвертая жизнь Сержа Саркисяна. Он становится главой Республики Армения. На церемонии присутствовал Католикос всех армян Гарегин, а после церемонии прошел военный парад. «Вступая в должность президента Республики Армения, клянусь безоговорочно выполнять требования конституции: уважать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать независимость, территориальную целостность и безопасность страны во славу Республики Армения и во имя благоденствия народа Республики Армения», — заявил в ходе церемонии новый президент. Однако праздничные церемонии — это только начало сложного процесса политического лидерства. В этой связи необходимо рассмотреть те основные проблемы, которые уже завтра предстоит решать в его четвертой политической жизни Сержу Саркисяну.
Во-первых, будущий глава государства будет вынужден обеспечить свою легитимность, которая была поставлена под вопрос значительной частью армянского общества в феврале-марте 2008 года. И дело здесь не в кознях Левона Тер-Петросяна и не в злонамеренных действиях по «расшатыванию власти» его сторонниками. Просто первый президент Армении смог объединить вокруг себя протестные настроения армянских избирателей, придать им некоторую системность, если угодно. Ранее протест в Армении был, но он был распылен, во главе протестантов не находилось авторитетных и известных за пределами республики лидеров. Теперь такой лидер есть. Сегодня он апеллирует не столько к идеологии, сколько к эмоциям и чувствам избирателей. Сторонники Тер-Петросяна не доверяют власти не столько по идейно-политическим мотивам, сколько по социально-экономическим причинам. В известном смысле, первый президент Армении делает подмену понятий. Он превращает социально-экономическое (по своей природе) недовольство в политический протест. И с этим третий по счету руководитель Армении не сможет не считаться. Он, по логике событий, будет вынужден апеллировать к оппозиции, заимствовать ее лозунги. В инаугурационной речи Саркисян четко это проговорил: «Вы могли не голосовать за меня, но я не в праве не быть вашим президентом. Даже если между нами есть стена недопонимания, призываю ее разрушить». Конечно, сказать одно, а сделать — другое. Тем паче, когда между властью и оппозицией пролегла кровь 1 марта 2008 года. Но, как говорится, иного не дано. Или диалог с оппозицией (пусть и непрямой, пусть и робкий), либо повторение противостояния на новом витке.
Во-вторых, Саркисян вступает в должность в условиях активной разморозки этнополитических конфликтов в Евразии. Армении, имеющей рядом Нагорный Карабах (как часть армянского мира), невозможно игнорировать уже не только милитаристскую риторику Баку. Именно в марте 2008 года на линии прекращения огня зафиксировано одно из самых крупных после 1994 года столкновений. Именно в марте прошло обсуждение карабахского вопроса и проблемы оккупированных территорий на 62-й Генеральной Ассамблее ООН (что привело к радикализации позиций Баку). Азербайджанское руководство заявило о неэффективности формата Минской группы ОБСЕ и возможном переносе урегулирования в стены ООН. С этим подходом категорически не согласилось руководство Армении. Именно в марте 2008 года уходящий президент Армении Роберт Кочарян заявил о возможности признания НКР (как минимум, заключения военного союза) в случае выхода Азербайджана из формата Минской группы. Все эти проблемы теперь лягут на плечи третьего президента Армении.
В-третьих, Саркисяну предстоит продолжить комплиментарную внешнюю политику Армении в условиях охлаждения отношений Москвы и Вашингтона (а Маккейна мы держим в уме). Между тем, матери-Армении будут ценны (принимая во внимание второй пункт) и Москва и Вашингтон. Солидарное голосование РФ, США и Франции по «карабахскому вопросу» в ООН выгодно Еревану (как и сотрудничество России и Запада). Разрыв же между США и НАТО с одной стороны и РФ с другой будет вынуждать Армению «определяться» более жестко. Это вряд ли будет входить в планы армянского руководства (сегодня Армения — член ОДКБ и ЕвраЗЭС, но в то же время выполняет первый цикл НАТО-вской программы IPAP). Еще раз повторим, Армении для преодоления отнюдь не блестящей изоляции нужны и стратегический партнер Россия, и позитивные отношения с Западом в целом. «Мы будем вести активную внешнеполитическую деятельность, сделаем все для достижения справедливого и мирного решения карабахской проблемы. Мы построим сильную, гордую и демократическую страну, где все будут равны перед законом», — заявил в инаугурационной речи президент Армении.
И последнее (по порядку, но не по важности). Третьему президенту Армении потребуется доказать, что он — самостоятельный политик (а не тень Кочаряна), чья зависимость от второго лидера страны будет носить морально-этический характер, но не более того. Пока же такая зависимость многим (не только оппонентам армянской власти) кажется слишком очевидной. Роберт Кочарян передавал свои полномочия преемнику в условиях ЧП и массовых волнений в Ереване. В этот период персональная роль предшественника Саркисяна была намного выше, чем сегодняшняя роль Путина в передаче рычагов власти Медведеву. И не даром после праздников 9 апреля 2008 года Саркисян провел беседу с уходящим главой государства тет-а-тет. Как долго будет Кочарян «наставлять» своего преемника (и многолетнего члена его команды, они работали вместе еще с Карабаха)? Сегодня на этот вопрос нет четкого ответа. Пока же Армения не спешит копировать «путинский прецедент». Второй президент, которого многие в республике прочили в премьеры при президенте Саркисяне, пока не занял эту должность. Серж Саркисян подписал указ о назначении председателя Центрального Банка Армении своего однофамильца Тиграна Саркисяна главой правительства. Состав нового правительства должен быть оглашен на будущей неделе. В конце марта в Армении была сформирована новая правящая коалиция. Наряду с республиканцами в нее вошли партии «Баргачач Айастан» («Процветающая Армения»), «Дашнакцутюн» и «Оринац Еркир» («Страна законности»). Последняя перечисленная партия — вчерашние оппозиционеры. Теперь между ними должен пройти процесс разделения министерских портфелей. Таким образом, формирование нового правительства станет первым серьезным тестом для Саркисяна-президента. Как он справится с ним, мы узнаем уже очень скоро.

politcom.ru