ПИРРОВА ПОБЕДА В ООН

ПИРРОВА ПОБЕДА В ООН

Рамис ЮНУСОВ

Принятие на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана» по мнению многих аналитиков должно существенным образом сказаться на нынешнем формате переговоров между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. Текст документа был принят в форме, представленной Азербайджаном, без внесения каких-либо корректив. Об этом сообщил пресс-секретарь МИД Хазар Ибрагим.
В принятой резолюции говорится: «Генеральная Ассамблея ООН уважает суверенитет Азербайджана и признает его территориальную целостность в рамках границ, признанных международными законами;
Генассамблея требует, чтобы вооруженные подразделения Армении, находящиеся на оккупированных территориях, немедленно, полностью и безоговорочно были выведены отсюда; Генассамблея признает право жителей, изгнанных со своих земель в ходе конфликта, на возвращение и получение компенсации;
Генассамблея поддерживает обеспечение безопасности и создание условий для самоуправления армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха в составе Азербайджана; Генассамблея приветствует деятельность Минской группы ОБСЕ в рамках норм международного права и желает им активизировать усилия для достижения мира;
Генассамблея просит генерального секретаря ООН подготовить в ходе 63-й сессии отчет о выполнении принятой на 62-й сессии резолюции «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана».
Поддержали документ 39 стран, в то же время довольно интересным было то, что страны, проголосовавшие против резолюции, возглавляют государства — сопредседатели Минской группы ОБСЕ — США, Россия и Франция. К ним присоединились Армения, Индия, Ангола и Вануату.
Безусловно с правовой точки зрения, вынесение на голосование в Генассамблее ООН резолюции «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана» является значимым событием для Азербайджана. Генассамблея ООН еще раз поддержала территориальную целостность Азербайджана, подтвердила факт оккупации азербайджанских земель и потребовала немедленного вывода Вооруженных сил Армении с азербайджанских территорий. Эта резолюция имеет большое политическое и правовое значение. В документе отмечается, что решение принято на основе прежних резолюций Совета Безопасности ООН и других международных организаций, и особо отмечается, что территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена в соответствии с принципами и нормами международного права. В тоже время очень важным является прояснение странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ своих позиций. Они должны внести ясность в следующий вопрос: почему главы этих стран периодически заявляют, что поддерживают территориальную целостность Азербайджана, однако, когда поднимается такой вопрос, представители этих государств в ООН демонстрируют иную позицию?
А что же Армения и почему в этом вопросе она осталась в одном ряду с Анголой и Вануату. У США, России и Франции должны быть определенные основания. Наряду с этим много вопросов вызывает их позиция по данной резолюции. Их шаг вынуждает Азербайджан задуматься: действительно ли представители этих стран работали или смогут работать в целях справедливого урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
В свою очередь многие аналитики в обеих странах также отмечают, что в ходе принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции по ситуации на оккупированных территориях Азербайджана самым неожиданным моментом, несомненно, было выступление против документа стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ: США, России и Франции. В реальности этот документ разрушает иллюзии вокруг ситуации с урегулированием нагорно-карабахского конфликта и проясняет вопрос. Речь идет о том, что сопредседатели МГ проголосовали против резолюции, признающей территориальную целостность Азербайджана и предусматривающей урегулирование конфликта на основе этого принципа. Голосование США, Россией и Францией «против» резолюции вызывает закономерный вопрос: если сопредседатели Минской группы ОБСЕ проголосовали против резолюции, признающей территориальную целостность Азербайджана, в какой степени эта структура может быть объективной в вопросе урегулирования конфликта? По их мнению, еще одним интересным моментом в ходе голосования было то, что сопредседатели не ограничились голосованием, они еще и проводили активную деятельность против принятия этого документа. Эта ситуация приводит к двум важным выводам: страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ являются не беспристрастными посредниками в урегулировании конфликта, а СТОРОНОЙ. Их позиции совпадают не с позицией Азербайджана, чьи права были нарушены в ходе конфликта, а с позицией Армении.
