ИРАН СТРЕМИТСЯ В ЯДЕРНЫЙ КЛУБ

ИРАН СТРЕМИТСЯ В ЯДЕРНЫЙ КЛУБ

Рамис ЮНУСОВ, Балтимор

Недавнее заявление официального представителя МИД Ирана Мохаммада Али Хосейни о том, что несмотря на начавшиеся в середине декабря поставки ядерного топлива из России для АЭС «Бушер», Иран намерен продолжить обогащать уран, говорит о том, что позиция Исламской Республики Иран по вопросу моратория на работы по обогащению урана очевидна. «Мы неоднократно заявляли, что мораторий в качестве предусловий — это старая тема», — подчеркнул Хоссейни.
«Что касается поставок ядерного топлива из России, то у Ирана есть завод по обогащению урана в Натанзе, продукция которого обеспечит ядерным топливом иранские АЭС. Эти АЭС будут построены в соответствии с существующим 20-летним планом», — добавил он, комментируя заявление российского МИД от 17 декабря о начале поставок ядерного топлива из России для иранской АЭС в Бушере, строительство которой ведется при содействии России.
«Поставка топлива осуществляется в соответствии с российско-иранским Межправительственным соглашением о строительстве АЭС "Бушер" и под контролем МАГАТЭ. Топливо для этой АЭС направляется с учетом необходимости своевременного предоставления иранской стороной в МАГАТЭ всей требуемой информации по АЭС "Бушер". Поставки будут осуществляться по февраль 2008 года.
После того, как российское топливо отработает на АЭС в Бушере, оно будет возвращено в Россию для последующей переработки и хранения. Все поставляемое топливо будет находиться в течение всего периода его пребывания на иранской территории под гарантиями и контролем МАГАТЭ», — говорится в сообщении МИД России.
В нем также подчеркивается, что иранская сторона также предоставила дополнительные письменные заверения, согласно которым топливо будет использоваться исключительно для АЭС в Бушере.
Однако заявление представителя МИД Ирана можно истолковать следующим образом: власти ИРИ, с одной стороны, приветствуют начало поставок топлива из России, а с другой — не намерены отказываться от решения самостоятельно обогащать уран для будущих иранских АЭС. При этом надо учитывать и то, что не вся иранская ядерная программа находится под контролем МАГАТЭ, по крайней мере, так считают эксперты этого агентства.
Неудивительно, что реакция США на данное заявление МИД ИРИ последовала незамедлительно. Как заявил сотрудник Центра стратегических и международных исследований Штатов, бывший аналитик министерства обороны страны профессор Энтони Кордсман, «если Иран начнет ядерную войну, то этим сотрет с лица Земли и себя, и Сирию». Далее, профессор представил исследование под названием «Иран, Израиль и ядерная война», в котором говорится, что «если никто не помешает Ирану развивать ядерную программу, то к 2010 году Исламская республика заполучит около 30 ядерных боеголовок и сможет начать ядерную войну с еврейским государством, которое обладает гораздо большим ядерным арсеналом — не менее 200 боеголовок».
Кордсман считает, что война будет иметь тяжелые последствия для Израиля, но Иран при этом вообще прекратит свое существование. По версии профессора, в результате ядерной войны погибнут от 200 до 800 тысяч израильтян и 16—28 млн. иранцев.
«Но Израиль обладает необходимым экономическим и демографическим потенциалом для послевоенного восстановления, а Иран — нет», — говорится в исследовании.
Отметим, что опубликование доклада национальной разведки США от 4 декабря 2007 года, в котором говорится, что Тегеран еще в 2003-м году прекратил попытки создания ядерных зарядов, никак не повлияло на отношение к иранской ядерной программе США, Великобритании и Франции, которые являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Эти страны продолжают настаивать на сохранении политического давления на Иран в Совбезе ООН и других международных организациях.
Зато другой постоянный член Совбеза — Россия совершенно по-иному отреагировала на опубликование доклада американской разведки. Так, во время встречи президента Российской Федерации с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили, В.Путин заявил, что Россия рассчитывает на открытость иранских ядерных программ и надеется, что они будут вестись под контролем МАГАТЭ.
Иранская сторона не преминула воспользоваться позицией Кремля, и во время московского визита главы МИД ИРИ, сопредседателя ирано-российской межправительственной комиссии Манучехра Мотакки, в декабре уходящего года, состоялось подписание протокола о долгосрочном сотрудничестве, которое предусматривает завершение строительства АЭС в Бушере.
Напомним, что соглашение о строительстве атомной электростанции в Бушере было достигнуто еще в 1992-м году и должно было завершиться в сентябре 2007 года. Однако из-за невыполнения иранской стороной обязательств по финансированию проекта, пуск АЭС перенесен на неопределенное время.
Само строительство осуществляется российской компанией ЗАО «Атомстройэкспорт», а стоимость контракта составляет около 1 млрд. долларов.
Можно ли считать заявление представителя МИД Ирана об использовании в работе иранских АЭС собственного ядерного топлива провалом политики международных организаций, а также США, Великобритании и Франции?
По мнению многих аналитиков, в вопросе производства ядерного топлива Ираном до сих пор остается очень много неясного. Иран ведет тайные дипломатические переговоры с Россией и США. А недавно администрация Буша заявила о том, что Иран в ближайшее время не сможет создать ядерного оружия. Но почему именно теперь Америка сделала это заявление? И на какую уступку пошел ради него Иран? Как видите много вопросов, но уверен, что ответы на них в ближайшее время не будут получены.
Ясно только одно: Иран, несмотря на все свои тактические шаги, всерьез настроен на создание своего ядерного оружия и пытается достичь этого различными способами. То иранские власти заявляют, что намерены заниматься обогащением урана исключительно в мирных целях, то пытаются получить ядерное топливо у России. При этом, ИРИ готова использовать поддержку, оказываемую ей Россией и Китаем. Иран аргументирует свои действия тем, что если ядерным оружием обладают Индия, Пакистан и Израиль, то почему Иран не должен обладать этим оружием. Но уверен, что США никогда не согласятся на превращение Ирана в ядерную державу.