СААКАШВИЛИ И ДЖУГАШВИЛИ

СААКАШВИЛИ И ДЖУГАШВИЛИ

Виктор ИЛЮХИН, студент факультета журналистики МГУ

Саакашвили и Сталин, история их прихода к власти и правления похожи друг на друга. Сталин приближался к правящим верхам на волне борьбы за демократическое устройство страны вместе с большевиками, которые поначалу единодушно ратовали за свободу слова, выборы в Учредительное собрание и гражданские права. Однако, став во главе государства, Коба применил особые средства для выхода из глубочайшего экономического кризиса: индустриализация на костях, коллективизация под страхом расстрела, голодомор и раскулачивание вместо помощи голодающим. Человеческий ресурс был просто рабочей силой, строительным материалом, бесправной, безликой массой,а репрессии и ГУЛАГ обеспечивали жесткий контроль за ним.
Саакашвили, конечно, не сравнится со Сталиным в хладнокровном кровопролитии, но по сути тоже диктатор, оказавшийся у власти в результате «демократической» бархатной революции роз, разыгранной по сербскому сценарию и провозглашавшей идеи свободы и либеральных преобразований. Однако, последующая деятельность грузинского лидера связана с методичным давлением на оппонентов и их запугиванием, установлением монополии одного (президентского) мнения на происходящее в стране, наказаниями для несогласных, бесконечными провокациями и бренчанием оружия в зоне грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов.
При этом Саакашвили явно страдает теми же фобиями, что и Джугашвили. Во-первых, он боится даже своего ближайшего окружения, власть опьянила его (отсюда конфликт с Окруашвили). Во-вторых, собственного народа: невиданный в цивилизованном обществе по своей жестокости разгон мирных демонстраций, взятие штурмом оппозиционного телеканала, настоящая охота на лидеров сопротивления и, наконец, введение ЧП.
Но Сталин жил в 20 веке в независимой от внешних факторов стране, поэтому установить тиранию было проще. В 21 же веке своими действиями грузинский президент подорвал не только легитимность своей власти, но и рискнул потерять поддержку (а значит, и финансирование) США (мощную опору его режима все эти годы), не говоря уже о ЕС и международных организациях типа ОБСЕ, в один голос осудивших его действия.
Поэтому организация досрочных президентских выбором стала единственным возможным выходом. Но выиграла ли оппозиция? Сомневаюсь. Под видом уступки президент сделал хорошо продуманный ход, видимо начал действовать по плану Б. Успеет ли рассеянная, ослабленная оппозиция мобилизоваться, восстановиться и провести полноценную избирательную кампанию, да еще и выставив единого кандидата? При том, что президентским выборам как ключевым обычно предшествуют парламентские, но противники Саакашвили лишены и этого подготовительного этапа.
В состоянии ЧП Грузия парализована и пока все лидеры оппозиции не могут вести переговоры. Ситуация усугубляется фактическим прекращением работы информационных служб СМИ.
Вмешиваться ли России? На мой взгляд, этого делать не стоит, если, конечно, не попросят. Так как уже сейчас Саакашвили только и делает, что разыгрывает карту «Россия — злейший враг». Это идея должна естественным образом дискредитировать себя, а для этого нужно сохранять нейтралитет, просто будучи готовыми помочь в любую минуту. Уверен, что США сейчас тоже выжидают и решают, какую политическую силу на выборах поддержать, нынешний президент теперь совсем не соответствует их концепции демократического лидера, даже формально.
Я считаю, что обвинения в адрес России беспочвенны. При всем желании невозможно подстроить стихийный многодневный митинг протеста. Только лишь кознями Москвы не объясняется недовольство грузинского народа нынешним режимом и не заставишь людей идти против водометов и резиновых пуль. Россия ждет, пока к власти в Грузии естественным и легитимным путем придет к власти адекватное правительство, с которым можно будет хотя бы вести диалог.