Было бы излишне говорить о снижении доверия к деятельности Минской группы ОБСЕ со стороны азербайджанской общественности. И без того к Минской группе, не добившейся никаких результатов в урегулировании конфликта на протяжении многих лет, в обществе существует неоднозначное отношение. Однако страны-сопредседатели, проголосовав против резолюции, не учли одного фактора — занятая ими позиция в Генеральной Ассамблее ООН усложнила положение не Азербайджана, а Минской группы ОБСЕ. Безусловно, одним из решающих моментов в процессе урегулирования конфликта, независимо от результата, станет подготовка обоих обществ к компромиссам. Сопредседатели неоднократно заявляли об этом, подчеркивая необходимость подготовки общественности Азербайджана и Армении. В нынешней ситуации занятая сопредседателями позиция ограничивает возможности Азербайджана к компромиссам и сводит к нулю шансы на то, что общество примет эти компромиссы. Логика проста — если посредники не признают территориальной целостности Азербайджана, избегают решения конфликта на основе этого принципа, то общество, воспринимая любые предложения со стороны стран-сопредседателей, как отвечающие интересам Армении, отвергают эти предложения. Таким образом, занятая сопредседателями в Генеральной Ассамблее ООН позиция на деле поставила под удар доверие к ним в обществах конфликтующих стран.
Может ли отказаться Азербайджан от посреднической миссии Минской группы ОБСЕ? После принятой в ООН резолюции развитие событий в этом направлении не видится реальным. Хотя бы потому, что в той же резолюции поддержана деятельность Минской группы ОБСЕ. И в заявлении заместителя министра иностранных дел Араза Азимова говорится о том, что Азербайджан заинтересован в продолжении переговоров при посреднической деятельности Минской группы ОБСЕ.
Между тем, принятие 14 марта 62-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН резолюции «О положении на оккупированных территориях Азербайджана», подтвердив, с одной стороны, поддержку самой высшей международной инстанцией ООН территориальной целостности Азербайджана, вместе с тем, выявила отнюдь не радужную ситуацию для Баку на переговорах по карабахскому урегулированию в рамках Минского процесса. По мнению многих в Азербайджане, при относительном количественном перевесе сторонников Азербайджана против Баку выступили главные фигуранты переговорного процесса — все три сопредседателя Минской группы ОБСЕ. В заявлении сопредседателей говорится о том, что документ, представленный Азербайджаном, не был «сбалансированным».
Можно предположить, что в настоящее время сопредседателями обсуждается вопрос об освобождении 5 районов вокруг Нагорного Карабаха. Освобождение Кяльбаджара увязывается с подписанием соглашения о промежуточном статусе Нагорного Карабаха. А вопрос о Лачине и Лачинском коридоре, судя по всему, отодвигается на будущее и увязывается с вопросом об окончательном статусе Нагорного Карабаха. Камнем преткновения на переговорах остается вопрос о выработке статуса Карабаха. Рассматривается вариант проведения референдума. Азербайджан в принципе соглашается с этим. Однако из источников в правительстве Азербайджана стало известно, что голосование может быть проведено только после возвращения в регион бывших жителей Нагорного Карабаха азербайджанской национальности и правом голосования должны обладать потомки изгнанного населения.
По примеру плебисцита на Кипре, мнения армянской и азербайджанской общин должны учитываться отдельно. Если они совпадут, то вопрос будет внесен на общенациональный референдум в Азербайджане. Если позиции не совпадут, то через некоторое время может быть проведен повторный референдум. Армянская же сторона настаивает на проведении референдума в Нагорном Карабахе и принятии решения простым большинством голосов. «С учетом взаимоисключающих позиций, сопредседатели предлагают концепцию промежуточного статуса Нагорного Карабаха. Она позволяет Карабаху самостоятельно решать вопросы политической, экономической жизнедеятельности и вопросы безопасности, избрания лиц для управления Нагорного Карабаха, предоставления региону статуса наблюдателя в ОБСЕ, получать помощь от иностранных государств и международных организаций, привлекать инвестиции, обладать правом доступа на международные рынки. Сопредседатели полагают, что промежуточный статус способствовал бы возвращению беженцев и укреплению мер доверия, формированию обстановки для проведения референдума. Однако очевидно, что временный статус закрепляет существующие реалии и предопределяет конечный статус».
Таким образом, принятие резолюции Генассамблеей ООН может оказаться пирровой победой азербайджанской дипломатии. Из опыта решения подобных конфликтов за последние десятилетия можно сделать вывод, что спасение утопающих, дело рук самих утопающих и в вопросах территориальной целостности на поддержку одних только сильных мира сего уповать не приходится.