СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И ВЫСОЦКИЙ

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И ВЫСОЦКИЙ

Рамис ЮНУСОВ

Исполнилось 70 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Эту дату отмечали на всем постсоветском пространстве. Отмечали пышно и даже помпезно. Было сказано много слов, спето много песен, пролито много слез. Мне не довелось лично быть знакомым с этим великим Поэтом 20 века. К сожалению я попал только на его похороны летом 1980 года в олимпийской Москве, когда сотни тысяч людей под молчаливое сопровождение огромного количества милиции несли несколько километров гроб с телом Поэта от Театра на Таганке до Ваганьковского кладбища. Меня все эти дни не покидает странное ощущение: быть может, оно и лучше, что Поэты уходят так, на пике своей славы, на пике народной любви, загадочно, опережая время, одержав победу над обыденностью, над толпой, которая умеет ценить Поэтов только после их смерти.
Именно сейчас, в минуту рассуждений о том, что могло бы стать с Высоцким, доживи он до своего 70-летия, начинаешь верить в мудрость Всевышнего, в справедливость всего, что происходит по воле Его. Ибо действительно страшно становится от мысли о том, во что бы могла превратиться жизнь тех, кого толпа сейчас цитирует, кого она выбирает в герои своего времени.
Да, давайте все вместе представим, какова была бы судьба Владимира Высоцкого, встреть он свои семь десятков прожитых лет в здравии. Начнем с того, что особо-то в нынешнем облике России, по сравнению с обликом Советского Союза, с его системой уравниловки и повальной лжи не изменилось. Точно так же у власти находятся гебисты, точно также нет свободы слова, точно также культивируется образ внешнего врага в лице Запада вообще и США в частности. Точно также доступ в эфир имеют те, кто угоден власти, кто восхваляет ее, играя в настоящих мужчин.
В итоге, на смену Высоцкому на центральных каналах телевидения пришли малаховы и ксении собчаки, которые являются пародией на гражданскую позицию и истинную любовь к Родине. В итоге, все также с экранов льется «музыка хорошего настроения», под которую легко живется тем, кто не хочет задумываться о сути происходящих в России событий, о том, что за свободу слова и смелость их открытого высказывания журналисты получают пулю, что власть в стране находится в руках кучки очень богатых людей, тогда как рядовые россияне по-прежнему считают копейки.
Что бы оставалось делать Владимиру Семеновичу в данных условиях? Смею предположить, что он бы протестовал, вкладывая остатки своих сил в донесение правды до простых людей, стремясь словом и музыкой противостоять всей государственной машине, что ежесекундно врет своему народу.
В таком случае, вполне возможно, что в один прекрасный день его постигла бы судьба Анны Политковской. А может, его просто отстранили от общения с народом, запретив выпуск дисков, кассет, все тех же выходов в телеэфир, оставив в распоряжении Поэта только Интернет. И бой бы продолжался. Но в 70 лет это было бы делать очень сложно. Силы уже не те, да и устать можно от постоянной борьбы за умы и сердца людей, которые поймут, которые прозреют лишь после смерти того, кто норовил их разбудить, кто говорил с их совестью, кто воздействовал на их, изуродованные постоянной борьбой за нормальную жизнь, души.
Мне кажется, что и сам Владимир Высоцкий просто не перенес бы сегодняшней российской действительности. Увы, сжигать корабли правды в море лжи в России так и не вышло из моды. Стало быть, Владимир Семенович, вполне мог счесть, что все его усилия пропали даром, что страна, за счастливое и светлое будущее которой он боролся словом Поэта, так и не вышла из тьмы собственных комплексов и проблем. Так что, может, оно и к лучшему, что он не увидел сегодняшней России, где полностью деградированы все демократические институты. Это привело к тому, что единственным аргументом в споре и способом разрешения конфликтов и кризисов стало насилие. А то, что кризисных ситуаций в путинской России будет становиться все больше, к сожалению сомневаться не приходится. Инерционные силы еще могут удержать режим в состоянии равновесия год, от силы два. Но факторов будущего распада сейчас существует так много, что прогнозировать будущий крах современной системы власти не трудно.
Верно говорят, что нет Пророка в своем отечестве. В свое время Высоцкий предрекал крах советской системы во многих своих стихах. Его слушали, но не слышали!!! А кто же сегодня разбудит дремлющую Россию? Я уверен: заряд, получаемый нами от песен Высоцкого, не является узкоспециальным раздражителем. Безусловно, мы обретаем дополнительную энергию для свершений в своей области. Но стоит вслушаться глубже — и начинаешь понимать, что за нарочитой подчас простотой изложения скрыты ценности, находящиеся в абсолютно другом измерении. Нас начинает уводить в глубины тех общечеловеческих чувств и ценностей, которые живут в нас и вокруг нас независимо от нашей воли и на которых, наверное, держится мироздание. Большинство не чувствует наличия этих неуловимых факторов, другие, почувствовав что-то необычное, стараются оградить себя от излишних волнений. Кто-то, согласившись пожертвовать покоем и уютом, делает первые шаги по нелегкому пути, но, столкнувшись с непредвиденными трудностями, сходит с него. Только совсем немногие безоглядно идут вперед, подчиняясь неумирающему инстинкту борьбы за торжество справедливости. Но лишь на долю единиц выпадает счастливый удел — сознательно пройти по дороге нелегких испытаний, четко представляя глобальность цели и свои возможности.
