СКОЛЬКО СТОИТ СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТИК?

СКОЛЬКО СТОИТ СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТИК?

Петр ЛЮКИМСОН

Впрочем, ничего оригинального в этом деле нет. Все просто, пресно и старо как мир. Именно так действуют коррупционеры во всех странах мира вот уже три столетия.
Итак, если вы помните, в начале 2000-х заммэра Ашдода Семен Каценельсон неожиданно оставил эту свою весьма доходную должность и перешел на другую, еще более доходную. По указанию тогдашнего премьер-министра Ариэля Шарона Сеня был назначен председателем совета директоров государственной компании по проведению лотерей «Мифаль а-паис». В пользу назначения Каценельсона сыграли сразу два фактора. Во-первых, он давно уже входил в число активистов партии «Ликуд» и был хорошо знаком с Ариэлем Шароном. Во-вторых, еще лучше он был знаком с Омри Шароном, который выполнял в своей семье роль министра финансов. Уже тогда в обществе звучали призывы задуматься о том, насколько обосновано это назначение и что именно хочет получить семейство Шаронов от Сени Каценельсона взамен на назначение на один из самых высокооплачиваемых постов в государстве Израиль. Однако никаких доказательств того, что Каценельсон представляет в самой рентабельной компании страны (а именно таковой является «Мифаль а-паис») интересы семьи премьера, добыть не удалось, и постепенно эти разговоры сошли на нет.
Внезапно на прошлой неделе Омри Шарон, Семен Каценельсон и его предшественник на посту компании «Мифаль а-паис» Яаков Бардуго оказались в центре грандиозного скандала. Согласно версии сотрудников отдела по расследованию особо опасных и международных преступлений (ЯХБАЛ), все подозреваемые — звенья одной цепи, позволявшей приближенным Омри Шарона получать за счет лотерейной компании миллионы шекелей в год.
Схема, согласно подозрениям, проста. В 2004 году не без помощи Шаронов Каценельсон возводится на трон главы совета директоров «Мифаль а-паис». Вскоре после этого лотерейная компания объявляет конкурс среди желающих распространять лотерейные билеты в различных регионах страны. То есть среди тех, кто готов создать компании по установке достаточного количества киосков, тем или иным образом найти работников этих киосков и т.д. Понятно, что заработок компаний, получивших подобный подряд, составляет миллионы шекелей в год. Сразу после публикации условий конкурса Омри Шарон, якобы, и назвал высокопоставленным работниками «Мифаль а-паис» имена тех своих друзей, которые должны вытащить «счастливый билет» победителей этого конкурса, а уж те щедро отблагодарят за помощь. Вслед за Омри и, разумеется, с его ведома в переговоры с этими самыми «высокопоставленными работниками» вступают уже упоминавшиеся Яаков Бардуго и еще один уважаемый человек — Гамлиэль Хасин.
В силу, как вы догадываетесь, совершенно случайного стечения обстоятельств конкурс выигрывают именно те люди, которых перечислил Омри Шарон в разговоре с друзьями из «Мифаль ха-Пайс»: Рафаэль Даян, Хаим Голан и Алон Эльрои. При этом Бардуго создает некую консалтинговую компанию, во главе которой оказывается 29-летняя Хен Орен. Трудно сказать, как именно она консультировала победителей конкурса «Мифаль а-паис», так как никакого специального образования Хен Орен не имеет. Зато она, во-первых, ослепительно красивая женщина (крашеная блондинка, разумеется), а во-вторых, — секретарша Гамлиэля Хасина. Согласно версии следователей, Хен Орен с самого начала знала, что ей предстоит стать зиц-председательницей — фиктивной главой фиктивной компании, вся задача которой сводится к тому чтобы распространители лотерейных билетов регулярно переводили ей деньги под видом платы за некие непонятные услуги, а затем эти деньги обналичивались и «честно делились» между компаньонами.
Так и вышло, что на прошлой неделе Омри Шарону пришлось поехать из тюрьмы на дачу. В смысле — на дачу показаний. Хасин, Хен, Голан, Даян и Эльрои были арестованы.
Так начала раскручиваться спираль дела, конца которому пока не видно. На допросе владельцы компаний по распространению лотерейных билетов Хаим Голан, Рафаэль Даян и Алон Эльрои настаивали на том, что просто честно оплачивали Якову Бардуго его полезные советы в области организации бизнеса. В конце концов, кто как не бывший председатель совета директоров «Мифаль а-паис» знает, как следует вести дела?!
