ВЫ ЗАЛОЖНИК. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?

ВЫ ЗАЛОЖНИК. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?

Алексей МАЗУРОВ
Моего знакомого зовут Алексей Витальевич Мазуров. Он работает пресс-cекретарём в мэрии города Апатиты Мурманской области и по долгу службы чуть ли не ежедневно печатается в местных газетах. Недавно в городской газете он опубликовал статью «Памятка для заложника», которая мне показалась очень актуальной для нашей израильской реальности. Если у нас давно не было событий, похожих на российские «Норд-ост» и «Беслан», то это не означает, что их не будет никогда.
Поэтому я с разрешения автора хочу предложить его статью для публикации в американской газете. Одновременно хочу сказать, что в статье есть ответы не на все вопросы. Во-первых, то, что вы сейчас прочтёте, следует рассматривать, лишь как один из вариантов. А во-вторых, что делать, если Вы оказались заложником в автобусе? А если в самолёте? Думаю, что в спецслужбах любого государства на этот счёт есть вполне конкретные соображения. Давайте попросим их высказаться.
Тимур БОЯРСКИЙ.

ПАМЯТКА ДЛЯ ЗАЛОЖНИКА.

В последнее время захват заложников стал, можно сказать, приметой времени. Независимо от того, в каком именно городе ты живёшь — в очень большом или в очень маленьком — размер этой опасности одинаково велик.
Российские спецслужбы разработали ряд рекомендаций на этот случай, и даже издано несколько брошюр, где они изложены. Но что там изложено?
Не вести себя вызывающе, молча переносить все лишения, оскорбления и унижения, стараться не смотреть в глаза преступникам, безоговорочно выполнять их требования (как я понимаю, это означает, что надо помогать связывать других заложников, участвовать в минировании здании, терпеть побои и издевательства над собой и своими близкими и т.д.). Одним словом ничем не провоцировать преступников, и вести себя, как стадо баранов, которых везут на мясокомбинат, а за это время спецслужбы подготовят операцию и вас освободят. Лично меня такой сценарий не удовлетворяет.
На мой взгляд, в этот опасный для нашей жизни момент требуется совсем другое, тем более, что мы уже примерно представляем себе по «Норд-осту» и Беслану, как планируют и как осуществляют российские спецслужбы свои операции по освобождению заложников. ( К этому я бы ещё добавил операцию по освобождению заложников в самолёте, который захватила музыкальная семья Овечкиных. Самолёт посадили на аэродроме в Выборге, и спецназ при освобождении заложников перестрелял почти половину из них. Т.Б.). Если применят спецсредства, и при этом Вы не погибнете, то ни один врач не будет знать, как Вас лечить.
Итак, произошёл захват заложников в театре, в кинотеатре, в ресторане или где-то ещё. Как правило, террористов 20—25 человек, вооружены они по-походному, то есть, количество боеприпасов у них не может быть слишком большим. Захватив в заложники 500, а может быть 800 человек, они стремятся загнать их в замкнутое помещение и с помощью самых трусливых связать самых непокорных. При любом развитии событий сами они мечтают остаться в живых, иначе, зачем они надевают устрашающие маски и стремятся, чтобы их не узнали. При неблагоприятном для бандитов развитии событий, они перестреляют большинство заложников, и под прикрытием двух десятков оставшихся в живых будут стараться уйти от возмездия. Зная эту примерную схему, можно предложить альтернативную модель повеления для заложника.
Твёрдо скажите себе, что Ваша жизнь уже кончилась, и спасти Вас может только Ваше личное мужество, Ваша личная находчивость и такие же качества окружающих Вас людей. Если Вас загоняют в помещение, кричите из всех сил, что там газы, что вас всех хотят отравить, создавайте свалку и панику. Бегущая толпа может смять даже вооружённых людей. Если кого-то из них удалось сбить с ног, добивайте его, чтоб не встал. В суматохе кидайтесь (лучше вдвоём) на вооружённого бандита, хватайтесь за рожок автомата, и выкручивайте его. Ни в коем случае не хватайтесь за ствол, потому что затвор автомата при стрельбе оторвёт Вам пальцы. Если Вам удастся отобрать автомат, падайте на спину, передёргивайте затвор, установите его на одиночную стрельбу и открывайте прицельный огонь. Возможно, что через секунду Вас застрелят, но Вы успеете забрать с собой хотя бы одного бандита.
Если начал заваруху кто-либо другой, не оставайтесь в стороне, бросайтесь на ближайшего бандита, валите его с ног, откручивайте ему голову, ломайте шею, кусайте его, выбивайте ему зубы и глаза, даже если всего-навсего удастся разбить ему нос, уже хорошо, на некоторое время он будет выведен из строя. Главное, путайте бандитам карты, сбивайте их с толку, заставляйте их нервничать и выходить из себя.
Если не чувствуете себя в силах драться, кашляйте, сгибайтесь пополам,
хватайтесь за сердце, симулируйте, истерику, эпилепсию, падайте ему под ноги, а когда он упадёт, старайтесь завладеть его оружием.
Не подчиняйтесь бандитам ни прямо, ни косвенно, или подчиняйтесь только на секунду, чтобы сделать обманное движение, забудьте на время, что вы деликатный и вежливый человек, кройте их матом, и бейте, не заботясь о пределах самообороны.
Нужно помнить, что каждый выведенный из игры бандит – это ослабление банды, каждая нерасчётливая автоматная очередь – спасённые жизни. Идеальный вариант будет тогда, когда заложники поубивают всех террористов и положат их возле стенки в одну шеренгу, а главаря свяжут и передадут спецслужбам, уже готового для разговора со следователем. В нашем городе живут смелые и самоотверженные люди, результаты последних выборов это лишний раз подтвердили, поэтому в экстремальной обстановке, я уверен, они будут действовать адекватно, и не станут покорно дожидаться, пока их перестреляют или взорвут.
Думаю, что и спецслужбы учтут такую точку зрения при разработке своих новых рекомендаций.
Не нужно думать, что если мы живём на крайнем севере, то самой природой защищены от такого стихийного бедствия, как терроризм. Не так давно по данным спецслужб в соседней Карелии был предотвращён крупный теракт. От связанных с терактами несчастий нас не спасут губернаторы, назначаемые в Москве. Спасти нас могут только наша собственная смелость, организованность, сообразительность, которая обостряется в минуту опасности, и физические возможности, которые тоже в минуту опасности по необъяснимым причинам удесятеряются.
Хочу высказать предположение, что, получив хотя бы однажды отпор подобным образом, будущие террористы начнут нас уважать и бояться.
Россия во все времена отличалась тем, что была способна на всенародный отпор в критической обстановке.