Высоцкий был одним из тех редких людей, кому суждено открывать новые горизонты в нашем сознании. Продолжая высказанную мысль, рискну утверждать — творчество Высоцкого предоставляет богатейший материал для индивидуального совершенствования. Освещая изнутри поступки и характеры своих героев, Высоцкий создал целостный поэтический мир, параллельный нашему, но лишенный косметики и недомолвок. Любой акцент или нюанс в его стихах ставит нас перед реальным жизненным фактом, а правда независимо от спроса всегда является дефицитом.
Конечно, бесполезно искать у Высоцкого готовых рецептов на все случаи жизни. Из многообразия тем, им затронутых, каждый волен выделять что-то ему особенно близкое по духу, взглядам, убеждениям, выбирать и... решать, что же с этим делать дальше? Если вы хотите сохранить реальное представление об окружающем мире, послушайте Высоцкого. «Пусть чаша горькая — я их не обману...» Он не обманет. Если вы хотите лучше узнать самого себя — попытайтесь вместе с ним пережить то, что переживает он с каждым из своих героев. Если вы хотите узнать себе цену — попытайтесь придерживаться высших принципов, составляющих основу гражданской позиции и творчества Владимира Высоцкого.
Конечно, нам привычнее ориентироваться в особенностях человеческого характера по классической литературе. Глубинные психологические анализы Достоевского и Толстого никогда не потеряют своей актуальности, и это естественно — человеческие страсти остаются неизменными на века. Но все-таки мы часто весьма отвлеченно воспринимаем уроки классики, автоматически ассоциируя их с далеким прошлым. Обстановка прошлых веков создавала благоприятную почву для философско-литературных изысканий в области человеческой души, смысла жизни и других. Мне кажется, что тогда великие произведения, уходящие в вечность (то есть принадлежащие и прошлому и будущему), могли создаваться и без учета конкретных требований настоящего времени, — размеренный ритм жизни делал этот фактор малосущественным.
Бешеные скорости и высокое напряжение, информационный взрыв и резкие контрасты современного быта требуют от Слова совершенно особого созвучия с нашими сегодняшними делами, проблемами, заботами. В наши дни самыми мудрыми рассуждениями о добре уже не удается всколыхнуть человеческие души. Только особое ощущение своего времени может заставить людей оглянуться вокруг, задуматься, начать постигать неизменные истины добра и справедливости. Высоцкий с безукоризненным мастерством решил эту сложнейшую задачу, неразрывно спаяв в своем творчестве противоположности: экстремальность и повседневность. Экстремальные ситуации в его стихах переставали быть для нас чем-то нереальным и далеким. А повседневность, будучи сконцентрирована в одном мгновении, вмещающем в себя множество жизненных кинокадров, поднимается до уровня экстремальности.
Такой синтез, утверждающий гармонию одной жизни и всей человеческой истории, не мог не натолкнуться на активное противодействие серости всех калибров. Вторжение вечности в современность никогда не проходит безболезненно. Поэтому голос Высоцкого, стремящийся проникнуть в душу своего народа, кто-то счел «несоответствующим», кто-то «чужеродным». В Советском Союзе было сделано немало, чтобы изолировать творчество Поэта от тех, ради кого он жил и творил. Не каждому дано выдержать это жестокое психологическое испытание, но Высоцкий ни разу не дал сбоя и в самые тяжелые моменты не поступился правдой.
Могу представить (есть уже собственный опыт), как часто приходилось ему выслушивать сердобольные советы. Причем, в виде самого искреннего дружеского сочувствия. И ведь правда, «можно свернуть, обрыв обогнуть». Но Высоцкий потому и дорог мне, что он весь в этой фразе: «... но мы выбираем трудный путь, опасный, как военная тропа...»
Показная святость и елей — эти неизбежные атрибуты «благополучной» атмосферы советской интеллигенции — были не менее чужды Высоцкому. Он никогда не шел на компромисс с совестью. Дерзкие, смелые рейды в глубины общественного сознания, героическая борьба за великую правду прошлого, настоящего и будущего — все это превратило жизнь Поэта в бесконечный десант..
Предчувствие великого Поэта не обманывало Высоцкого. Он не случайно сделал тему судьбы, рока доминантной в философии своего творчества. И те граждане России, кому дорог Высоцкий и его идеи должны действовать, чтобы в России хоть что-то изменилось к лучшему. Они должны действовать во имя будущего, во имя тех, кто придет после них. И, наконец, они должны действовать, чтобы не потерять высокое звание ЧЕЛОВЕКА! Такова «аксиома» Высоцкого. Он утвердил ее примером всей своей жизни.
Безусловно, Поэты не рождаются случайно. Да, в нынешней России с ее традициями инакомыслия, в стране, в которой Поэт, гораздо больше, чем Поэт, есть еще маленькая надежда на то, что на ее просторах зазвучит голос нового Высоцкого. И это, несмотря на то, что в России сегодня власть придержащие не хотят слышать правды, а подконтрольные средства массовой информации культивируют и при этом упиваются собственной исключительностью, не понимая, что это всего лишь торжество мании величия над определенными комплексами неполноценности. В нынешней России сегодня не хотят думать о том, что их ждет завтра, надеясь на то, что все проблемы разрешаться сами, ничего не делая для того, чтобы принять участие в их решении.
И в завершении этого реквиема по великому Поэту, глядя на то, как сегодня празднуют юбилей Высоцкого в России с тем, что творится в этой стране, мне на память вспомнилась гениальная по своей простоте фраза из его стихотворения: «...Нет ребята, все не так, все не так, как надо...».