Но вот Хен Орен, поначалу также категорически отрицавшая все подозрения в своей адрес, не выдержала и, разрыдавшись, призналась следователям, что действительно возглавляла фиктивную компанию, призванную передавать взятки от распространителей лотерейных билетов определенной группе лиц. Мало того, Хен Орен, по ее словам, подвергалась сексуальным домогательствам со стороны Яакова Бардуго, что в итоге привело к серьезному конфликту между ними.
В результате Голан, Даян и Эльрои были отпущены на свободу под залог, а арест Хен Орен по решению судьи Аарона Гольдиса был продлен еще на четыре дня из-за наличия веских улик, подтверждающих подозрения по ее адресу. Арест Гамлиэля Хасина по той же причине был продлен еще на семь дней.
Личность и судьба 37-летнего Хасина настолько примечательны, что заслуживают отдельного рассказа. Официально Гамлиэль Хасин, по кличке Гума, числится… простым рабочим Ашдодского порта, а заработок простого рабочего Ашдодского порта, как известно, зачастую выше заработка гендиректоров иных компаний. Но даже с учетом этого факта трудно понять, откуда у Гумы роскошный «ягуар» и как ему удается вести тот образ жизни, который наши газетчики по непонятным причинам ставят в укор Биньямину Нетаниягу, несомненному специалисту в области бизнес-консалтинга. В течение многих лет Гума был одним из видных активистов «Ликуда» и мобилизатором голосов внутри самой партии. Именно в этом качестве он стал близким другом и деловым партнером семейства Шарон и его окружения, а затем начал откровенно делать деньги на своих политических связях. Лучшую кандидатуру в качестве посредника в столь щекотливом деле найти действительно было трудно.
Что касается остальных фигурантов этого дела, то в минувший вторник полиция в течение десяти часов допрашивала Яакова Бардуго. И тот в течение десяти же часов настаивал, что получал деньги исключительно в качестве консультанта, ни от кого никаких взяток никогда в жизни не брал и никому никогда не давал. И, само собой, никого никогда сексуально не домогался. Столь похвальная стойкость господина Бардуго вызвала уважение даже у видавших виды следователей. Однако впереди у них немало работы: предстоит допросить ряд высокопоставленных работников компании «Мифаль а-Паис», в том числе и Сеню Каценельсона, роль которого в этом деле пока не ясна. Но в любом случае версия полиции остается не более чем версией, а насколько она справедлива или ошибочна, будет решать суд. Если, конечно, ЯХБАЛ удастся довести данное дело до суда...
Любопытно, что большинство израильских СМИ всячески пытаются связать этот коррупционный скандал с партией «Ликуд», напоминая, что в 2004 году, когда непосредственно раскручивалась эта афера, все его фигуранты были видными деятелями этой партии. Что ж, это, безусловно, правда. Как правда и то, что свое нынешнее наказание Омри Шарон отбывает за финансовые махинации, совершенные им во время праймериз именно в партии «Ликуд».
Однако не следует забывать, что именно Омри и его ближайшее окружение стали в 2006 году главными инициаторами скандального ухода премьер-министра Ариэля Шарона из этой партии и создания партии «Кадима». И, напомним, именно Омри Шарон лично составлял список 50 кандидатов в депутаты от этой партии и именно он определял, под каким номером каждый из них будет числиться в этом списке.
Таким образом, правильнее и честнее говорить, что этот скандал имеет самое непосредственное отношение к партии «Кадима». Он вплетается в череду других, не менее характерных для этой партии дел Эхуда Ольмерта, Авраама Гиршзона, Цахи Анегби, Яакова Эдри, Эли Афлало, Рухамы Авраам и т.д. Сами лидеры партии власти, напомню, объединялись отнюдь не на основе общей идеологии, а исключительно на базе собственной уверенности в том, что они рождены для того чтобы находиться у власти. Не забывая при этом о себе, любимом, а также о своих родных и близких.
Так что будем откровенны: ничего особенного в скандале вокруг «Мифаль а-паиса» нет. Обычная, обыденная для современного Израиля история. И, может быть, в этой обыденности и заключается самое страшное...

«Новости недели»