МЕДИЙНЫЕ ДЕТИ

МЕДИЙНЫЕ ДЕТИ

Новые носители информации оказывают колоссальное воздействие на подрастающее поколение. Во многих случаях это влияние негативно и даже опасно.
По оценкам Бюро Переписи Населения США, взрослые и подростки, живущие в США, в 2007 году потратят почти пять месяцев (3 518 часов) на просмотр телепередач, путешествия по Интернету, чтение газет и прослушивание музыки. Более детальная разбивка выглядит следующим образом: в нынешнем году американцы проведут 65 дней перед ТВ и 41 день будут слушать радио. На Интернет и газеты будет потрачено по неделе времени.
В 2005 году маркетинговой фирмой Mediascope было проанализировано более 8 тыс. часов телепередач, транслировавшихся по различным каналам американского телевидения. Как было установлено, 58% программ содержали сцены насилия. Ученые из Университета штата Айова сравнили статистику реально совершенных преступлений (для этого были использованы данные ФБРFBI) и преступления, показанные в наиболее популярных телевизионных шоу, описывающих работу полиции и спецслужб. Как показало исследование, убийства составляют 0.2% всех преступлений, совершаемых в США, однако, убийства составляют половину всех преступлений, показанных по ТВ.
Ситуация с детскими программами еще более серьезна. Американская Академия Детской и Подростковой Психиатрии приводит следующие данные: почти две трети детских телепередач содержат акты насилия — в среднем, это составляет 6 актов насилия на час просмотра (это почти вдвое больше, чем во «взрослых» программах). В результате, если американский ребенок два часа в день смотрит по ТВ мульфильмы, то за год он становится свидетелем 10 тыс. актов насилия. К моменту, когда ребенок переходит в пятый класс, в его культурном «багаже» имеется колоссальный опыт насилия — за это время, он стал свидетелем 8 тыс. убийств и 100 тыс. актов насилия. Подростки, которые смотрят ТВ более часа в день, во взрослом возрасте совершают акты насилия в четыре раза чаще, чем их сверстники, не испытывавшие подобной тяги к «голубому экрану».
Американские рекламодатели считают большой удачей, если их телевизионный ролик оказал влияние на 1% зрителей. Если считать, что сцены насилия оказывают воздействие на тот же процент населения, то вырисовывается страшная картина. Если одну программу или фильм, содержащие акты насилия, посмотрели 10 млн. человек, то 100 тыс. из них становятся более агрессивными. Кроме того, исследования, проведенные под патронажем Американской Ассоциации Психологов, показали, что полученная таким образом агрессивность имеет свойство «накапливаться» у зрителей и способна спровоцировать человека на преступление.
Известный американский кинокритик Майкл Медвед (Michael Medved) заметил, что американское телевидение является самым страшным местом в стране. Ежедневно в прайм-тайм (время, когда у телевизоров собирается максимум зрителей) телезритель видит на экране примерно 350 персонажей. Семерых из них убивают. Медвед пишет: «Если экстраполировать эту статистику в реальную жизнь, то через 50 дней все жители США были бы мертвы».
Исследование Мичиганского Университета показало, что насилие на экране оказывает на человека действие, подобное никотину. Механизм его действия схож с действием сигареты: чем больше насилия видит человек, тем оно ему больше нравится. Более того, у любителей боевиков, агрессивных видеоигр и т.д. вырабатывается привычка к актам насилия. Если человек некоторое время лишен подобных зрелищ, то он начинает испытывать дискомфорт.
В реальности, современные медиа кардинальным образом изменили мир, в котором обитает молодое поколение США и иных индустриально развитых стран. Так, американские дети и подростки 8—18-ти лет в 2006 году тратили на медиа (просмотр, прослушивание, чтение, видеоигры, путешествия по Интернету и пр.) 45 часов в неделю — на прогулки и занятия спортом только 9 часов. Каждый час, который ребенок 4—7 лет проводит перед ТВ, увеличивает риск ожирения на 6% — если телевизор стоит в спальне ребенка, то степень риска возрастает на 31%. Среднестатистический американский ребенок ежегодно видит на телеэкране 40 тыс. реклам, при этом 80% рекламных роликов рассказывают ему о конфетах, «быстрой» (а, следовательно, «вредной») еде и игрушках.
Университет Миссури пришел к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые чаще смотрят телевизор. Как оказалось, дети со здоровым весом смотрят ТВ на 2 часа меньше, чем толстые (за неделю, 14 часов против 16-ти). Кроме того, полные дети реже играют на улице. Третий фактор ожирения: количество и качество общесемейных завтраков, обедов и ужинов. Чем чаще ребенок ест вместе с родителями, тем более «здоровую» еду он потребляет. Отсутствие родительского общества приводит к тому, что ребенок предпочитает потреблять сладости («вредная еда»), а не, например, овощи («полезная еда»). Кроме того, дети, питающиеся в одиночестве, как правило, параллельно смотрят ТВ, читают или играют в электронные игры — в этих условиях они съедают больше.
Исследовательская организация Common Sense Media пришла к выводу, что телевидение и видеоигры формируют представления юных американцев об идеале красоты: так, для девочек 11—17-ти лет главной мечтой является мечта о похудении, мальчики того же возраста мечтают получить такую фигуру, которая может стать реальностью лишь в результате использования стероидов.
