ВРЕМЯ ДЛЯ НОВОЙ СТРАТЕГИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

ВРЕМЯ ДЛЯ НОВОЙ СТРАТЕГИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

Николас ГВОЗДЕВ

Избрание Дмитрия Медведева, отобранного Владимиром Путиным в качестве своего преемника, на пост президента России предоставляет благоприятную возможность для осуществления давно необходимого пересмотра стратегии Америки в отношении России.
Необходимо четко понимать, что большое число россиян поддерживают то направление, в котором Путин ведет страну; недовольство народа такими явлениями, как коррупция, не перерастает в желание разрушить созданную им систему. Несмотря на чрезмерный контроль Кремля над избирательным процессом, ничто не позволяет говорить о том, что результаты прошедших в воскресенье выборов лишают легитимности ту поддержку, которую народ демонстрирует деятельности Путина во главе России.
Вместе с тем, Россия действительно — пусть и не в полной мере — оправилась после финансового краха 1990-х годов. В 2007 году рост экономики составил более 8 процентов, валовый внутренний продукт страны, составлявший в 1999 году менее 200 миллиардов долларов США, сейчас достигает 1,3 триллиона долларов. Этому в определенной степени способствовали высокие цены на энергоресурсы, однако сейчас доля нефти и газа в ВВП страны составляет всего около 20 процентов. Все это означает, что у Соединенных Штатов, которые сами в последние годы столкнулись с уменьшением своего глобального экономического влияния, теперь нет эффективных рычагов для того, чтобы заставить Россию считаться с их политическими интересами, что было наглядно заметно в последнее время в ходе крупных разногласий по поводу будущего статуса Косово. В то же самое время вновь обретшая уверенность Россия более не стремится присоединиться к евро-атлантическому сообществу любой ценой и поэтому более не стремится подстраивать под это свои внешнеполитические приоритеты.
Политика в отношении России должна быть основана на реалистичных ожиданиях и не должна заключаться в составлении длинного списка различных приоритетных целей, предпочтений и пожеланий. Если Вашингтон по-прежнему считает, что показателем хороших взаимоотношений между Соединенными Штатами и Россией является согласие России угождать каждому интересу США, то на эффективную дипломатию можно не рассчитывать.
Однако для ухудшения взаимоотношений между Москвой и Вашингтоном нет оснований. Медведев сам сказал: «Соединенные Штаты и Россия должны сотрудничать. Это необходимо».
А в прошлом месяце первый заместитель пресс-секретаря президента России Дмитрий Песков сказал во время визита в Вашингтон, что Россия «не может себе позволить вступать в какую-либо конфронтацию» с Западом, если она надеется продолжать уделять особое внимание и силы внутренним вопросам. Однако со стороны Америки потребуется большая гибкость в принятии во внимание интересов и опасений России.
Все это может представлять собой определенную трудность для внешнеполитического истеблишмента США, все еще цепляющегося за надежду на то, что возрождение России является временным и что в не столь отдаленном будущем Россия снова окажется не в состоянии бросать вызов превосходству США и будет вынуждена соглашаться на взаимоотношения на американских условиях.
Часто цитируемое высказывание сенатора Джона Маккейна, сказавшего, что «если бы нефть стоила 10 долларов за баррель, то г-н Путин не представлял бы никакой угрозы», не является надежной основой для эффективного ведения политики в условиях, когда нефть стоит в десять раз дороже.
Данный подход так же не принимает во внимание тот факт, что Соединенные Штаты демонстрируют четкие признаки «усталости от исполнения обязанностей супердержавы», которая влияет на их способность распространять свою власть и влияние во всем мире по самым разным вопросам. Соединенным Штатам становится труднее действовать — например, сдерживать Иран и оказывать на него давление — без помощи России или в условиях противодействия с ее стороны.
В связи с этим Вашингтону придется подвергнуть свою политику серьезному анализу с точки зрения затрат и результатов.
Мы можем продолжить, например, содействовать продвижению НАТО на восток или можем сконцентрироваться на улучшении отношений с Москвой, но мы не можем делать и то, и другое одновременно. Необходимо сделать выбор.
У Соединенных Штатов есть два варианта. Они могут отказаться от возможности получения помощи России в достижении ключевых внешнеполитических целей, чтобы сохранить полную свободу действий в отношениях с Москвой. Или же они могут определить свои приоритеты и обсудить с Россией возможные взаимные уступки. Однако этот выбор нельзя откладывать бесконечно.
The International Herald Tribune
Перевод Inosmi

Автор — редактор журнала The National Interest. Данное эссе является адаптированным вариантом доклада Института Катона (Cato Institute) «Расставание с иллюзиями»