АМЕРИКАНСКИЙ ЭКСПЕРТ О СОБЫТИЯХ В КОСОВО

АМЕРИКАНСКИЙ ЭКСПЕРТ О СОБЫТИЯХ В КОСОВО

В связи с событиями в Косове «Голос Америки» взял интервью у Мартина Cлетзингера — ведущего специалиста по Восточной Европе научного центра имени Вудро Вильсона в Вашингтоне.
— Не окажется ли Совет Безопасности ООН сейчас, после происшедшего в Косове, в глупом положении, если ему надо будет голосовать, например, по независимости
Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья?
— Ситуация будет прямо противоположная нынешней. Соединенные Штаты, Британия и их союзники ведут себя заносчиво и совершенно необоснованно, на мой взгляд, утверждают, что случай Косова уникален. Конечно, каждый случай в каком-то смысле уникальный, но в понятиях политико-правовых Косово очень похоже на названные вами регионы, и если Запад в Совбезе ООН попытается затормозить их независимость, то еще больше осложнит этим свои отношения с Россией. Поэтому я надеюсь, что до этого просто не дойдет.

— Не кажется ли вам, что косовары и албанцы в Албании могут официально заявить себя как один народ и поставить вопрос о слиянии своих государств?
— Это уже происходит — и давно. Еще лет 30 назад, когда я только поступил на госслужбу, представители албанской общины США показывали мне карты Иллирии, которая вбирала в себя Албанию, Косово, половину Македонии и большую часть территории Черногории. Стремление албанцев к единству вполне естественно, как естественно оно и в случае сербов и хорватов, но с последними мы почему-то решили поступить иначе, разбросав их по разным республикам.
Поэтому Америке не стоит потворствовать тем, кто вынашивает идею Великой Албании, полагая, что ее появление раз и навсегда стабилизирует Балканы. В этом не больше политического или нравственного резона, чем было в плане Великой Сербии, может быть, с тем лишь негативным нюансом, что создание Великой Албании повлечет за собой крушение уже существующих суверенных государств.
Так что, это дело давнее, как бы Запад ни силился представить независимость Косова как следствие специфической политики режима Милошевича, дескать, лишившей Сербию морального права на Косово. Если великоалбанский проект раскрутится, карта Европы будет перекроена, и мы точно потеряем Македонию. Как минимум. Хорошо еще, если перекройка будет проходить под эгидой Евросоюза, а если нет? Представляете себе кровавые последствия?!
Запад хочет верить, что суверенитет Косова — это черта, которую нельзя перешагнуть: как идея раздела края была в свое время неприемлемой, так теперь, на словах, неприемлемо растворение Косова в Албании. А если косовары и албанцы решат, что это должно произойти? Хватит ли у Запада решимости, идейной и военно-политической, противостоять им? Независимость Косова — это только первый шаг. Наивно думать, будто она решает все проблемы.

Беседовал Евгений АРОНОВ, voanews.com