ЦИРКОВОЕ ШОУ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ

ЦИРКОВОЕ ШОУ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ

Сергей БАРАНОВСКИЙ

В Казахстан приехала китайская акробатическая труппа из провинции Чжецзян. Выступают 27 артистов — все они спортсмены-акробаты, завоевавшие призы и награды не только в Китае, но и за его пределами. У них есть уникальный номер, который никто больше не может повторить, — это жонглирование зонтиками. Искусство этого номера оттачивалось тысячелетиями, а его секрет передавался строго в акробатических династиях.
— В 320 километрах к югу от Пекина по дороге на Шанхай, окружённый хлопковыми полями, расположен неприметный с виду, но известный во всём мире крохотный городок Учау. Две накрест пересеченные безликие центральные улицы, невзрачные скучные грязные дома. В городке ничего примечательного, но на его окраине крепостные стены, длиной, высотой и толщиной не уступающие стенам какого-нибудь замка, за которыми скрывается не дворец китайского мандарина, а уникальный цирковой комплекс под открытым небом, — так рассказывает о своем цирке мой собеседник, актер китайского цирка Лю Байши, владеющий русским языком.
Все мы хоть раз бывали в цирке. А тут взгляд жителей города стал замечать броские красочные вывески с надписью «Китайский цирк». Что же это за цирк, в чем его своеобразие? Само слово «цирк» произошло от латинского слова «круг», поскольку рабочей частью цирка является круглая арена — манеж. Цирк может размещаться в шатре, в здании, но везде есть арена. Искусство цирка уходит своими корнями в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали еще в Древнем Египте, Риме и, безусловно, в Китае.
Зонтиками жонглируют только мужчины китайского цирка, а женщины удивляют своим умением удерживать одновременно на каждой руке и ноге пирамиду из пяти хрустальных чашек.
— Жонглирование зонтиками основано на магическом умении держать баланс, и оно составляет законченное мастерство, некогда бывшее причудой древних правителей Китая, — говорит Лю Байши.
В старину китайский цирк был сплошной тайной: за раскрытие, например, секрета гибкости женщины-змеи полагалась смертная казнь. Невероятными и сказочно фантастическими нам кажутся 14-летние хрупкие девочки, которые изгибают свое тело подобно ползущим лианам, которые в один миг могут свернуть из своих рук и ног единый узел. Затаив дыхание, зрители смотрят на то, как девочки удерживают ногами пирамиду из хрустальных бокалов.
В программе всего 10 номеров, но все они необычайны и незабываемы. Китайская легенда гласит, что только любовь дарит человеку свободу от сил земного притяжения. Поэтому загадочным и медитативным выглядит номер «Летающий шелк», исполняемый молодой акробатической парой, буквально парящей в воздухе.
Традиции китайского цирка запрещают использовать в аттракционах животных. Только лошадь, совершая круги по арене, помогает проявить мастерство наезднику. Сила духа человека, ловкость, точный расчёт и бесстрашие — на этом держится китайский цирк.
— Не все номера мы смогли воспроизвести на неродной арене, — говорит Лю Байши. — Например, у нас еще выступают «самоистязатели» — группа из пяти человек, они же — музыканты, сменяющие друг друга на время выступления своих компаньонов. Один из них лезвием острейшего меча шинкует на своей оголенной груди зеленые листья салата. И ни одной царапины на коже! Другой проглатывает металлический шарик величиной с куриное яйцо и через пару минут усилием воли изрыгает его на землю. Далее металлический шарик сменяют два прямых стальных меча метровой длины, одним движением по рукоять уходящих в глотку выступающего. За проглоченными мечами приходит очередь номеру с трехметровым металлическим прутом толщиной в сантиметр. Этим орудием партнер в три петли обвивает шею своей жертвы. Лицо «удавленного» сначала краснеет, потом синеет. Кажется, так долго даже с веревкой на шее не живут. И лишь через пять минут ходячий «труп» без посторонней помощи начинает медленно разгибать руками петли удавки — виток за витком. И нет в этих трюках ни малейшего обмана, все происходит на ваших глазах!
Но и без «самоистязателей» здесь предостаточно невероятных трюков. Например, лестница из остро отточенных мечей. Парень лет двадцати, шагая голыми ступнями по лезвиям, быстро возносится на приличную высоту. На самом верху торчит копьё, укрепленное вертикально. Раздетый по пояс, он животом ложится на острие копья, опускает руки и повисает, распростертый, над головами зрителей. Страховка отсутствует — это не для китайского цирка, здесь все номера натуральны.
Затем арену занимает пожиратель огня. Проглотив с десяток метров мелко нарезанной бумажной ленты, он запивает ее стаканом горящей синим пламенем крепкой рисовой водки. При этом из ушей, как из заводских труб, валит густой белый дым — это ли не фокус!?
Разговор с Лю Байши оказался очень познавательным. Пятилетних детей по всем городам и селениям китайских провинций тщательно отбирают тренеры. Самые лучшие покидают семьи и учатся в специальных школах-интернатах при цирках. Все 30 китайских провинций имеют свои государственные цирки, каждый из которых содержит свой интернат. Здесь дети с утра до вечера осваивают азы акробатики, постигают искусство ушу и кунг-фу. И только в 11 лет они выбирают для себя цирковую специализацию на арене.
В 12 лет это зрелые артисты. У них нет званий: народный или заслуженный артист Китая. Высшая награда для них — приз зрительских симпатий. «Артист цирка» — этим все сказано. В Китае это очень уважаемая профессия. Престиж и хорошая зарплата. К примеру, 15-летние мальчики зарабатывают самое меньшее по 300 долларов США за одну программу. А в Китае на 1 доллар можно купить несколько килограммов мяса и фруктов.
Сегодня весь мир удивляется китайскому феномену. Предрекают, что будущее планеты в руках этой нации. Что в первую очередь отличает этот народ? Китайцы — великие трудяги. У молодых людей поразительное отношение к старшим — благоговение перед стариками. По-прежнему велико влияние партии и религии. На улицах не увидишь пьяного или попрошайку. В стране царит настоящий культ детей. Несмотря на все еще существующее правило «Один ребенок — или партбилет на стол!», в государстве привито очень бережное отношение к семье. Малыш одет как кукла, никто никогда не одернет, не выскажет замечание в адрес играющего или шумящего ребенка, будь это в ресторане или на улице.
У артистов китайского цирка нет права на ошибку. Китайский цирк не признает страховку. Мастерство оттачивается до автоматизма, номер шлифуется до совершенства, падение практически исключено. Это люди необыкновенной физической закалки. К тому же надо учесть и силу народной медицины Китая, глубокие знания врачевателей, мудрость, которую через века китайцы бережно передают от поколения к поколению. Это поистине великая нация, имеющая лучший акробатический цирк мира. Китайский цирк демонстрирует необыкновенные возможности человеческого тела.
Китайцы не признают дрессировки животных и не любят в цирке клоунаду. В Китае веками сформировано трепетное и почтительное отношение к цирковому виду искусства. Для этой нации цирк — воплощение высочайшей культуры владения телом, торжество филигранной техники, победа мастерства. Быть артистом цирка — это удел лучших и сильнейших представителей многочисленной нации. В цирк выбирают самых талантливых, выносливых, целеустремленных, трудолюбивых. И результат такого подхода по достоинству оценил весь мир — китайскому цирку рукоплещут Америка, Европа и Азия.

Казахстан, Тараз