Исследование компании Harris Interactive показало, что 8.5% юных американцев (в возрасте от 8-ми до 18-ти лет) могут считаться патологическими игроками, приобретшими неконтролируемую зависимость от видеоигр. При этом примерно четверть юных жителей США считают, что они перебарщивают с этим занятием. Восемь из каждых десяти юных жителей США играют в видеоигры, как минимум, один раз в месяц. В среднем, мальчики 8—12-ти лет занимаются подобным 13 часов в неделю. С возрастом эта страсть только усиливается — 13—18-летние подростки проводят перед игровыми видеоприставками 14 часов. Чем чаще несовершеннолетний игрок играет в видеоигры, тем хуже он успевает в школе, тем чаще проявляет агрессивность по отношению к другим людям и тем хуже его фигура (чрезмерное увлечение подобными забавами, как правило, приводит к набору лишнего веса). Негативное влияние видеоигр особенно усиливается в случае, если приставка установлена в спальне ребенка или подростка. В этом случае заметно увеличивается время, которое юный игрок проводит наедине с приставкой — до 24.5 часов в неделю. Подобные игроки намного чаще сталкиваются с проблемами в школе и на улице.
В США проводится достаточно много исследований феномена видеоигр. К примеру, в 2006 году Университет Айовы и Университет Мичигана независимо друг от друга пришли к выводу, что агрессивные видеоигры культивируют агрессивность и жестокость у геймеров. К прямо противоположным выводам пришли ученые из Университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign), которые доказывают, что игровое насилие и насилие в реальном мире прямо не связаны друг с другом. Более того, видеоигры позволяют развивать социальные навыки детей. В свою очередь, Университет Вашингтона в Сент-Луисе и Университет Торонто опубликовали совместное исследование, согласно которому видеоигры способны дать геймеру полезный опыт в определенных сферах реальной жизни.
Университет Индианаполиса (University School of Medicine in Indianapolis) пришел к выводу, что в мозгах подростков, любящих играть в видеоигры, содержащих большое количество актов насилия, происходят необычные изменения. В участках головного мозга, отвечающих за эмоции, отмечается увеличение активности, в участках мозга, ответственных за контроль и концентрацию, наоборот, наблюдается снижение активности. Любопытно, что увлечение «мирными» видеоиграми подобного воздействия не оказывает.
По данным фирмы Mediascope, 68% телешоу, транслируемых по американским телеканалам, содержат сексуальные сцены. При этом за период с 1998 по 2006 год количество подобных сцен на американском телеэкране удвоилось. Исследовательский центр Kaiser Family Foundation резюмирует: «Многие исследования показывают, что чем чаще ребенок или подросток сталкивается с подобными передачами, тем выше вероятность того, что он вступит в сексуальную связь в подростковом возрасте. Косвенным свидетельством этого является тот факт, что почти половина случаев венерических заболеваний в США диагностируется у молодых людей — в возрасте 15—24-х лет».
ТВ и кино также оказывают воздействие и на привычки ребенка. Так, по данным Калифорнийского Университета, половина подростков, имевших опыт курения, закурили и потому, что видели, как курят их любимые киногерои. Исследовательский центр RAND пришел к выводу, что дети и подростки, которые часто видят рекламу алкогольных напитков, начинают раньше пить и чаще употребляют спиртное. В рамках исследования изучались школьники 6—7 классов. Те из них, которые часто сталкивались с рекламой алкоголя — по ТВ, в газетах, журналах, в магазинах и даже на футболках — по прошествии времени начинали пить на 50% чаще, чем их сверстники, обделенные вниманием рекламистов спиртного. Согласно законодательству США, спиртные напитки (в том числе и пиво) запрещено продавать людям, не достигшим 21-летнего возраста. В любом случае, 17% опрошенных детей заявили, что они пили пиво. 16% сообщили, что обязательно приложатся к бутылке в течение ближайшего года. 23% скорее всего откажутся от этого удовольствия, 61% — однозначно пить не будут. Ранее проведенные замеры показали, что среднестатистический американский подросток видит 245 «алкогольных» рекламных роликов за год. Большей частью подобная реклама сопровождает телевизионные спортивные программы, в основном, трансляции матчей и гонок. Как оказалось, телереклама оказывает наиболее разрушительное воздействие на детей и подростков, остальные рекламные носители опасны в гораздо меньшей степени. Чем больше подобных реклам видит подросток, тем большие дозы спиртного он употребляет.
Интернет также опасен для психики и личности ребенка. Так, треть американских подростков, опрошенных Pew Research Center, заявили, что во Всемирной Сети они делают то, что вряд ли понравится их родителям. 64% из них считают, что «большинство тинейджеров делают в Интернете то, о чем их родители не должны знать».
Американская Академия Педиатрии в 2006 году пришла к выводу, что имеет смысл говорить о негативном «медиаэффекте», который снижает успеваемость детей в школе, повышает их агрессивность и приводит к различных психологичеким проблемам, в том числе, к ночным кошмарам.
Исследование компании Insight Research Group показало, что 57% американских родителей выражают беспокойство тем, что их дети потребляют слишком много медиапродукции (под этим понимается ТВ, кино- и видеофильмы, видео- и компьютерные игры, радио, чтение и пр.). 68% родителей считают, что медиапродукция влияет на здоровье их детей. 96% родителей считают, что они ответственны за то, какую медиапродукцию потребляют их дети, в то же время 68% опрошенных заявили, что свою долю ответственности за это должны нести производители медиаконтента.

Washington ProFile